Критика как призвание
Jun. 5th, 2011 08:11 pmДобрый день, Яна!
Меня зовут В., я очень люблю вас читать, вы меня вдохновляете и мотивируете :) Спасибо вам за это!)
У меня к вам вопрос.
Без предисловий перейду сразу к нему: я являюсь человеком-критиком с чувством вины. И не знаю что с этим делать. и стоит ли делать что-то?
чуть обо мне: Я рисую сколько себя помню. и столько же знаю что хорошо, а что плохо, красиво/некрасиво (да, и критиковала с самого детства, сейчас конечно мне стыдно за те слова). Я без труда училась, выигрывала в конкурсах какие-то призовые места, поступила в ВУЗ на специальность с большим конкурсом с высшим баллом. Родители меня хвалили, но ничего необычного в этом не было. Просто все было на столько само-собой разумеющимся, что грамоты и сертификаты выкидывались в мусор. Я и сейчас участвую в конкурсах, но не для поднятия самооценки, а когда тема очень интересная.
Конечно были и сложности, препятствия, которые приходилось преодолевать. Например, поступила я в ВУЗ не с первого раза, а набравшись знаний, специфики и упрямства.
Сейчас работаю дизайнером/иллюстратором/верстальщиком/цветокорректором. Мои работы покупают, хвалят. Я с удовольствием развиваюсь дальше.
Как я отношусь к чужой критике: я четко определяю, где вкусовщина, а где действительно стоит прислушаться и исправить. Если есть возможность - сразу исправляю. Есть еще критика-глупость - попытка потроллить или человек не разбирается в теме. Таких по возможности мягко посылаю.
Но почитав вас, я осознала, что не все с благодарностью воспринимают критику. Я видела,что некоторые девочки плачут, если их критикуют, даже если это не критика, а пожелание, даже в очень мягкой форме. Но я относила таких к закомплексованным истеричкам и старалась с ними не общаться. Но вы пишете, что критика - это всегда негатив, если идет не от преподавателя или непрошеная.
После ваших слов, я все время думаю, что могу задеть чувства людей, что они все бросят, а я буду в этом виновата.
Я оградила себя от общения с художниками пока не разберусь в себе. В интернете стараюсь молчать, и не писать то, что думаю на самом деле.
Но меня реально напрягает, если у человека отличный рисунок, все хорошо, но руки у гл. героя длинные, как у обезьяны. Или цвет выбивается. Хотя исправить - дело трех минут, просто автор увлекся и не заметил. И я уверена, что если человеку не подсказать вовремя, он будет плодить однотипные ошибки раз за разом (например одна талантливая девочка рисует то 4, то 6 пальцев у людей..)
Естественно, что если всё в рамках стиля, я наоборот, похвалю, скажу как здорово всё продумано и реализовано. Вообще, конечно я стараюсь искать в первую очередь плюсы.
Особенно тяжело было, когда в момент самоедства на работе меня попросили выступить экспертом и критиковать работы детей. Работы были откровенно слабыми, а им за них уже пообещали и заказчика и денег (детям пообещали, даа). Мои попытки мягко указать на ошибки были провальными. По этому пришлось по пунктам говорить что и почему не правильно. Жестко и не комфортно для себя. Но работы действительно стали лучше. И через месяц мы все таки сдали этот проект.
Что вы посоветуете? как вести себя дальше? имеет ли право на жизнь критика полезная, конструктивная, но не прошенная? Как быть человеку, если зудит сделать мир лучше?:)
Заранее спасибо за ответ!
С уважением и искренними пожеланиями сил и здоровья,
В.
Дорый день, В.!
Если я вас правильно поняла, вы умеете (на ваш взгляд) конструктивно критиковать все, в чем разбираетесь, и любите это делать, потому что уверены, что всякому человеку, сделавшему ошибку, критика пойдет на пользу. Однако вас разбеспокоило то, что критика может ранить чьи=то чувства.
Когда в прошлые разы читатели в моем жж разводили дискуссии, многие писали, что критику они любят, что относятся к ней спокойно, и понимают, что они - не рубль, чтобы их все любили и.т.д. Т.е. демонстрировали трезвое и спокойное отношение к критике.
На самом же деле критика - дело оооочень тонкое.
Во-первых - большинство людей таки плохо переносят критику, и только в разной степени умеют это скрывать, либо подавлять в себе эмоции, которые вызывает в них критика. Это - совершенно естественно. Все люди любят доброе слово, и внутренне сжимаются, когда их ругают, либо указывают на их слабые места (а там, где стало видно слабое место, не за горами тот момент, когда кто-то в него направит удар).
Во-вторых - многие кричащие "Ах, как я люблю критику" - относятся к категории мазохистов и манипуляторов, которые самоутверждаются через механизм "Да, такое я говно".
В-третьих - тех, кто по-настоящему трезво и спокойно относятся к критике, тоже нужно критиковать с осторожностью. Потому что чужая душа - потемки, и вы никогда не знаете, каким (с вашей точки зрения безобидным) замечанием вы вдруг попадете в какие-нибудь черные глубины, которые вдруг заставят вашего оппонента разрыдаться. А такое бывает. Потому что у тех, кто смело принимает на грудь критику, тоже есть слабые места, тайные личные трагедии и закопанные в глубину души комплексы.
А еще, даже если формально вы тысячу раз правы, критиковать искусство и вообще результаты творчества - всегда дело и широкое.
Вот вы точно знаете, что автор, который вас раздражает, нарисовал слишком длинные руки нечаянно?
А вы готовы дать руку на отсечение, что "неумеха", у которого "цвет выбивается" - хочет исправлять свою работу за 3 минуты?
Ах, сколько раз у меня такое было - что вдруг... Я думаю, ну, мне так кажется, знаете, вот бывает такое с художниками... что-то им дорогу перебежало, навело на мысль, и одолевает их ощущение, что они придумали гениальную идею! И думаю - вот нарисую-ка я нормальную такую картинку, а у центральной фигуры нарисую во-от такие руки, как у орангутанга, и оно по композиции станет вот такое, а по ассоциации станет вот такое, и еще я вот на это хотела намекнуть, и такой элегантный способ нашла. И вот сижу , и пробую эти длинные руки нарисовать. и такая довольная собой. Мне моя картинка такой оригинальной кажется, сил прям нет. А потом приходит кто-то и говорит - ну что ты вот за руки нарисовала, отвратительные?
Когда такое происходило со мной в мои какие-нибудь 15 лет, я потом долго рыдала на кровати. :-) О том, что никто не понимает моих творческих порывов.
Потом, когда 10 лет спустя смотрела на свои работы, думала: "Вот же - глупая - хотелось мне каких-то дурацких вещей, тьху, детский сад и похорище". Но это мой опыт. В тот момент, может быть, то был важный для меня творческий эксперимент. А кто-то его обругал, и я рыдала.
Кстати, аргументы насчет "все бросят" я сама не принимаю. Мне пару раз писали какие-то люди, что мол, "Вот, вы что-то там 7 лет назад написали, и из-за вас я бросила рисовать с тех пор. И жалею. А виноваты вы!"
Я в это не верю.
Если кто-то бросил рисовать, и 7 лет к этому не возвращается, то виноват в этом только он сам.
Если мне непреодолимо хочется рисовать, то меня можно хоть до посинения критиковать - я порыдаю и снова рисовать буду.
Но... вопрос к вам в другом - надо ли вам быть тем самым злым героем, из-за которого юные таланты (пусть и безрукие) слезы проливают?
Вообще, я все же не понимаю: если вам так нравится критиковать - профессионально, метко и умно - почему не делать это там, где вас услышат?
Таки критиковать учеников либо тогда, кони они сами вам денег за это дали, либо когда это сделали их родители. Я специально все время повторяю про деньги, потому что только это - совершенно понятная ситуация, при которой кто-то точно осознал, что он хочет от вас критики. И естественно тогда критика ВСЕГДА должна содержать рецепт, как исправить. Или по крайней мере вы должны быть готовы вместе с автором искать выход.
А еще есть профессия такая - критик.
У профессиональных критиков есть аудитория: люди, которым нравится читать или слушать хорошую, меткую критику по делу. Которые саму критику тоже слушают, оценивают и анализируют.
"Жертвами" таких критиков становятся те, кто сами подались на рынок, где критиковать принято. Издал книгу, нарисовал выставку, выпустил альбом - будь готов к нашествию критиков, которые по твоему произведению пройдутся, потому что на рынке, где продается и пробивается твое произведение искусства их обойти нельзя.
Там, кстати, критика вообще работает по другим правилам.
Вспомню, например, как самая разгромная критика моей первой книги вызвала бурную дискуссию, и подняла ее продажи более чем в 10 раз.
***
А еще - лично от себя добавлю - если я ну совсем-совсем-совсем уж не могу пройти мимо кого-то, кто сделал криво. И видимо не специально сделал криво (хотя никогда не знаешь) и вот сил прямо нет, как хочется ему помочь...
... Я тогда ищу способ не сказать ему, что у него плохо, а как-нибудь аккуратненько так подсунуть ему что-то, почти такое же, как у него, но без той самой кривизны. Как-нибудь со словами: "Смотри, это может быть тебе понравится, оно почти в твоем стиле". И тогда может быть человек унесет в тихий уголок, там рассмотрит, и сам вдруг поймет, что то другое лучше. Тем, что менее кривое.
:-)
Меня зовут В., я очень люблю вас читать, вы меня вдохновляете и мотивируете :) Спасибо вам за это!)
У меня к вам вопрос.
Без предисловий перейду сразу к нему: я являюсь человеком-критиком с чувством вины. И не знаю что с этим делать. и стоит ли делать что-то?
чуть обо мне: Я рисую сколько себя помню. и столько же знаю что хорошо, а что плохо, красиво/некрасиво (да, и критиковала с самого детства, сейчас конечно мне стыдно за те слова). Я без труда училась, выигрывала в конкурсах какие-то призовые места, поступила в ВУЗ на специальность с большим конкурсом с высшим баллом. Родители меня хвалили, но ничего необычного в этом не было. Просто все было на столько само-собой разумеющимся, что грамоты и сертификаты выкидывались в мусор. Я и сейчас участвую в конкурсах, но не для поднятия самооценки, а когда тема очень интересная.
Конечно были и сложности, препятствия, которые приходилось преодолевать. Например, поступила я в ВУЗ не с первого раза, а набравшись знаний, специфики и упрямства.
Сейчас работаю дизайнером/иллюстратором/верстальщиком/цветокорректором. Мои работы покупают, хвалят. Я с удовольствием развиваюсь дальше.
Как я отношусь к чужой критике: я четко определяю, где вкусовщина, а где действительно стоит прислушаться и исправить. Если есть возможность - сразу исправляю. Есть еще критика-глупость - попытка потроллить или человек не разбирается в теме. Таких по возможности мягко посылаю.
Но почитав вас, я осознала, что не все с благодарностью воспринимают критику. Я видела,что некоторые девочки плачут, если их критикуют, даже если это не критика, а пожелание, даже в очень мягкой форме. Но я относила таких к закомплексованным истеричкам и старалась с ними не общаться. Но вы пишете, что критика - это всегда негатив, если идет не от преподавателя или непрошеная.
После ваших слов, я все время думаю, что могу задеть чувства людей, что они все бросят, а я буду в этом виновата.
Я оградила себя от общения с художниками пока не разберусь в себе. В интернете стараюсь молчать, и не писать то, что думаю на самом деле.
Но меня реально напрягает, если у человека отличный рисунок, все хорошо, но руки у гл. героя длинные, как у обезьяны. Или цвет выбивается. Хотя исправить - дело трех минут, просто автор увлекся и не заметил. И я уверена, что если человеку не подсказать вовремя, он будет плодить однотипные ошибки раз за разом (например одна талантливая девочка рисует то 4, то 6 пальцев у людей..)
Естественно, что если всё в рамках стиля, я наоборот, похвалю, скажу как здорово всё продумано и реализовано. Вообще, конечно я стараюсь искать в первую очередь плюсы.
Особенно тяжело было, когда в момент самоедства на работе меня попросили выступить экспертом и критиковать работы детей. Работы были откровенно слабыми, а им за них уже пообещали и заказчика и денег (детям пообещали, даа). Мои попытки мягко указать на ошибки были провальными. По этому пришлось по пунктам говорить что и почему не правильно. Жестко и не комфортно для себя. Но работы действительно стали лучше. И через месяц мы все таки сдали этот проект.
Что вы посоветуете? как вести себя дальше? имеет ли право на жизнь критика полезная, конструктивная, но не прошенная? Как быть человеку, если зудит сделать мир лучше?:)
Заранее спасибо за ответ!
С уважением и искренними пожеланиями сил и здоровья,
В.
***
Дорый день, В.!
Если я вас правильно поняла, вы умеете (на ваш взгляд) конструктивно критиковать все, в чем разбираетесь, и любите это делать, потому что уверены, что всякому человеку, сделавшему ошибку, критика пойдет на пользу. Однако вас разбеспокоило то, что критика может ранить чьи=то чувства.
Когда в прошлые разы читатели в моем жж разводили дискуссии, многие писали, что критику они любят, что относятся к ней спокойно, и понимают, что они - не рубль, чтобы их все любили и.т.д. Т.е. демонстрировали трезвое и спокойное отношение к критике.
На самом же деле критика - дело оооочень тонкое.
Во-первых - большинство людей таки плохо переносят критику, и только в разной степени умеют это скрывать, либо подавлять в себе эмоции, которые вызывает в них критика. Это - совершенно естественно. Все люди любят доброе слово, и внутренне сжимаются, когда их ругают, либо указывают на их слабые места (а там, где стало видно слабое место, не за горами тот момент, когда кто-то в него направит удар).
Во-вторых - многие кричащие "Ах, как я люблю критику" - относятся к категории мазохистов и манипуляторов, которые самоутверждаются через механизм "Да, такое я говно".
В-третьих - тех, кто по-настоящему трезво и спокойно относятся к критике, тоже нужно критиковать с осторожностью. Потому что чужая душа - потемки, и вы никогда не знаете, каким (с вашей точки зрения безобидным) замечанием вы вдруг попадете в какие-нибудь черные глубины, которые вдруг заставят вашего оппонента разрыдаться. А такое бывает. Потому что у тех, кто смело принимает на грудь критику, тоже есть слабые места, тайные личные трагедии и закопанные в глубину души комплексы.
А еще, даже если формально вы тысячу раз правы, критиковать искусство и вообще результаты творчества - всегда дело и широкое.
Вот вы точно знаете, что автор, который вас раздражает, нарисовал слишком длинные руки нечаянно?
А вы готовы дать руку на отсечение, что "неумеха", у которого "цвет выбивается" - хочет исправлять свою работу за 3 минуты?
Ах, сколько раз у меня такое было - что вдруг... Я думаю, ну, мне так кажется, знаете, вот бывает такое с художниками... что-то им дорогу перебежало, навело на мысль, и одолевает их ощущение, что они придумали гениальную идею! И думаю - вот нарисую-ка я нормальную такую картинку, а у центральной фигуры нарисую во-от такие руки, как у орангутанга, и оно по композиции станет вот такое, а по ассоциации станет вот такое, и еще я вот на это хотела намекнуть, и такой элегантный способ нашла. И вот сижу , и пробую эти длинные руки нарисовать. и такая довольная собой. Мне моя картинка такой оригинальной кажется, сил прям нет. А потом приходит кто-то и говорит - ну что ты вот за руки нарисовала, отвратительные?
Когда такое происходило со мной в мои какие-нибудь 15 лет, я потом долго рыдала на кровати. :-) О том, что никто не понимает моих творческих порывов.
Потом, когда 10 лет спустя смотрела на свои работы, думала: "Вот же - глупая - хотелось мне каких-то дурацких вещей, тьху, детский сад и похорище". Но это мой опыт. В тот момент, может быть, то был важный для меня творческий эксперимент. А кто-то его обругал, и я рыдала.
Кстати, аргументы насчет "все бросят" я сама не принимаю. Мне пару раз писали какие-то люди, что мол, "Вот, вы что-то там 7 лет назад написали, и из-за вас я бросила рисовать с тех пор. И жалею. А виноваты вы!"
Я в это не верю.
Если кто-то бросил рисовать, и 7 лет к этому не возвращается, то виноват в этом только он сам.
Если мне непреодолимо хочется рисовать, то меня можно хоть до посинения критиковать - я порыдаю и снова рисовать буду.
Но... вопрос к вам в другом - надо ли вам быть тем самым злым героем, из-за которого юные таланты (пусть и безрукие) слезы проливают?
***
Вообще, я все же не понимаю: если вам так нравится критиковать - профессионально, метко и умно - почему не делать это там, где вас услышат?
Таки критиковать учеников либо тогда, кони они сами вам денег за это дали, либо когда это сделали их родители. Я специально все время повторяю про деньги, потому что только это - совершенно понятная ситуация, при которой кто-то точно осознал, что он хочет от вас критики. И естественно тогда критика ВСЕГДА должна содержать рецепт, как исправить. Или по крайней мере вы должны быть готовы вместе с автором искать выход.
А еще есть профессия такая - критик.
У профессиональных критиков есть аудитория: люди, которым нравится читать или слушать хорошую, меткую критику по делу. Которые саму критику тоже слушают, оценивают и анализируют.
"Жертвами" таких критиков становятся те, кто сами подались на рынок, где критиковать принято. Издал книгу, нарисовал выставку, выпустил альбом - будь готов к нашествию критиков, которые по твоему произведению пройдутся, потому что на рынке, где продается и пробивается твое произведение искусства их обойти нельзя.
Там, кстати, критика вообще работает по другим правилам.
Вспомню, например, как самая разгромная критика моей первой книги вызвала бурную дискуссию, и подняла ее продажи более чем в 10 раз.
***
А еще - лично от себя добавлю - если я ну совсем-совсем-совсем уж не могу пройти мимо кого-то, кто сделал криво. И видимо не специально сделал криво (хотя никогда не знаешь) и вот сил прямо нет, как хочется ему помочь...
... Я тогда ищу способ не сказать ему, что у него плохо, а как-нибудь аккуратненько так подсунуть ему что-то, почти такое же, как у него, но без той самой кривизны. Как-нибудь со словами: "Смотри, это может быть тебе понравится, оно почти в твоем стиле". И тогда может быть человек унесет в тихий уголок, там рассмотрит, и сам вдруг поймет, что то другое лучше. Тем, что менее кривое.
:-)
no subject
Date: 2011-06-05 06:20 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-05 09:05 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-10 08:22 am (UTC)no subject
Date: 2011-06-05 06:24 pm (UTC)Мотивирует вдохновляя
И вдохновляет мотивируя..
Кого-то страстно критикуя,
Карикатуру сам на себя рисую..
Завидую. Меня бы кто покритиковал.
Или хвалят, или ничего. Пресно, однако
no subject
Date: 2011-06-05 07:03 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-05 07:07 pm (UTC)Я не понимаю, зачем кому-то тратить свое время и эмоции на таких людей - пусть они себе творят что хотят? Зачем их критиковать? Чтобы "улучшить мир", как пишет автор поста? Мир не улучшится.
Автор, считающий себя гениальным, так и продолжит плодить говно и считать себя гениальным. Лентяй, ищущий повод вообще ничего не делать, бросит все и объявит виноватым вас. Человек, желающий по-настоящему исправиться, найдет ответы на свои ошибки - не в одном, так в другом месте. Почему кому-то хочется быть именно тем злым героем, который ткнет его носом в его недостатки?
Я вот считаю, что даже в последнем случае это - малоприятная задача, грустная и безрадостная - кого-то "исправлять". Когда я много занималась с другими людьми (за деньги и потому что они этого просили), меня больше всего удручало, что я постоянно других воспитываю, и в это время над собой не работаю. И думала что "пошла бы лучше поработала над собой".
Так что не понимаю я этого острого желания критиковать кого-то. :-)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-06-05 07:17 pm (UTC)Дело даже не в том, что он был не прав. Я то понимал, что он прав. Дело было в том, что мои порывы были оборваны, не оценены, разбиты. Вот если бы мне сказали "Ооо это чумовые чертежи, только давай вот тут и тут поменяем кое-что я тебе помогу" я бы был вдохновлен на большее в будущем. Но получил только расстройство.
Так что точно могу сказать, лично для меня критика когда, я ее не просил это ужасно. Но и когда просил тоже расстраиваюсь. Поэтому я прошу критики только когда мне она нужна для достижения конкретной задачи. Например, надо обучиться чему-то вот до такого-то уровня, чтобы на работу взяли, например. А в остальное время лучше всех и вся хвалить :-)
no subject
Date: 2011-06-05 07:25 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-06-05 07:29 pm (UTC)Мне кажется, стоит придерживаться простого правила: давать советы или критиковать нужно тогда, когда этого просят.
Непрошеные советы не всегда приятны.
Например, я стою с полароидом на берегу мини-пруда и фотографирую друга. На этом пленка заканчивается. Но стоящая рядом бабушка кричит мне в ухо: "Девушка, быстрее! Снимите вооооон тех уточек!" Вобщем главное не попадать на место этой бабушки.
no subject
Date: 2011-06-05 07:54 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-05 08:09 pm (UTC)Но в моей биографии есть один очень выпадающий из этой картины случай. Когда критика без запроса помогла. Сама удивляюсь до сих пор. Мне было 4 с небольшим. Я уже тогда читала, в том числе и стихи, и не только детские, и слышала по радио всякие песни. И вот у меня что-то щелкнуло пониманием, как стихи конструируют. Именно как конструктор восприняла. И написала стихотворение. Чушь полная, зато с выдержанными размером и рифмами, все "по правилам". Какая-то лирика псевдозаумная - такое я в ту пору слушала, мдя. И честно сделала "как у больших", чо :))) Бабушке показала - бабушка была в восторге. Ну еще бы, такая кроха и стихи, да еще и без ошибок! Маме показала, мама была в полном умилении. Понесла папе. А папа у меня очень честный человек, лукавить не умеет вообще. И никогда не пытался. Он послушал и спросил: и что? Я говорю, как что - СТИХИ! А он: я понял, а про что стихи-то? Что ты сказать хотела? И тут я так зависла, что даже обидеться забыла. Пошла думать (вот отлично помню, как это было и по сей день :D), там ведь правда совершенно непонятно, что хотела сказать, я ж и не хотела ничего, я только хотела чтоб похоже на "как у больших" было :))) По сути это была неумелая пародия на попсовую лирику, как я сейчас понимаю. Пародия без желания осмеять, но тем не менее :) А оказывается оно вона как, оказывается еще смысл должен быть! Во "взрослых" стихах, которые лирически пели с эстрады, я смысл не слишком улавливала. Про любофф и смысл жизни - в четыре-то года :))) Подумала я, подумала... И написала уже другие стихи. Про то, про что хотелось. Про листики :) Я их и сейчас помню: "Листики-листики, желтая дорожка, листики-листики падают немножко. Листики-листики - это листопад. Листики-листики желтые летят" :))) Поэтом я не стала (и не собиралась), но вот как-то с тех пор выросло думать: а что ж сказать-то хотела? :) То есть, я папе по сей день за ту реакцию благодарна, что подошел ко мне не с меркой "малышка", а на равных как-то, что ли, всерьез.
no subject
Date: 2011-06-06 09:34 am (UTC)Я вот периодически прошу критики у мамы, когда делаю какую-то ответсвенную иллюстрацию, например обложку. И с интересом при этом наблюдаю сама за собой.
Во-первых - мама мне точно ничего плохого не желает, только хорошего. Во-вторых она худред, у нее глаз на обложки - алмаз, она сильную и слабую обложку "попой чует" и всегда скажет, когда "не то". И как бы цель у нас одна - чтобы я сделала очередную работу, которую в портфолио положить не стыдно, и которая хорошо простимулирует продажи у издателя и вызовет у него желание заказать мне еще.
И главное - вот иногда иду к ней, и сама чую, что старалась, но день у меня был не самый лучший, и обложка вышла на троечку, и могу я лучше, и как-то мне самой она не лезет.
И мама то же самое чувствует, и аккуратно мне объясняет. Причем она еще, как хороший и добрый педагог, и предложит какие у нее идеи есть, и мыслями поделится сразу - т.е. еще кучу вариантов предложит как с минимальными потерями исправить положение. Но все равно - первая эмоция всегда - какая-то несчастная. :-) Даже если я сама все понимаю - когда мама начинает с нерадостным видом говорить. что да, "как-то не очень", мне сначала становится грустно и самою себя жаль. :-)
Я, конечно, спохватываюсь через секунду, и говорю себе "А чего ты хотела" и потом думаю, что так оно лучше, я же не хочу сдать плохую работу.. и все-все, что еще положено в таком случае думать. Но все равно. Я каждый раз вспоминаю, что даже желанная критика, нужная и полезная и от правильных людей, это всегда негативная эмоция тоже.
(no subject)
From:no subject
Date: 2011-06-05 08:50 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-05 08:50 pm (UTC)В общем, пусть критикуют, я потерплю. Развиваться-то хочется, и критика в этом часто помогает. А бесплатная конструктивная критика - это практически экономия ;)
no subject
Date: 2011-06-06 09:38 am (UTC)вот тут я об этом расходилась уже как-то. :-)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Re: Категорично, но работает железно.
Date: 2011-06-05 11:57 pm (UTC)Re: Категорично, но работает железно.
From:no subject
Date: 2011-06-06 12:15 am (UTC)«Почти инстинктивно я осознавал, что любая критика или поправки вызывают обиду и действуют разрушающе на их уверенность в себе, а похвала и одобрение, наоборот, вызывают прилив сил». Мне нравится такой подход.
no subject
Date: 2011-06-06 01:05 am (UTC)А девочки по моим долгим наблюдениям говорят фразу: "скажите, что вы думаете?", а подразумевают - " ну скажите же уже, что такого в нашем искусстве не было уже сто лет!!!"
Критикующие, увы, частью страдают другим - как в мультфильме про маленького зеленого лягушонка и большую белую корову - они берут корову и объясняют, как тут и тут убрать и добавить - чтобы получился такой же маленький зеленый лягушонок, как они:)
no subject
Date: 2011-06-06 07:41 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-06-06 04:06 am (UTC)Но я ни в каком страшном сне не могу представить, чтобы я сама её просила.
То есть, я хорошо осознаю, что критика со стороны - это совсем не мой способ роста, и нарываться на неё никогда не стану. У меня другие методы.
И даже в преподавательской деятельности, я неоднократно наблюдала, как хорошие педагоги каким-то образом различают людей и находят разный подход.
То есть, действительно существуют ученики, которым просто нужно, чтобы их обозвали бездарностями и порвали рисунок. Без этого им вообще не хватает какого-то запала, или, если угодно, мотивации, чтобы взяться на работу.
А есть такие, которые после такого приёма развернутся и уйдут навсегда, ну или заболеют (например, я; да, в общем, на "закомплексованную истеричку" даже не обижусь:)).
И с такими учениками препод действует совсем иначе - подсовывает, действительно, книжки и картинки, или просто ничего конкретно не называет, а просто советует обратить внимание на что-то (ну типа "проверь цвета" или "посмотри ещё раз на пропорции"). Чтобы ты сам посидел, подумал и нашёл спокойно ошибку.
Это, мне кажется, кстати, совсем не бесполезно даже с какой-то идеологической точки зрения - учиться критически смотреть на свою работу и стараться самому найти ошибки, и поменьше надеяться на то, что всегда рядом будет какой-то заботливый гуру, с помощью которого можно будет всё поправить, а больше надеяться на себя, как-то вообще расти в том смысле, что ответственность за результат брать на себя. Ну это так уже, лирическое отступление.
no subject
Date: 2011-06-06 07:27 am (UTC)Ни в коем случае никого не критикую. Ибо они обидчивые как дети, и та и другая сторона. Ведь не моя задача - учить заказчика хорошему вкусу (или тому, что мы считаем хорошим). И не моя задача - учить дизайнера рисовать.
Но приходится вставать на сторону заказчика при внутреннем просмотре проекта. Чаще всего я знаю, понравится или не понравится заказчику этот проект, еще на моменте отсмотра. И честно это говорю - все очень круто, ты молодец, но это не то, чего хотел заказчик. Мне кажется, что ему не понравится. Для него важным было вот то и вот это. Это надо поправить/переделать.
И процентов на 80 так оно и получается.
Яна, подскажите - как дизайнеру, вам часто приходилось с противоречием менеджеров сталкиваться. Наверняка. Может быть, я все-таки неправа?
no subject
Date: 2011-06-06 08:20 am (UTC)Просто я таких критиков не люблю. Если я в чем-то сомневаюсь, я обращусь к человеку, авторитетному на мой взгляд в этой области, и возможно даже не к одному. Мало вероятно, что я послушаю некую мадам, которая выплыла из неоткуда и уплыла мимо меня никуда...хотя настроение скорее всего подпортится.
no subject
Date: 2011-06-06 09:55 am (UTC)no subject
Date: 2011-06-06 11:05 am (UTC)no subject
Date: 2011-06-06 12:07 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-06 12:27 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-06 04:03 pm (UTC)(no subject)
From:помогать - так сразу критикой?
Date: 2011-06-06 08:57 pm (UTC)обратная связь развивает. действительно помогает человеку обучиться.
не поверите, но мы учимся только на положительном опыте. негативный , наверное, стойкость воспитывает или еще что... то есть, если даже самый поганый опыт превратить в обратную связь - он становится просто опытом, да еще и обучает.
как.
1. скажите что было очень-очень хорошо! просто супер! (дело внимания. в любом деле, работе, событии можно найти элемент который гениально удался)
2. скажите что было хорошего еще, но мало. (то есть вы видите, что-то , что вот-вот бы еще и в дамки! а не дотянул человек. вы ему не говорите "а....@, не вытянул..." , а говорите "вот это вот , умница, но тут не хватило, посмотри как там-то, сям-то, смелее...)
3. чего было совсем мало или не хватило лично вам (корректно, а вот слон где? не заметил...а очень бы хотелось слона...)
правило: третий пункт самый маленький. он , как вы поняли, самый развивающий, но по времени и описалову - самый маленький. он и так вмажет. но на волне верхнего позитива будет принят человеком. принят к исполнению. вы же этого хотите критикой? или просто потрындеть, показать свою разборчивость? если нет, хотите таки помочь - вас действительно должно заботить ПРИНЯТИЕ человеком ваших слов.
поэтому
еще правило: пишите, говорите только в третьем лице (без перехода на личности "там-то, мне-то"...как бы со стороны. а не "у тебя, у меня"). и описываете действия в прошедшем времени (было сделано вот это, вот этого было мало сделано, ...а тут что такое махонькое... ).
а то знаете, сравните:
- синий лепесток показался оригинальным, а что если бы он был красным? как бы изменилось настроение...трампампам?
- ты дальтоник что ли?
грубый пример, может быть... но жизненный.
Есть еще Обратная Связь Высокого Качества. Когда все три пункта соединяются в один вопрос (принимаемый человеком и погружающий его в раздумья, благодаря которым, он кричит "Эврика!" и делает все на порядок лучше). Это, кстати, основной инструмент коучинга :-)))
- Что случится с В.,и с ее стремлением помочь, если ее слова, ее критика перестанут "задевать" чувства людей, а начнут просто влиять?
Яна о коучинге недавно писала. Хорошая штука.
Re: помогать - так сразу критикой?
Date: 2011-06-06 09:01 pm (UTC)-Заводишь красивенькую тетрадочку или блокнотик, ... пишешь туда всю критику или замечания... и никому не показываешь! Критикуешь, и при том никого не задеваешь :-) Красота!
Re: помогать - так сразу критикой?
From:Re: помогать - так сразу критикой?
From:Re: помогать - так сразу критикой?
From:ТОП: 20:58 MSK
Date: 2011-06-07 04:58 pm (UTC)Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://topbloger.ru/?http%3a%2f%2fmiumau.livejournal.com%2f748655.html).
Это Ваш 22-й ТОПовый пост за последний год.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://t30p.ru/blog.aspx?miumau.livejournal.com).
no subject
Date: 2011-06-09 08:48 am (UTC)А то у нас либо молчат совсем, либо только недостатки видят.
В его истории был случай - когда после показа слайдфильма (когда смотрели именно коллеги) все бурно начали говорить о недочетах и он растерянно спросил: что, все так плохо? И тогда критики остановились и сами растерялись - признав, что недочетов 1 % - но они не привыкли начинать разговор с обсуждения достоинств.