Родители и техника
Dec. 22nd, 2011 03:15 amКаждый раз, когда испанский летчик приезжает в Берлин, он для начала приземляется у родителей, и пропадает. Казалось бы - все логично. Приехал к маме с папой, наверное они ему обрадовались, бросились кормить и разговаривать...
Ан нет.
Часа через 4 выясняется, что все иначе. Он звонит, сердитый и в плохом настроении, и жалуется: "Все так ужасно! Знаешь чем я занят последние 4 часа?! Я пытаюсь объяснить родителям интернет! Ты когда-нибудь пыталась объяснить родителям интернет? Это так ужасно. И ведь родителей нельзя ненавидеть! Но объяснять родителям что-то компьютерное... Я тут застрелюсь сейчас! Или кого-нибудь убью!"

Мне повезло - я научилась работать с компьютерами, когда мне было мало лет, к тому же первую порцию знаний я получила от преподавателей, которым за возню с нами давали денег. У меня была огромная мотивация и больше любопытство, комбинированное с хорошей обучаемостью (как у всех в таком возрасте).
Как только появлися интернет, я нашла его русскоязычную часть, и это сильно изменило мою жизнь к лучшему. Я уехала в Германию и для начала попала в страшную изоляцию, вокруг было очень мало людей, говоривших по-русски, и особенно мало было людей моего возраста, и еще разделявших мои интересы. А в интернете я немедленно нашла чат-сеть IRC, и в ней я нашла несколько тысяч ровесников, и сколько-то сотен разделявших любой интерес.
Там меня научили разбирать и собирать обратно компьютеры, обучили компьютерному жаргону, который полносттью прошел мимо меня (т.к. там они появились после моего отъезда) и вообще, там, обмениваясь всем на свете в чатах, я быстренько научилась писать 400 знаков в минуту. Позже в интернете начало находиться все, от рецептов до объяснений, как сделать что угодно - будь то в настоящей жизни какими0то материалами, или в любых программах. Т.к. большинство хороших объяснений в первое время нахоились только на английском. я заодно быстренько доучила английский.
А у моих родителей компьютер появился очень поздно. И я честно от этого страдала. Мама долго вопротивлялась, ныла, "я это не смогу" и "зачем мне это надо". А я все больше понимала, что надо, пусть даже просто для развлечения. Я люблю делиться с мамой разными мыслями по поводу творчества. А как делиться ими, если большинство из них в компьютере начинаются, и там же и заканчиваются? Каждый раз таскать маму к монитору, показывать десяток картинок? Не так часто ее затащишь. И вообще, у нее у самой столько картинок. Столько друзей, с которыми сто лет не виделась и не слышалась, и изоляция тоже присутствовала в ее жизни и давила на нее.
В какой-то момент (кажется 4 или 5 лет назад) я просто купила компьютер и поставила его к маме.
Показала элементарные вещи и потом оставила ее с ним наедине. На пару недель. Мама, научившаяся только нажимать что-то в браузере, в первое время только листала чужие жж, и осторожно нажимала ссылки, которые я ей присылала. Неспеша училась отвечать на электронные письма, и смотреть видео в ютюбе. А потом я научила ее писать в жж - это не произвело на нее вообще никакого впечатления, и никаких творческих порывов не вызвало. Зато когда я научила ее сканить картинки и вставлять их туда же, она в первый же день сделала три поста! Вот это ей понравилось!
С этого момента она выставляла все свеженарисованные картинки, отвечала на комменты, радовалась. Когда в ее день рождения ей вдруг написали 100 комментариев, она радовалась как ребенок! И это было здорово.
Сейчас у нее есть несколько подруг, с которыми она регулярно переписывается, обменивается фотографиями внуков и картинками с кошечками. Она утром включает компьютер и смотрит почту. Когда я в поездках, она пишет мне письма и следит за моими записями в жж. (И когда я сплю, послеживает, как народ себя ведет в мое отсутствие.) :-)
И вообще, до такой степени освоилась в интернете, что иногда пишет мейлы вроде "у меня суп есть" или, увидев в 3 часа ночи пост подруги, с фотографиями нас в каком-то жутком клубе, задирающих ножки выше столов, оставляет сердитые комментарии: "А ну быстро все по домам, спать!" :-)))
Посердиться на нее как-то ни разу не приходилось.
Мне всегда было ясно, что мама не в состоянии ничего ужасного сделать компьютеру. Ну что она может сделать? Ну что такого может нажать мама, чтобы все прямо умерло? Мамы, они слишком осторожные, и миро передвигаются между тремя знакомыми кнопками.
Если в мамином компьютере происходит какая-то страшная катастрофа, значит это стихийное бедствие (неподвластное никому). Вроде умирающего железа или чего-то такого. Главный рецепт программистов мама уже выучила - если совсем ничего не работает, выключить и включить снова. Если это не помогает, значит мама не при чем, и дело серьезное, все равно надо смотреть понимающим людям.
И я понимаю, что, когда мамы с ужасом говорят, что "кажется я удалила весь интернет" или "кажется я стерла все-все и все расплавилось", не надо нервничать. Это маловероятно.
Тем удивительнее мне со всех сторон слышать, как большинство знакомых "детей" страшным голосом орут на своих мам, пап и бабушек, когда они чего-то не могут в компьютере.
Периодически мама пытается мне объяснить проблему какой-нибудь подруги, которая живет в лучшем случае в соседнем городе, а иногда и в другой стране.
Ну это, понятное дело, совсем безнадежно. Когда один такой "супер спец" другому пытается своими словами обрисовать какую-то проблему, а потом это свободно пересказывается третьему, понять, что там случилось, обычно нельзя.
Мамы и бабушки произвольно вставляют подхваченные где-то (ничего им не говорящие) слова вроде "сервер" или "хостинг" в любые предложения, и когда разводишь руками. говорят: "Ну может не сервер, может быть мейл, какая разница!"
Но на вопрос, почему та или иная мама или бабушка не спросит у своего многочисленного молодняка, я всегда слышу: "Потому что они так на нее орут. Так орут. Вот придут и кричат и ругаются, и злятся и по комнате бегают. Им прямо страшно внука (внучку, дочку, сына) лишний раз спросить.
Я понимаю, что наверное людям просто неохота, что появилась еще одна забота. Но с другой стороны - родитель, оторванный от интернета - это ведь еще большее неудобство, разве нет? Ничего ему (ей) не пошлешь, не покажешь, и вообще. Если человек много времени проводил в интернете, будет ходить маяться, потому что у него отняли игрушку. А родителей хочется видеть увлеченными чем-то, занятыми интересным.
А вы - взрываетесь, когда надо бабушке объяснить, почему видео не открывается? Когда у мамы вдруг не работает интернет, или у дедушки вдруг письма не открываются?
А ваши дети и внуки рычат на вас, когда вам что-то надо в компьютере починить или объяснить? Нервничают, вскакивают и бегают по комнате, возмущенные вашей тугодумностью? :-)
Ан нет.
Часа через 4 выясняется, что все иначе. Он звонит, сердитый и в плохом настроении, и жалуется: "Все так ужасно! Знаешь чем я занят последние 4 часа?! Я пытаюсь объяснить родителям интернет! Ты когда-нибудь пыталась объяснить родителям интернет? Это так ужасно. И ведь родителей нельзя ненавидеть! Но объяснять родителям что-то компьютерное... Я тут застрелюсь сейчас! Или кого-нибудь убью!"

Мне повезло - я научилась работать с компьютерами, когда мне было мало лет, к тому же первую порцию знаний я получила от преподавателей, которым за возню с нами давали денег. У меня была огромная мотивация и больше любопытство, комбинированное с хорошей обучаемостью (как у всех в таком возрасте).
Как только появлися интернет, я нашла его русскоязычную часть, и это сильно изменило мою жизнь к лучшему. Я уехала в Германию и для начала попала в страшную изоляцию, вокруг было очень мало людей, говоривших по-русски, и особенно мало было людей моего возраста, и еще разделявших мои интересы. А в интернете я немедленно нашла чат-сеть IRC, и в ней я нашла несколько тысяч ровесников, и сколько-то сотен разделявших любой интерес.
Там меня научили разбирать и собирать обратно компьютеры, обучили компьютерному жаргону, который полносттью прошел мимо меня (т.к. там они появились после моего отъезда) и вообще, там, обмениваясь всем на свете в чатах, я быстренько научилась писать 400 знаков в минуту. Позже в интернете начало находиться все, от рецептов до объяснений, как сделать что угодно - будь то в настоящей жизни какими0то материалами, или в любых программах. Т.к. большинство хороших объяснений в первое время нахоились только на английском. я заодно быстренько доучила английский.
А у моих родителей компьютер появился очень поздно. И я честно от этого страдала. Мама долго вопротивлялась, ныла, "я это не смогу" и "зачем мне это надо". А я все больше понимала, что надо, пусть даже просто для развлечения. Я люблю делиться с мамой разными мыслями по поводу творчества. А как делиться ими, если большинство из них в компьютере начинаются, и там же и заканчиваются? Каждый раз таскать маму к монитору, показывать десяток картинок? Не так часто ее затащишь. И вообще, у нее у самой столько картинок. Столько друзей, с которыми сто лет не виделась и не слышалась, и изоляция тоже присутствовала в ее жизни и давила на нее.
В какой-то момент (кажется 4 или 5 лет назад) я просто купила компьютер и поставила его к маме.
Показала элементарные вещи и потом оставила ее с ним наедине. На пару недель. Мама, научившаяся только нажимать что-то в браузере, в первое время только листала чужие жж, и осторожно нажимала ссылки, которые я ей присылала. Неспеша училась отвечать на электронные письма, и смотреть видео в ютюбе. А потом я научила ее писать в жж - это не произвело на нее вообще никакого впечатления, и никаких творческих порывов не вызвало. Зато когда я научила ее сканить картинки и вставлять их туда же, она в первый же день сделала три поста! Вот это ей понравилось!
С этого момента она выставляла все свеженарисованные картинки, отвечала на комменты, радовалась. Когда в ее день рождения ей вдруг написали 100 комментариев, она радовалась как ребенок! И это было здорово.
Сейчас у нее есть несколько подруг, с которыми она регулярно переписывается, обменивается фотографиями внуков и картинками с кошечками. Она утром включает компьютер и смотрит почту. Когда я в поездках, она пишет мне письма и следит за моими записями в жж. (И когда я сплю, послеживает, как народ себя ведет в мое отсутствие.) :-)
И вообще, до такой степени освоилась в интернете, что иногда пишет мейлы вроде "у меня суп есть" или, увидев в 3 часа ночи пост подруги, с фотографиями нас в каком-то жутком клубе, задирающих ножки выше столов, оставляет сердитые комментарии: "А ну быстро все по домам, спать!" :-)))
Посердиться на нее как-то ни разу не приходилось.
Мне всегда было ясно, что мама не в состоянии ничего ужасного сделать компьютеру. Ну что она может сделать? Ну что такого может нажать мама, чтобы все прямо умерло? Мамы, они слишком осторожные, и миро передвигаются между тремя знакомыми кнопками.
Если в мамином компьютере происходит какая-то страшная катастрофа, значит это стихийное бедствие (неподвластное никому). Вроде умирающего железа или чего-то такого. Главный рецепт программистов мама уже выучила - если совсем ничего не работает, выключить и включить снова. Если это не помогает, значит мама не при чем, и дело серьезное, все равно надо смотреть понимающим людям.
И я понимаю, что, когда мамы с ужасом говорят, что "кажется я удалила весь интернет" или "кажется я стерла все-все и все расплавилось", не надо нервничать. Это маловероятно.
Тем удивительнее мне со всех сторон слышать, как большинство знакомых "детей" страшным голосом орут на своих мам, пап и бабушек, когда они чего-то не могут в компьютере.
Периодически мама пытается мне объяснить проблему какой-нибудь подруги, которая живет в лучшем случае в соседнем городе, а иногда и в другой стране.
Ну это, понятное дело, совсем безнадежно. Когда один такой "супер спец" другому пытается своими словами обрисовать какую-то проблему, а потом это свободно пересказывается третьему, понять, что там случилось, обычно нельзя.
Мамы и бабушки произвольно вставляют подхваченные где-то (ничего им не говорящие) слова вроде "сервер" или "хостинг" в любые предложения, и когда разводишь руками. говорят: "Ну может не сервер, может быть мейл, какая разница!"
Но на вопрос, почему та или иная мама или бабушка не спросит у своего многочисленного молодняка, я всегда слышу: "Потому что они так на нее орут. Так орут. Вот придут и кричат и ругаются, и злятся и по комнате бегают. Им прямо страшно внука (внучку, дочку, сына) лишний раз спросить.
Я понимаю, что наверное людям просто неохота, что появилась еще одна забота. Но с другой стороны - родитель, оторванный от интернета - это ведь еще большее неудобство, разве нет? Ничего ему (ей) не пошлешь, не покажешь, и вообще. Если человек много времени проводил в интернете, будет ходить маяться, потому что у него отняли игрушку. А родителей хочется видеть увлеченными чем-то, занятыми интересным.
А вы - взрываетесь, когда надо бабушке объяснить, почему видео не открывается? Когда у мамы вдруг не работает интернет, или у дедушки вдруг письма не открываются?
А ваши дети и внуки рычат на вас, когда вам что-то надо в компьютере починить или объяснить? Нервничают, вскакивают и бегают по комнате, возмущенные вашей тугодумностью? :-)
no subject
Date: 2011-12-22 02:25 am (UTC)Правда, недавно был курьез. У меня, говорит, ноутбук умер. Приезжаю - он разряжен в ноль. Как в анекдоте: включите в розетку:-)
Все это забавно и не напрягает совершенно.
no subject
Date: 2011-12-22 03:30 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:29 am (UTC)Показывал, делали вместе, всё без толку - когда она наедине с собой, она ничего из выученного не пытается использовать. Теперь она купила, iPad, я сказал - "всё", Мака я не знаю.
no subject
Date: 2011-12-23 03:17 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:30 am (UTC)наверное, это звучит цинично... :/
no subject
Date: 2011-12-22 02:50 am (UTC)Когда захочет написать вам письмо про суп - разберется ;-)
(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:30 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 09:39 am (UTC)подробнее - http://7228782.livejournal.com/
no subject
Date: 2011-12-22 02:41 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 02:51 am (UTC)Хороший антивирус поставить и велеть маме не нажимать на них. :-)
Спасаться от любой порнографии бегтсовм. :-)
(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:41 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 02:55 am (UTC)У нее нету списка из 50 дел, которые надо за день за компьютером успеть.
Я многда замечаю, что она межденнл печатает, медленно и не самым оптимальным путем открывает ссылки из писем, сами письма, новые окна и.т.д. Да, есть способы сделать это в 3 раза экономнее. Но я к ней не лезу. Она приспособилась. как ей удобно, и вот пусть делает.
Я конечно гораздо эффективнее работаю (мне это и нужно), но я пытаюсь представить, что было бы, если бы кто-то подошел ко мне, когда я за компом, и начал бы "это ты не так нажимаешь, сюда не так надо приходить". И так комментировал бы все, что я спокойно давно делаю своим способом. Мне бы не понравилось, и все равно он уйдет и я дальше буду делать по-своему. Вот и мамы так же - пусть делают как приспособились.
(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:53 am (UTC)Самое смешное, что когда маменька столкнулась с системой общения на форуме, с которой ни я ни отец особенно не знакомы, она быстренько со всем самостоятельно разобралась. Ведь может, когда нужно.
А когда можно воспользоваться кем-то другим - зачем?
no subject
Date: 2011-12-22 02:56 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:54 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 02:54 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 02:57 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 02:58 am (UTC)С остальным уже мучается мой брат. Он как-то научил родителей пользовать скайпом и даже переносить фотографии на компьютер. Но до активного использования интернета у них так и не дошло. Ни картинки, ни рецепты, ни новости, так ничего их и не зацепило.
no subject
Date: 2011-12-22 03:03 am (UTC)У меня дедушка лет в 75 сам взял и обучился работе на компьютере по книжкам, изредка позванивая по сложным вопросам. И теперь даже сам виндоуз переустанавливает) И бабушку учит.
А другие бабушка с дедушкой так и не смогли проникнуться. Хотя может все еще впереди)
no subject
Date: 2011-12-22 03:10 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 03:10 am (UTC)а дочь учила именно так - сделала ей страницу Вконтакте и сказала - все, на жми...Она первое время опасалась - я,говорит, сломаю там что-нибудь. Я ей сказала, что интернет сломать невозможно. Жми смело, потом разберешься. Сейчас у нее собственный ноут и она с ним все что угодно умеет делать )))
no subject
Date: 2011-12-22 03:16 am (UTC)на мои просьбы читать инструкции у нее всегда один ответ: "зачем? у меня ведь ты есть!"
no subject
Date: 2011-12-22 03:26 am (UTC)- Боже упаси!
Но, с ними живет мой брат, и если мы хотим с мамой увидеться и поболтать он-лайн, он нам налаживает связь. :)
Меня удивляет другое. Для меня кухонная техника, сделанная в СССР, непонятный зверь, к которому, как бы я не подошла, я его не соберу! При этом, мама делает это одной левой закрытыми глазами, и смотрит на меня так ласково:
- Ну, все же просто.
Тогда как освоить пару кнопок на компе для мамы непосильная задача. :)
Папа у меня вообще запущенный случай. К микроволновке не подходил года три, моб тел. взял руки через 5 лет, после его появления в доме. Знает на нем две кнопки: Ответить и отключить. При этом человек очень умный, даже слишком, для меня.:-))
no subject
Date: 2011-12-22 06:48 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 03:40 am (UTC)посадила ее на сериалы, но качать серии сама она не хочет, я ей на флешке приношу, кино она по телевизору смотрит... уже у двух ее подруг ноутбуки появились благодаря ее примеру, может, как они освоятся с ними, поставлю им скайп и аську, пусть общаются)
было бы здорово маму активнее подключить ко всяким интересностям в интернете, но фиг знает как(((
замечено, что чем лучше родитель связан с современной культурой, тем больше он молодеет:))))
я вот иногда злюсь:(((
Date: 2011-12-22 03:58 am (UTC)Хотя я все понимаю - папа на 30 лет старше.. и вообще он флегматик а я холерик... Но если мы делаем что-то вместе, я держусь ровно до той минуты, когда папа произносит: "Куда ты торопишься? Надо все медленно, внимательно делать ". И тут вау, выдержки как не бывало - вцепляемся друг в друга. Но неправильно было бы думать что я одна такая злючка.. Получается семейная милая взаимная ругань:))))
И недавно учила маму делать скриншот - Принт скрин, вставить в пейнт... (причем мама пользуется интернетом, почтой, скайпом, сама освоила 10-пальцевую печать, то есть вроде скриншот должен был влет получиться...но...) - -я рассказала по телефону что такое скриншот, продиктовала последовательность действий, настояла чтобы мама записала все по пунктам, пожелала успехов и повесила трубку... Через 5 минут перезванивает взвинченная мама и кричит - "Жму я, жму на твой ПринтСкрин.. И ведь ничего не происходит!!!!!!!!!!"
Так и не выяснила почему она не смотрит в только на написанную инструкцию.. Но скриншот мы все же осилили:))))
no subject
Date: 2011-12-22 04:00 am (UTC)Так что теперь я запаслась мешком терпения, организовала удалённый доступ к компьютеру на случай "если вдруг что" и совершенно по-настоящему прихожу в восторг, когда маме что-то самой удаётся, что мне даже и показать не пришло в голову)))
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-12-22 04:07 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 04:35 am (UTC)а папа как раз из любителей поумничать, не врубаясь в тему. обсуждали с ним ридеры по телефону, говорю, ну у этого только тач-скрин из отличий. ну это да, а еще там сенсорный экран, отвечает)
мама освоила скайп, сайт с рецептами для мульти и игру 100 к 1 и счастлива неимоверно!
no subject
Date: 2011-12-22 05:26 am (UTC)Люблю наблюдать, как немолодые люди находят способ применять новые технологии в своей жизни )
no subject
Date: 2011-12-22 04:35 am (UTC)Телефон разряжается. видеокамера, о которой она мечтала всю жизнь, плохо снимает панорамы на максимальном зуме. Компьютер на работе отказывается сохранять файлы в нужные папки.
когда собирались в путешествие по Европе, специально завел ей ник в Скайпе. Мама немного посопротивлялась, но когда услышала волшебное слово БЕСПЛАТНО, согласилась пройти ускоренный курс молодого скайпца.
Объясняю.
- услышишь вот такой звонок, - вышел в соседнюю комнату, позвонил с другого компа, - жми вот на эту зеленую кнопочку.
для верности ДВАЖДЫ отрепетировали звонок. Мама радовалась, как ребенок, когда слышала голос сына из соседней комнаты и даже видела его (т.е. мой, светлый лик в мониторе).
- а как сделать, чтобы я всегда могла видеть тебя во время разговора?
- жмешь сюда, сюда и сюда.
- ладно, пусть будет без камеры, - пошла на попятную мама.
звоню из Германии. трубку мама не берет и постоянно вываливается из сети.
нервничаю.
звонит мобильный.
мама: я жму на зеленую кнопочку, а компьютер гаснет!
я: как это?!
мама: не знаю(((
чувствую в голосе обиду, что научил неправильно.
я: зеленую кнопочку на мониторе компьютера жмешь?
мама: нет, на самом компьютере жму зеленую кнопочку. ты показывал!
долго пытаюсь вспомнить зеленую кнопочку на компьютере и вспоминаю!
ЭТО КНОПКА СЕТЕВОГО ВКЛЮЧЕНИЯ!!!
Зеленую кнопочку мы разъясняли в международном роуминге. минус 350 рублей)
Помню, мама рассказывала мне:
- когда по радио сообщили, что Гагарин – в космосе, нас всех отпустили с уроков!
Я шла по улице и смеялась от счастья – этого не может быть!
А теперь их запускают каждый месяц и никого это не удивляет.
Интересно, что удивительного придумают для моих правнуков.
А по мне, так ничего удивительнее самих правнуков никто ничего не придумает.
очень актуально
Date: 2011-12-22 04:36 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 04:38 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-22 04:41 am (UTC)А потом, конечно, я их обогнала в плане компьютерной грамотности. И несколько лет назад учила маму пользоваться интернетом. К счастью, она за компьютером уже была не новичком, поэтому панического страха не было :) Освоили и торренты, и скачивание роликов с ютуба, и всякие почты-мессенджеры, естественно. Самые сложные процедуры мама записывает на бумажку и потом прекрасно воспроизводит по бумажке, пока не запомнит. Тоже выход.
no subject
Date: 2011-12-22 05:30 am (UTC)Молодцы у Вас родители, сохраняют интерес к миру и мотивацию к познанию нового =)
no subject
Date: 2011-12-22 04:57 am (UTC)