Ну, что думаете? Расстрел или ура?
Jul. 18th, 2011 11:18 pmТут все регулярно просят дискуссий об авторском праве - вот вам такая, живая настоящая история.

Некоторые истории безобидно начинаются: я увидела в интернете шрифт, который мне очень понравился. Я опросила своих читателей, они мне за 5 минут сказали, что это за шрифт, я побежала и купила его, чтобы пользоваться и радоваться. У меня даже план уже был, что я хочу с этим шрифтом сделать - у меня был проект, к которому я его немедленно приложила. Но вдохновение приходит во время еды: шрифт мне так нравился, и идеи приходили в голову - не только английские. И начала я мучить вопросами
yurigordon, нельзя ли этот шрифт как-то руссифицировать. Вопрос мой включал все варианты - я не друг воровства или пиратства, но я и не знаю, как это делается. Я думала, что может как-то можно у автора спросить разрешения, или с ним вместе это сделать, или не знаю. Но т.к. я его хотела на тот момент для пригласительной открытки и фотоальбома для моего сына, на свадьбу,
yurigordon просто сел и сделал мне за 2 часа русскую версию, я раскрасила открытки, и успокоилась. На этот момент все было а 100% легально, т.к. для некоммерческих целей можно перековеркивать купленный шрифт вообще во что угодно.
И тут началось. Пишет мне клиент: "Ой, мы вот видели у тебя таким шрифтом написано - а ты можешь нам этим шрифтом написать?"
Что отвечать?
Не могу.
:-)
Написала
yurigordon: что делать: И мне самой этот шрифт жутко нравится, и хотелось бы легально не только англоязычное свое им оформлять. И люди просют, уже не первые.
yurigordon сел, и сделал похожий шрифт.
Очень похожий, но другой.
У него в жж с сегодняшнего дня висит история возникновения этого шрифта, и даже описан процесс. Вот, почитайте.
В результате получились другие буквы, при наложении друг на друга они не совпадают, это другой шрифт (уже и кириллический и латинский). Переделывая все, мы обсуждали, что в том шрифте не нравилось мне,
yurigordon сделал иначе то, что считал не достаточно гармоничным в том шрифте. На мой взгляд (как это часто бывает) его версия получилась лучше первой. Он прибавил к этому шрифту еще охапку моих котиков, назвал результат YuMi и выставил на обсуждение.
И теперь разгорается дискуссия об этическом вопросе.
Подобные истории уже многократно обсуждались мной с моим юристом. У меня тут есть знакомый юрист - супер зверь, как раз по европейскому авторскому праву, копирайтам и всяческим разбирательствам именно в отношении графических элементов. Он собаку съел на этой теме, сто раз судился, и еще в сто раз чаще не доводил дело до суда, а (с помощью экспертов, или без) приводил всех к очевидному решения вне суда. Когда становится во такой вопрос (особенно в отношении шрифтов) начинается увеличивание и накладывание каждой отдельной буквы друг на друга. сверяются пропорции, где у кого какой хвостик проходит, на какой высоте, и.т.д. Но самое главное - ищутся похожие зарубинки, дефекты, какие-то признаки того, что второй у первого не "срисовал". а взял чужое и немного это подкрутил.
Если в якобы "плагиат" обнаруживаются следы почерка предыдущего - одинаковые дефекты линии, дрожания и.т.д. - тогда дело совсем плохо и можно не продолжать, воровство доказано.
Если видно, что человек чужое не переделал, а хотя бы обвел, то шансы на то, чтобы выиграть в споре за плагиат, резко падают. Если в большинстве случаев не подходит даже слово "обвел", потому что объекты практически нигде не совпадают, а только общая картина "похожа по характеру", юридически спор можно считать законченным.
Если речь идет об иллюстрации, еще можно начинать дискуссию о том, был ли украден "один в один" сюжет конкретной иллюстрации, но там тоже все очень шатко и валко. Если иллюстрация на 100% не похожа ни на одну конкретную, а, например, является компиляцией из двух - тоже уже практически бесполезно судиться.
В общем - с точки зрения юриста это не воровство, не плагиат и "вопрос сугубо этический, а так же вопрос личных эмоций".
При этом он сам тут же говорит, что эмоции могут быть очень разными. Чаще всего именно авторы из восточной Европы немедленно устраивают склоки и скандалы, требуя справедливости. Западные авторы, поняв, что прямого воровства не случилось, и судиться не о чем, немедленно включают приветливую волну, и начинают писать у себя в блогах: "Ой, как мне приятно, такой-то автор вдохновился моей работой и сделал вот такой "фэн-арт!"
Не факт, что это всегда есть честное выражение того, что чувствует автор, но просто многие понимают, что если ссориться не о чем, то лучше дружить, потому что это вообще всегда лучше.
Например, всем известная художника Одри Кавасаки, обнаружив, что у нее срисовывает пол интернета, взяла и организовала коллективную выставку всех, кто у нее чего срисовал. Большая такая вечеринка на всех, кому нравится одно и то же. :-)
Там же, в комментах у
yurigordon кто-то (кажется искренне) написал, что "а я бы воспринял такое как комплимент и обрадовался бы".
А вы?
Давайте представим, что это ваш шрифт? Какими будут ваши чувства?
Или давайте представим, что у кого-то была идея, а вы (ну вот невозможно ничего с собой поделать) влюбились в эту идею со страшной силой, и очень захотелось "позаимствовать" ее близко к тексту. Сделали все так, что судиться не о чем. Вам бы было стыдно так поступать? Считаете ли вы, что иногда так сделать можно, если очень-очень хочется, и вот именно это так ко всему вашему подходит?
P.S. На самом деле следующее, что собирается сделать
yurigordon, это написать и показать всю историю автору оригинального шрифта. И вот посмотрим, что он на всю эту историю скажет. И предложит ли он какой-нибудь вариант легального взаимодействия. Или обидится и заявит протест. А вы что думаете? А вы бы что сделали?

Некоторые истории безобидно начинаются: я увидела в интернете шрифт, который мне очень понравился. Я опросила своих читателей, они мне за 5 минут сказали, что это за шрифт, я побежала и купила его, чтобы пользоваться и радоваться. У меня даже план уже был, что я хочу с этим шрифтом сделать - у меня был проект, к которому я его немедленно приложила. Но вдохновение приходит во время еды: шрифт мне так нравился, и идеи приходили в голову - не только английские. И начала я мучить вопросами
И тут началось. Пишет мне клиент: "Ой, мы вот видели у тебя таким шрифтом написано - а ты можешь нам этим шрифтом написать?"
Что отвечать?
Не могу.
:-)
Написала
Очень похожий, но другой.
У него в жж с сегодняшнего дня висит история возникновения этого шрифта, и даже описан процесс. Вот, почитайте.
В результате получились другие буквы, при наложении друг на друга они не совпадают, это другой шрифт (уже и кириллический и латинский). Переделывая все, мы обсуждали, что в том шрифте не нравилось мне,
И теперь разгорается дискуссия об этическом вопросе.
Подобные истории уже многократно обсуждались мной с моим юристом. У меня тут есть знакомый юрист - супер зверь, как раз по европейскому авторскому праву, копирайтам и всяческим разбирательствам именно в отношении графических элементов. Он собаку съел на этой теме, сто раз судился, и еще в сто раз чаще не доводил дело до суда, а (с помощью экспертов, или без) приводил всех к очевидному решения вне суда. Когда становится во такой вопрос (особенно в отношении шрифтов) начинается увеличивание и накладывание каждой отдельной буквы друг на друга. сверяются пропорции, где у кого какой хвостик проходит, на какой высоте, и.т.д. Но самое главное - ищутся похожие зарубинки, дефекты, какие-то признаки того, что второй у первого не "срисовал". а взял чужое и немного это подкрутил.
Если в якобы "плагиат" обнаруживаются следы почерка предыдущего - одинаковые дефекты линии, дрожания и.т.д. - тогда дело совсем плохо и можно не продолжать, воровство доказано.
Если видно, что человек чужое не переделал, а хотя бы обвел, то шансы на то, чтобы выиграть в споре за плагиат, резко падают. Если в большинстве случаев не подходит даже слово "обвел", потому что объекты практически нигде не совпадают, а только общая картина "похожа по характеру", юридически спор можно считать законченным.
Если речь идет об иллюстрации, еще можно начинать дискуссию о том, был ли украден "один в один" сюжет конкретной иллюстрации, но там тоже все очень шатко и валко. Если иллюстрация на 100% не похожа ни на одну конкретную, а, например, является компиляцией из двух - тоже уже практически бесполезно судиться.
В общем - с точки зрения юриста это не воровство, не плагиат и "вопрос сугубо этический, а так же вопрос личных эмоций".
При этом он сам тут же говорит, что эмоции могут быть очень разными. Чаще всего именно авторы из восточной Европы немедленно устраивают склоки и скандалы, требуя справедливости. Западные авторы, поняв, что прямого воровства не случилось, и судиться не о чем, немедленно включают приветливую волну, и начинают писать у себя в блогах: "Ой, как мне приятно, такой-то автор вдохновился моей работой и сделал вот такой "фэн-арт!"
Не факт, что это всегда есть честное выражение того, что чувствует автор, но просто многие понимают, что если ссориться не о чем, то лучше дружить, потому что это вообще всегда лучше.
Например, всем известная художника Одри Кавасаки, обнаружив, что у нее срисовывает пол интернета, взяла и организовала коллективную выставку всех, кто у нее чего срисовал. Большая такая вечеринка на всех, кому нравится одно и то же. :-)
Там же, в комментах у
А вы?
Давайте представим, что это ваш шрифт? Какими будут ваши чувства?
Или давайте представим, что у кого-то была идея, а вы (ну вот невозможно ничего с собой поделать) влюбились в эту идею со страшной силой, и очень захотелось "позаимствовать" ее близко к тексту. Сделали все так, что судиться не о чем. Вам бы было стыдно так поступать? Считаете ли вы, что иногда так сделать можно, если очень-очень хочется, и вот именно это так ко всему вашему подходит?
P.S. На самом деле следующее, что собирается сделать
no subject
Date: 2011-07-18 09:27 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-19 07:38 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 09:35 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 09:40 pm (UTC)Сильно они походи? Слишком ли сильно? Это у вас как - находится уже в категории "передрали"? :-)
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-18 09:35 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-19 06:03 am (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 09:43 pm (UTC)А вообще, мы на столько неизмеримо больше взяли от окружающего мира, чем когда-либо сможем ему дать, причем все мы, даже самые развеликие, что весь этот копирайт выглядит как-то гниловато. Не надо, конечно, давать поводы судиться, наверное, у кого-то толстого и что-то явно укравшего, можно попробовать и отсудить, но все равно все это гниль. За нами миллионы лет эволюции, тысячи лет цивилизации, а мы из-за каких-то зазубринок будем доказывать авторство?
no subject
Date: 2011-07-18 09:44 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 10:07 pm (UTC)Ну еще мы ему конечно всегда готовы спасибо сказать, и вон, хвалим в своих блогах, рекламу делаем. :-)
(no subject)
From:мы ему конечно всегда готовы спасибо сказать
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-18 09:44 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 09:44 pm (UTC)это как если бы я была плотником, купила топор, перестругала топорище так, как удобно мне под руку, и стала строить дома, зарабатывая этим деньги - то претензии производителя топоров, что я не использую только штатную рукоятку, поставляемую в комплекте, и за изменениями формы должна обращаться только к ним - выглядят странно.
no subject
Date: 2011-07-18 11:29 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-18 09:46 pm (UTC)Один мой знакомый говорит - нот всего 7. Как их не перефразируй, ты всегда будешь так или иначе на кого-то похож.
Это преамбула.
Теперь суть.
В большинстве спорных случаев помогает решить вопрос превентивный диалог:
- Разрешаете?
- Разрешаю.
Должно ли оплачиваться вдохновение?
Думаю должно, если результат используется в коммерческих целях, и думаю не должно, если выставляется после этого на всеобщее обозрение.
no subject
Date: 2011-07-18 10:11 pm (UTC)например, мааааленький процент вроде роялти.
так, наверное, справедливо?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Нот всего семь?
From:Re: Нот всего семь?
From:Re: Нот всего семь?
From:Re: Нот всего семь?
From:Re: Нот всего семь?
From:Re: Нот всего семь?
From:no subject
Date: 2011-07-18 09:47 pm (UTC)В описанном случае я бы никак не реагировала. Кому надо сильно беспокоиться - пусть беспокоится.
В факте "переделки" участвовали двое - по принуждению никто ничего не переделывал. Потом сам факт "доделок" - в результате другой продукт.
Кому-то просто хочется энергией покидаться - ну что делать?
Ну увидит автор переделку, и что? Может и вправду порадуется. А потом ещё что-то дорисует и получится ещё что-то совсем другое, другое творческое решение :)
no subject
Date: 2011-07-18 09:47 pm (UTC)Так как мне было бы приятно что мой шрифт кому-то понравился. :)
Вообще я бы если умел их делать,то делал бы строго бесплатно.Пусть все люди пользуются и радуются.
Это не то на чем нужно зарабатывать,на мой взгляд. :)
no subject
Date: 2011-07-18 10:13 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-18 09:52 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 09:53 pm (UTC)А если автор способен выдавать раз за разом большое количество великолепных решений, то он будет только рад (мне так кажется), что его идеи пользуются популярностью (читай: нравятся людям). Такие люди получают удовольствие от восхищения окружающих их продуктом, и это совершенно нормально и говорит о том, что автор чувствует в себе потенциал сделать еще много интересного. Т.е. он как бы показывает, - пользуйтесь моими наработками... Для меня это уже пройденный этап... А я завтра сотворю такое, что вам и не снилось!..
no subject
Date: 2011-07-18 09:55 pm (UTC)я не специалист, но по-моему, это новый шрифт в том же стиле
no subject
Date: 2011-07-18 10:10 pm (UTC)Те, кто хотят заимствовать у других, разумеется, будут двумя руками за.
Спрашивать разрешения у автора на переделку нужно было, по моему убеждению, ДО переделки.
no subject
Date: 2011-07-18 10:19 pm (UTC)Если честно, никаких других планов у нас не было - потому и не спросили.
Потом возник вопрос клиентов "не нарисуете ли нам", я на этот вопрос первым делом ответила "нет". Потом начали обсуждать, что делать.
Согласна, что наверное автора надо было спросить на этом этапе. А не сделав сначала (пусть даже без каких-либо претензий на коммерцию) свою версию.
Я кстати уже спросила своего юриста - с юридической точки зрения автор оригинала не может выиграть спор вообще никак. Вопрос чисто этический.
А вот ты, как человек у которого есть что красть - обижаешься с чисто этической точки зрения за автора?
Если бы что-то твое срисовали так близко к тексту (но не один в один) - ты бы переживала?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:И все-таки Вы не совсем правы
From:Re: И все-таки Вы не совсем правы
From:Попробовать разобраться
From:Re: Попробовать разобраться
From:Being a lefty makes it challenging to write in cursive
From:Re: Being a lefty makes it challenging to write in cursive
From:А вы свой вариант писали левой рукой?
From:no subject
Date: 2011-07-18 10:16 pm (UTC)штука в том, что если тырят тексты, то их часто используют потом для поискового спама, а это уже неприятно, т.к. сама отрасль противная.
no subject
Date: 2011-07-18 10:43 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:против публикования их на порносайте
From:Re: против публикования их на порносайте
From:А они не могут эксклюзив продлить
From:no subject
Date: 2011-07-18 10:35 pm (UTC)P.S. "Æ" у меня - тоже перерисовка существующего шрифта.
no subject
Date: 2011-07-18 10:45 pm (UTC)Если бы я был автором, то шрифт был бы бесплатным.
Date: 2011-07-18 11:38 pm (UTC)Я не делаю бесплатных шрифтов принципиально. Однако, на прошлый новый год 314 человек получили в подарок мой Фла-Флу на как-точка-ру. Но только те, кто обещал соблюдать условия лицензии и успел в срок.
Re: Если бы я был автором, то шрифт был бы бесплатным.
From:А я как раз этими
From:Re: А я как раз этими
From:Я филантропичен местами
From:Re: Я филантропичен местами
From:Re: Я филантропичен местами
From:Re: Я филантропичен местами
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-18 11:00 pm (UTC)поговорить с редизайнером
Date: 2011-07-18 11:39 pm (UTC)Re: поговорить с редизайнером
From:иначе бы она вам не смогла заказать шрифт
From:Re: иначе бы она вам не смогла заказать шрифт
From:к автору обратиться было бы хорошо
From:Re: к автору обратиться было бы хорошо
From:no subject
Date: 2011-07-18 11:34 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-18 11:48 pm (UTC)если судить по себе - я бы предложение о сотрудничестве принял, скорее всего.
и в любом случае воспринял бы "копирование" или "вдохновение" как следствие своего профессионализма, а также попытался научиться и стать лучше самому - если от работы вдохновленного есть чему учиться.
при этом мне кажется ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием нормальных отношений с автором - спросить разрешения ДО того как шрифт был "переосмыслен", вот если ответят отказом или полным игнором - тогда другой вопрос, но изначально - стоит спросить. именно для честности и вежливости и хороших отношений. ведь "давайте подумаем как мы можем сотрудничать" звучит явно лучше "мы тут ваш шрифт переделали, вам заплатили по тарифу, и про вас расскажем обязательно".
насчет того, что легально переделать шрифт для некоммерческого пользования - это ошибка. многие лицензии этого не позволяют (возможно в этом случае это действительно позволено, надо лицензию читать, но далеко не во всех).
кроме того, утверждение о том что использование для печати приглашений - есть акт частный и некоммерческий - тоже может быть оспорено - вообще то приглашения обычно весьма коммерческий продукт за дизайн которого обычно деньги платят. а альбом вродь как продается, нет?
no subject
Date: 2011-07-18 11:55 pm (UTC)no subject
Date: 2011-07-19 12:09 am (UTC)no subject
Date: 2011-07-19 12:23 am (UTC)А написать автору стОит...-) Интересно посмотреть на ответ-)
Всё что зделано творцом пренадлежит всем!
Date: 2011-07-19 12:41 am (UTC)Всё в этом мире приходит бесплатно!
И только человек с больным мозгом говорит что это не твоё!
Все великие люди творили свои шедевры бесплатно а если кто то хотел их работы на заказ то они платили им а всё остальное они делали бесплатно и раздовали всем!
И только жадный жлоб нарисует или придумает некую хуйню и будет требовать с неё деньги пожизненно!
Все мы в этой жизни временные а творение бесценно, так как цены ему НЕТ.
Re: Всё что зделано творцом пренадлежит всем!
Date: 2011-07-19 12:47 am (UTC)Если получаете, то советую отказаться - стыдно брать деньги за труд на благо окружающих.
Внимателней нужнобыть!
From:Re: Внимателней нужнобыть!
From:Причём тут футболки!?
From:Re: Причём тут футболки!?
From:Согласен
From:no subject
Date: 2011-07-19 12:46 am (UTC)В принципе, это вполне закономерно - отчего-то на постсоветском пространстве принято несколько пренебрежительно относиться к продукту работы людей творческих профессий - песни, рисунки, стихи и тд. Подразумевается, что авторам должно быть стыдно просить за это деньги, они же удовольствие получают от работы - и не стыдно еще и оплату просить?) То есть петь и плясать - это все в свободное от работы время, это все развлечения, иди-ка ты лучше на завод, деточка. Правда, при встречной просьбе бесплатно работать продавцом, а жить чем бог пошлет они очень оскрбляются и кричат, что-де, "совсем это разные вещи". Странные люди)
А по теме - ну, конечно, действительно стоило спросить До переделки. но так как шрифт действительно не идентичен, пока не использовался к коммерческих целях и изначально был куплен - я думаю, от вашего письма сердце автора должно оття=аять и все завершится полюбовно)
no subject
Date: 2011-07-20 06:57 am (UTC)как полагаете - почему? заговор?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:цена вопроса
From:Re: цена вопроса
From:Re: цена вопроса
From:Re: цена вопроса
From:Re: цена вопроса
From: