Про манию ведения списков
Nov. 4th, 2008 06:29 pmИтак, Любищев в течение 56 лет записывал все, что он делал, с точностью до 15 минут.
Сам этот факт произвел на меня неизгладимое впечатление, когда я впервые прочла книгу. Какая нужна дисциплина и целеустремленность, чтобы вот так... Настоящий подвиг! Потом задалась вопросом, зачем. Понятное дело - чтобы все успевать, разложить все по полочкам, навести порядок в делах. Начала читать книгу, и поняла, что все не совсем так. Гранин все больше пишет об оценке собственных ресурсов, анализе произошедшего, трезвом взгляде на самого себя.
Я впервые попробовала повторить этот подвиг в 25 лет. Сначала я продержалась около 4 дней, после чего начисто забыла о записывании дел на месяц. Потом неоднократно вспоминала о свом намерении и продолжала попытки. Рывками. Через некоторое время установился довольно четкий ритм: я аккуратно записывала все свои дела около 3 месяцев, потом "срывалась" минимум на месяц, потом снова "брала себя в руки". Иногда мне становилось не до всего, и я записывала меньше - только основные дела или планы. Со временем я скрестила свои эксперименты с другими системами тайм-менеджмента, потом обнаружила, что они все не вполне подходят к творческому труду, и начала подгонять и придумывать свои методы для организации всего. Со временем я добилась огромной продуктивности, не только от себя, но и от многих коллег.
Про многие открытия, сделанные в ходе эксперимента, я написала в своей книге "Дневник дизайнера-маньяка". Например, я в какой-то момент поняла, что вопрос не в том, как насильственно впихнуть в свой день в 10 раз больше дел, чем можно сделать, а в том, чтобы трезво понять, на что я на самом деле способна. И так же трезво признаться себе в вещах, на которые не хватит никаких сил ни при каких возможностях. Нельзя силой растянуть время, но можно отыскать в стуках 4-6 (или больше) часов, которые я трачу не понятно на что.
Только где-то на пятом году я перечитала книгу еще раз, и тут мне бросилась в глаза фраза: Любищев сказал, что прожил жизнь с ощущением, что у него всегда было достаточно времени. Эта фраза меня пронзила! Кто из моих друзей мог похвастаться этим? Что бы мы не делали, что бы ни планировали, времени всегда мало. Прожить жизнь с радостью, с ощущением, что тебе хорошо, ты успеваешь все, что тебе важно, ты (хоть иногда) доволен результатом. Да, всякий человек, пытающийся куда-то расти, доволен результатами не слишком долго. Потом ему начинает хотеться большего. Но и это большее можно оценить, спланировать и провернуть. Либо разбиться о какие-то рифы, но проанализировать опыт и в следующий раз сделать лучше.
И все это человек успевает, при этом чаще других водит жену в театр, общается с семьей и друзьями, греется на солнышке, купается в озере. Получается, что у него всего больше - отдыха, работы, результатов. У него больше жизни!
Вторая фраза поразившая меня до глубины души: "Самая продуктивная работа, это года работаешь 10-12 часов в день, но совершенно без стресса."
Работа без стресса! Оглядевшись по сторонам (я тогда работала в большом агентстве) я увидела, как все вокруг мечутся, бегают, переживают, размахивают руками. Половина сотрудников вообще просто считают своим долгом постоянно ужасно переживать за все, чтобы никто не подумал, что они относятся к своей работе не достаточно серьезно. Демонстративно класть все здоровье и нервы на работу считалось хорошим тоном! Рыдать о сроках, биться в истерике и клясться совершить невозможное (хотя уже всем ясно, что это невозможно, и ничего не будет) - часть общего театра, в котором добровольно-принудительно играют все!
Конечно, у меня бывали времена, когда я прекращала вести свои списки, потому что вести там было нечего. У меня все еще стоит на полке календарь, в котором целый год помечен одинаковыми записями через 2 дня: химия, химия, химия. Только иногда в этом тусклом пейзаже мелькают островки: первая операция, вторая, третья, четвертая, внеплановое попадание в больницу, потом новое начало химии, и дальше - опять в том же духе. Полтора года записывать было нечего. Потом еще год - три дела, которые делались с большим трудом. За целый день осилено 15 минут рисования и страница написанного текста, а так же завтрак и обед. Но дальше списки и отчеты снова росли, и через какое-то время я поняла, что снова практически полностью включилась в жизнь. Несколько иначе, чем раньше, но на 100%.
Иногда я совершенно сознательно прекращаю писать все свои списки, например в отпуске или в путешествиях, а так же на выходных. В это время я отдыхаю и делаю фотографии. Раз в пару дней разгребаю фотографии и по ним восстанавливаю, что произошло. Самое интересное публикую в дневнике, остальное складываю по полочкам на память. И все.
В остальном (в обычное, рабочее время) я веду записи, в которых перечислено ВСЕ, что я сделала за день, с точностью до 15 минут. Это делается почти автоматически, я нашла некий свой способ, как делать это почти незаметно. В конце каждого месяца небольшой лист отправляется в архив, и на нем написано, чем я занималась и что из этого вышло. Когда нужно, я могу достать все записи, подумать над ними, обдумать полученный опыт.
Что мне все это дало?
Например, невероятный опыт: некоторое время назад (уже после болезни), меня попросили сделать заказ, который совершенно однозначно находился в категории невозможных вещей. Сроки и объемы были нечеловеческие, а главное - рутины было очень и очень много, но добрых 50% от работы составляли совершенно новые задачи, про которые не понятно, где я споткнусь и с чем не справлюсь.
Перелистав все старые списки, попытавшись оценить все, что у меня было, я села и составила стратегический план. Везде выдав себе достаточно времени на все, включая небольшие сбои, но все же спланировав все очень компактно. Дальше я, как танк, села и отработала все по списку.
Я просыпалась каждый день, когда выспалась - иногда это было 10 утра, иногда - 4 часа дня. Я спокойно завтракала, но потом садилась отрабатывала свои 10-12 часов, точно по плану. Заказчик звонил мне в панике каждый день и спрашивал: "Как дела?!" я отвечала: "Я сделала это и это, а осталось вот это". Услышав перечисление того, что осталось, он кричал: "Так что, ты хочешь сказать, что мы ничего не успеем?". А я отвечала: "Ну почему! Мы все успеем. Спокойно! К завтрашнему дню будет готово вот это, через 5 дней это, а это мы сделаем в последние 2 дня, но 2 дня - вполне достаточно!"
Я закончила всю работу за 2 часа до назначенного срока (там все было очень четко по времени) и лишние 2 часа как раз ушли на обмен гигантскими файлами и передачу заказа исполнителям. Несколько раз я останавливалась посреди работы, и регистрировала, что я совершенно спокойна. Я все еще не вполне здоровый человек, мне нельзя перегружаться, вредно нервничать, и поэтому я с радостью замечала, что я и не нервничаю вовсе. Стресса нет! Есть здоровая усталость после тяжелого дня, но, сделав свое дело я ложилась в постель и засыпала сном праведных. Просыпалась на утро отдохнувшая и свежая и продолжала работу. К концу проекта я огляделась на результат и поняла, что я 3 недели воротила совершенно непосильные горы, и действительно умудрилась эффективно трудиться 12 часов в день совершенно без стресса. Я все успела, у меня все сошлось, и у меня на все хватило времени!
И все это стало возможным, потому что я научилась трезво оценивать свои ресурсы и рапоряжаться ими наилучшим образом.
Но и не это оказалось главным во всей этой затее.
Как и многие "тайм-менеджеры", желающие все успеть и со всем справиться, я поначалу "жадничала". Научившись не тратить время зря, я не могла больше спокойно сидеть и болтать с друзьями, у меня крутились в голове мысли вроде: "Я тут просидела уже 4 часа, за это время я могла бы 20 раз помыть посуду, приготовить то, дописать это и еще сходить туда-то". Некоторое время моя жизнь была спланирована до мельчайших подробностей и я успевала все-все-все, но была несчастным и загнанным человеком.
Только после многих лет, после того, как я заболела, заглянула в лицо смерти, пролежала месяцы, не способная делать вообще ничего, я поняла, зачем все это. Любищев стал счастливым не потому, что он все посчитал. Он стал счастливым, потому что он своими странными мелкими шагами тихо-тихо перебрался через какую-то нечеловечески большую гору, и, в результате, вырос Духом.
Мелочное пересчитывание минут, раскладывание порывов души по полочкам - безусловно занятия, убивающие всякое вдохновение. Осознать настоящую цену времени, а потом спокойно решить, сколько своих ресурсов отдать творческим поискам, реализации проектов или отдыху от них - наоборот.
В полной мере осознать, что такое час жизни, мысленно разделить его на все возможные дела и доллары в час, а потом без капли сожаления потратить его на ничегонеделание - вот она, настоящая свобода!
P.S. Про весь свой опыт со временем, ведение этих списков, взлеты и падения, выводы и результаты я (почти) написала небольшую книжечку: осталась дотянуть одну главу и послесловие. Но на это мне надо ровно 4 часа, которых пока у меня нет. К 1 декабря допишу.
no subject
Date: 2008-11-04 05:48 pm (UTC)и при этом чётко осознаёшь причины и последствия и того и другого.
no subject
Date: 2008-11-04 05:50 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 06:03 pm (UTC)Для себя - нашла удобную для себя форму (не претендую на то, что у всех она такая же) - на бумаге, ручкой (т.е. никаких файлов), я привыкла к определенной модели тетрадки, которая всегда лежит открытая рядом со мной, когда какое-то дело сделано или я его надолго бросаю, быстро записываю, когда начала-закончила и что это было. Вечером трачу минутку на то, чтобы привсти записи в порядок, и выношу их еще в отдельную табличку (это занимает меньше 5 минут). Когда эта тетрадь все время рядом, она никого особо не волнует и в нее все записываешь почти на автопилоте.
При этом надо сказать, что я долгое время не могла себя заставить держать эту тетрадь (или лист бумаги или что-нибудь) при себе! Это отдельная история: ты не будешь ничего никуда записывать, если заведенную для этого тетрадку постоянно забывать там, где тебя нет. Т.е. начинается все с попытки привыкнуть это что-то иметь при себе и туда смотреть.
А незаметно для других получается не всегда. Когда во время работы человек что-то записывает, это никого не волнует. Если между болтовней на кухне и кручением между кастрюльками ты нырнешь в тетрадку и что-то там черкнешь, это безусловно заметят. Многие друзья привыкают и перестают обращать внимание. Ну, внимательные спросят один раз, что ты там делаешь, получат ответ, потом примут как данность. Некоторые бегают делать свои записи в другую комнату, тайком, но мне это кажется слишком сложным.
А вообще, название этого поста не случайно. Я уже многократко слышала от людей, что я псих и у меня мания ведения списков. Ну и что. Я так же часто слышала, что я трудоголик, маньяк, извращенка и феминистка, самая большая вредина на свете, и многое другое.
И что теперь, не летать?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Списки
From:no subject
Date: 2008-11-04 06:10 pm (UTC)У меня не начато-закончено, а тетрадь, куда я записываю просто все дела, ктороые падают, появляются, сваливаются. вообще все - и поклеить обои и нарисовать куда-то картинку, и сделать буклет, и купить кошкин корм. сделаю - ставлю птичку. но, пожалуй, стоит ставить время еще, что ли.
no subject
Date: 2008-11-04 06:11 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 06:42 pm (UTC)Спасибо за вдохновление
Date: 2008-11-04 06:52 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 07:04 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 07:05 pm (UTC)Записи тоже делаю, но пока не очень-то систематически, к сожалению. Хватило пока ровно на неделю, чтобы записывать обо всем.
Гранина не читала, но уже открыла и собираюсь.
Спасибо еще раз и удачи Вам! Вы - сильный человек.
...
Date: 2008-11-04 07:14 pm (UTC)Надо будет эту практику возобновить.
Спасибо за напоминание!
Re: ...
Date: 2012-10-23 02:13 pm (UTC)ÐÑ Ð±Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑÑÑили, подÑказав неÑÑо, ÑпоÑобное ÑÑиÑаÑÑ ÐÐРи СÐÐÐЬÐРвÑемени Ñеловек ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑеÑи.
ÐÑогÑамма "ÐÑемÑ" Re: ...
From:Re: ÐÑогÑамма "ÐÑемÑ" Re: ...
From:no subject
Date: 2008-11-04 07:30 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 07:44 pm (UTC):-)
Надо пытаться функционировать параллельно.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-11-04 07:35 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 08:21 pm (UTC)ваша жизнь - насколько можно судить о ней по жж - вообще очень вдохновляет на то, чтобы жить) а такие посты особенно!
а я недавно (видимо в рамках того, что когда делаешь шаг - вселенная делает 10 встречных) в жж своей приятельницы - тоже художницы - прочла о книге, которая ей тоже сильно повернула жизнь
книга о развитии творческих способностей
хотя сначала я была очень удивлена - потому, что вроде уж у кого развиты творческие способности - так это у нее))
мне кажется, Вам будет интересно посмотреть
вот тут: http://psylib.org.ua/books/kemej01/index.htm
Удачи и здоровья!
no subject
Date: 2008-11-05 12:20 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2008-11-04 08:53 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 09:22 pm (UTC)Как это верно! Спасибо большое, очень вдохновляет. Очень надеюсь прочитать вашу книгу. А пока начну с Гранина.
no subject
Date: 2008-11-04 09:36 pm (UTC)Ваш опыт очень вдохновляет.
no subject
Date: 2008-11-04 09:50 pm (UTC)Grüezi!
Awesome and touching article 'bout time management, I'll give that some thought in the next several days, thanks a lot!! (Mommie translated it to me) So... actually just wanted to remind you that we have faith in you, we'll keep our fingers crossed and we'll think of you tomorrow.
xxoo (Especially to Fjodor! :-))
Yours aye,
Tamara + Sarah
no subject
Date: 2008-11-04 11:22 pm (UTC)no subject
Date: 2008-11-04 11:58 pm (UTC)я только что прочитал переведенную книгу Брайана Трейси. там описывается проблема с обратной стороны, т.е. не запись когда свершилось, а само планирование и разбиение на части. одна из основных мыслей книги — нелзья успеть все, но надо успеть самое важное и самое большое искусство — это найти самое важное. :)
осталось перебороть себя и делать сколько могу, а не сколько получится.
спасибо за дополнительные мысли к размышлению.
no subject
Date: 2008-11-05 12:45 am (UTC)no subject
Date: 2008-11-05 01:00 am (UTC)Вдохновился Вашим примером, думаю, может тоже начать вести списки? Или с чего-то другого начинать надо?
no subject
Date: 2008-11-05 04:50 am (UTC)Как вести записи во время неотложных дел, например, ушёл с головой в работу и забыл о записях, или занимаешься маленькими детьми и руки нельзя освободить?
Как вы обрабатываете записи? Переносите ли их на компьютер или всё остаётся только на бумаге? Какой-нибудь статистический анализ проводили?
no subject
Date: 2008-11-05 08:31 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2008-11-05 05:16 am (UTC)и точно так же, как и вы, "стала загнанным человеком". подумала, что это вот он - рубеж, что мне этот способ не подходит, что я точно сдвинусь. постоянно (ПОСТОЯННО!) смотрела на часы. прям сдвинулась на них. так часто, что стрелка не успевала никуда подвинуться (ну или цифры были одни и теже), а я уже раз цать посмотрю.
Эффективность была - УХ!
Но я остановилась. Подумала, что не мое. С тех самых пор принципиально не ношу часы на руке (какое-то время совсем была без средств узнавания времени, сейчас телефон с собой).
То есть не было у меня этой горы. Дух испугался и спрятался.
Прочитала вас и думаю вот... снова начать или ну нафиг...
no subject
Date: 2008-11-05 08:17 am (UTC)no subject
Date: 2008-11-05 08:30 am (UTC)Перестать планировать и выиграть на этом
Date: 2008-11-26 11:45 am (UTC)У кого-нибудь есть еще положительный опыт отказа от тайм-планирования?
(no subject)
From: