miumau: (Default)
[personal profile] miumau


По следам обсуждения развития детей, поговорили с мамой. Мама полжизни обучала рисованию детей от 4 до 6 лет, и говорит, что сколько детьми не занимайся, сколько в них не вкладывай - все же есть дети "одаренные", которые все схватывают немедленно. А есть такие, которые не могут, и все. Вроде, нормальный здоровый ребенок, но какие-то вещи не получаются, хоть убей. пробует в десятый раз. и все валится из рук. Или никак понять не может, как это у других получается, и что делать надо. Они, в конце концов, тоже как-то чему-то научиваются, но есть пределы, дальше которых дело не движется, хоть убей. И это не "диагноз", дети нормальные, здоровые, просто у некоторых к определенным вещам какой-то "расположенности" нет совсем.



А вот Вера Биркенбиль (которая сама была великим психологом, а отец у нее был великим неврологом), утверждала, что даже этих. которые якобы не могут, можно научить всему, если только подход найти. Мол, "архитектура мозга" у всех разная. И те, у кого не самая распространенная "модель", плохо реагируют на общепринятые методы обучения, а если более подходящим для них способом подойти, то все у них получится. Только откуда узнать, какое у них устройство, и какой к нему подход. Якобы, неврологи знают. Т.е. получается, что ответ такой: если ребенку какие-то элементарные вещи даются заметно хуже других, надо просто идти к неврологам и психологам, чтобы те искали к ним подход? Ну и так же Биркенбиль считала, что впихнуть можно во всех, и надо только вкладывать много. И если много-много, долго и часто, каждый день активно заниматься ребенком, из какого угодно вырастет успешный и способный.

На это мама говорит, что вот ею никто не занимался в детстве. Бегала, как ветер в поле (как все дети в ее поселке). Но сама себе постоянно находила какие-то творческие занятия, чему-то училась, что-то пробовала. Стало быть "сама способная". А мной занимались очень много - меня в раннем возрасте бабушка научила и вышивать, и вязать, и печь, и миллиону других вещей. И ама учила шить, клеить папье-маше, мастерить всякое. А папа меня чему-то учил более редкими приступами, но зато всегда давал что-то интересное попробовать. То по линолеуму порезать, то выжигалку, то шелкографию. Вот и не известно, это я "способная", или просто "по Биркенбиль" впихнули много? Может быть, если бы мной так активно не занимались сразу столько людей, выросла бы я бездарем и неумехой? :-)

Пока перечисляли, сколько со мной всего делали в детстве, я аж сама удивилась. Когда вот так представишь полным списком - вау! А мама говорит: "А детьми заниматься - выгоднее, чем не заниматься. Когда ими занимаешься, к чему-то их привлекаешь, находишь что-то любимое, что-то становится для них дорогим - получаешь рычаги управления и мотивации. И потом что-то из этого дети сами начинают делать, становятся занятыми, сами куда-то развиваются. А если на ребенка не обращать внимания, он будет делать все более нехорошие вещи, просто чтобы получить внимание.

Получается, чем больше вложишь, тем раньше он сам начнет жить полноценной жизнью, и станет легче, потому что он сам сможет преуспевать в жизни.

Когда мой Давид был маленьким, у нас были только самые обыкновенные детские психологи при университетской клинике. Но и их простенькие упражнения иногда удивительно помогали решить всякие простые школьные проблемы. Вроде как - увеличить усидчивость, или способность концентрироваться. А у кого-нибудь есть опыт с более изощренными системами обучения или подходов к детям, благодаря которым "не очень способные" дети как-то делали огромные скачки в развитии и становились "пособными"? :-)

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2016-06-18 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] balbesko.livejournal.com
Я тут на днях слушала подкаст, где немного задевалась схожая тема. Michael Rowe сказал, что самое важное умения учителя - вызывать любопытство. Когда обучаемые любопытен, он будет заинтересован.
И, наверно, есть какие-то дети и люди, которым любопытно все, есть те, кому любопытно все но быстро надоедает (я такой), и есть те кому надо помочь быть любопытным - или им просто интересен узкий круг занятий...

Это было в дискуссии о том, будут ли люди смотреть видео про котиков и порно, или идти в Khan Academy, Duolingo и Coursera.

Date: 2016-06-18 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] stella-vega.livejournal.com
Ну не знаю. Детям, ИМХО, надо дать просто побыть детьми. А то у многих сейчас уже мозоль на мозге от вкладывания.

Date: 2016-06-18 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] chessplace.livejournal.com
Сложно это. Входить в положение, что ребенок особенный и ТЕБЕ, (а не ему) как-то стараться находить "особый путь".

Особенно, когда уж тренер избалован наличие очень способных детей. Мы люди, не роботы, эмоциональный фон большое место имеет в профессии.

Безусловно всех их смотришь по умолчанию как равных. И видишь что есть "выбивающиеся из потока".
В неспособные, в "тормозные", в "бесхарактерные", в детей "живущих исключительно на варенье" и прочие категории.

И что каким-то образом нужно пробовать, маяться и с ним, они часть любимой профессии. Тратить время не в группе, а за счет группы, за счет индивидуального времени.

И если совсем откровенно- отнимать себя в этом плане от других детей.... не хочется. С которыми "душа поет и сердце скачет"- с ними реально время летит незаметно. И виден результат , прогресс, отдача.

Это я конечно с позиции тренера. У которого поток детей, ориентировка на спортивный результат, он не может (и если честно) не хочет погружаться в "длительный бой" , что бы пробить путь сложному индивидууму в шахматы.

А вот родитель!

У него нет потока, ребенок один ( ну пусть двое-трое) Тут пожалуй соглашусь, что нужно проявлять упорство , если человечек "без справки". Или монотонная живая работа индивидуально с педагогом. Денег надо будет много при таких раскладах. По крайней мере в первое время...

И знаете Яна... вот даже здесь. Даже с родителями не совсем легкого (для шахмат) ребенка. А смысл так упираться, искать этот подход? Ломать его пусть и с некоторой пользой для шахмат ?!

Моё очень большое имхо и выше и ниже (не знаю как относится уважаемая мама к подобному)- по любому человечку целесообразно ставить какой-то срок что бы он мог себя проявить, что бы смог пробить плато , тормоза, ограничители.

У меня этот 1 срок - три месяца. По истечении трех месяцев- прямо говорю родителям- идет очень тяжело. Предупредил на Ваше усмотрение дальнейшее. Через год (если остается)- сам собственным решением либо перевожу во 2-ой год обучения, либо будьте здоровы, попробуйте что-то иное.

Честно? Прямо? Возможно обидно? Но делаю именно так.

Сначала велся на то, что "ой у вас такие ребята, такой коллектив, он(а) с таким удовольствием ходит, разрешите и дальше продолжать". Разрешал. Но чем дальше, тем хуже и ребенку и общему состоянию группы.

Состав группы должен быть остро-конкурентным, что бы был спортивный рост. если там есть две- три "булочки с маслом", это расхолаживает, тянет группу вниз. Такие дети "своим минусом" общую температуру по группе понижают. И наоборот если в группу силой внедрить на пол головы выше всех стальных , то группа сразу растет в результатах.

Да что, там... сами дети отказываются играть со слабыми, говоря, что им не интересно. Не испытывают нагрузки и их в этом понимаю.
_______________________________

Приемы "пробивки неспособного", вызова ребенка на мотивированное сотрудничество с тренером по поиску себя, у каждого из нас есть.

Конкретно мне пара вещей часто помогает. Но они узко профильные наверное, не совсем универсальные

Date: 2016-06-18 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] geeklive.livejournal.com
Самые обыкновенные психологи, которые помогают решить проблемы в школе, это в российских реалиях звучит как самые обыкновеннык марсиане.

Date: 2016-06-18 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] chessplace.livejournal.com
Решительно маловато одного любопытства.
Для шахмат по крайней мере точно. Нужен ещё и прогресс и результативность положительная. Прозрачная, ощущаемая ребенком.

И в каких-то вещах, почти сразу любопытство может быть убито очевидностью, труда, усилий, прочих условий, которые у кого-то обнуляют первоначальное любопытство.

Первый период очень важен, очень деликатный. Но на одном любопытстве- не выехать.

Date: 2016-06-18 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] balbesko.livejournal.com
Ну да, конечно, позитивное подкрепление, данное обещание, видимый прогресс, натуральные или сконструированные всплески допамина и т.д...

Но все-таки для начала - мне кажется, без любопытства никуда. Пока ребенок не спросит, что там за доска в клеточку, или пока кто-то не подтолкнет в том направлении, ничего не будет. А если учитель попадется скучный, при низкой изначальной заинтересованности, мне кажется, никакая методика не сработает.

Date: 2016-06-18 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] arctic-willow.livejournal.com
Ни в коем случае не надо пытаться развивать детей дальше некоего "предела интересности занятия"! Если не интересно и выходит так себе, лучше ещё три кружка попробовать и найти своё, чем тратить время на тягомотину и страдания.
Со мной в детстве тоже не так много "занимались", мне куча вещей была интересна сама по себе, а обучение всякому проходило в режиме "я варю варенье, давай-ка вместе!".
Зато потом я устроила себе этот ад во взрослой жизни! Во что бы то ни стало вознамерилась овладеть профессией, которая не идёт вообще. Не знаю, какие тут комплексы взыграли, что я решила так себя изнасиловать, но заклинаю всех и каждого такой глупости не делать, тем более с родными детьми.

Date: 2016-06-18 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] ogonek65.livejournal.com
Именно это произошло у меня с младшей дочерью и ее танцами. Поначалу все педагоги в один голос твердили, что танцора из нее никогда не выйдет. Негибкая, неэмоциональная, слабенькая. Я и на танцы-то ее повела в целях исправления осанки. Но как говорится, пациент хочет жить - медицина бессильна. Девочка очень хотела танцевать. А однажды она услышала, как один из тренеров сказал: "Эта девочка никогда не будет танцевать". И уперлась: "Я им всем докажу". И тут как раз случилось, что у нашего тренера группа развалилась, практически все дети танцы бросили. Ему стало не с кем заниматься, кроме моей девочки. Поневоле пришлось все вкладывать в нее. Сколько было слез, долго ничего не получалось. Но ребенок у меня настырный. И к подростковому возрасту она как будто проснулась. Оказалось, что и с эмоциональностью у нее все в порядке, просто надо было научить ее показывать свои чувства, а не внутри себя их переживать. И сил прибавилось, и гибкость появилась. Правда, конкретно в этом виде танца много достичь не удалось из-за отсутствия партнера. А вот в одиночном виде результаты более чем впечатляющие, третье место на чемпионате мира, не кот чихнул. Так что было бы желание, а научить можно практически любого до вполне приличного уровня.

Date: 2016-06-18 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] Анна Неизвестна (from livejournal.com)
Вкладывали очень много, передыху не было. На выходе дерьмо

Date: 2016-06-18 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] life-of-mitten.livejournal.com
Какая у Вас, Яна, мудрая мама. Очень понравилась мысль про то, что ребенка выгодно чем-то занять. Сохраню в мемориз.

Но я вот не понимаю зачем учить ребенка тому, к чему он заведомо не предрасположен. Я согласна, что научить можно кого угодно и чему угодно, но получается куча трудозатрат при минимальном выхлопе. Математика можно научить рисовать, а художника отдать в физ.мат. Но есть большая вероятность, что они все равно это будут ненавидеть всю жизнь и соскочат с нелюбимой и плохо идущей деятельности когда смогут. И им опять придется начинать учиться чему-то с 0, то есть они не имеют бонусов в первой деятельности и кучу сил тратят потому что "мама так решила", а потом и в той, которую выбрали сами, потому что время упущено и взрослому все дается куда сложнее, чем ребенку.

Date: 2016-06-18 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] mikhail-rose1.livejournal.com
Очень верная, грамотная характеристика происходящего. Подтверждает мои мысли и позицию в отношении "неспособных".

Нельзя в сильный состав до бесконечности добавлять тех, кого постоянно нужно зажимать, заставлять, уговаривать. Остальные вешаются и разбегаются.

Date: 2016-06-18 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] kristina777.livejournal.com
У вас некоторая несостыковка в комментарии :) "к чему заведомо не предрасположен" и "то, что выбрала мама" - отнюдь не синонимы. Математик может мечтать рисовать, и упорно этим заниматься, и добиться в этом больших высот несмотря на отсутствие способностей, ну и далее по списку. От родителей требуется только не заставлять заниматься ненавистным, имхо.

Date: 2016-06-18 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] Ирина Корчагина (from livejournal.com)
Как то слышала в одной передаче от психолога ,что хорошо рассказывать о профессиях ребенку -- сходить в парикмахерскую например.. Сходить в баню с ребенком ,обьяснить чем отличаются пожилые люди от молодых.. А сама считаю .что дошколенок должен как можно меньше сидеть на 5 точке..во избежание сколиозов.. Есть у воспитателей "фишка" -- чуть расшумелись посадить за рисование..

Date: 2016-06-18 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] life-of-mitten.livejournal.com
Я прям даже не знаю что сказать, по моему в моем комментарии прекрасно понятно из контекста, что я имела в виду, но выдернуть пару слов и придумать свое значение конечно можно в любом случае. Я говорила про совершенно конкретный тип родителей, которые выбирают своему ребенку деятельность исходя из того, что "ой, я так хочу что бы мой пухлый малыш с плохой координацией стал балеруном" и пусть малыш костьми ляжет за этот балет, хотя у него прекрасно идет математика.

Ребенок может одинаково жарко хотеть стать космонавтом, суперменом и примой балериной. Совершенно не факт, что при ближайшем рассмотрении он не потеряет к этой деятельности интерес через месяц.

Date: 2016-06-18 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Ого, здорово! А какие это танцы, в результате?

Date: 2016-06-18 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Да уж. Мои знакомые лет сорока, выросшие в деревне, рассказывали что лет до 20 лежали только ночью 8 часов, чтобы поспать, а сидели за день три раза по полчасика - на завтрак, обед и ужин. Остальное время проводили в движении. До сих пор слушают за это одобрительные комментарии от врачаей.

Date: 2016-06-18 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] ogonek65.livejournal.com
в результате фламенко. Сейчас она уже не танцует, с двумя маленькими сорванцами особо не поскачешь))) Но время от времени до сих пор в Испанию зовут на выступления.

Date: 2016-06-18 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] Ирина Корчагина (from livejournal.com)
Ортопеды танцы нахваливают ,и польза для зрения какая то есть..

Date: 2016-06-18 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] i-kassia.livejournal.com
Насчет "время упущено". У нас один из сыновей не хотел заниматься математикой. Категорически. Тянул на троечки, причем и эти троечки ставили непонятно как, поскольку даже дроби он не освоил. Мы с мужем махнули рукой: он в ту пору рисовать любил. И не пытались впихивать невпихуемое.
Закончив десятый класс, он вдруг решил поступать на экономический факультет МГУ. А тогда математика нужна, причем на высоком уровне. Но парень захотел. За лето прошел с моей помощью всю школьную математику, включая и одиннадцатый класс, и задачи олимпиадного уровня. Поступил. Закончил желанный факультет с красным дипломом. Рисование осталось как хобби.
Все дело в мотивации, причем отнюдь не маминой-папиной.

Date: 2016-06-18 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] mila-mints.livejournal.com
Со своими детьми много занималась, много им читала и играли в разное, что теперь называют развивающим.
Все трое уже взрослые и очень успешны в выбранной профессии.
Но я не готова отделить, где мои усилия, а где унаследованные способности. Потому что все родственники весьма способные.

Date: 2016-06-18 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] poni-zvezdochka.livejournal.com
а что такое "булочки с маслом" и "живущих исключительно на варенье" ?

Date: 2016-06-18 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] poni-zvezdochka.livejournal.com
так тут ребенок сам упёрся, а если упёрлась мама - то это совсем другой расклад

Date: 2016-06-18 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] ogonek65.livejournal.com
конечно, я о том и говорю, было бы у ребенка желание. А еще, мне не очень нравится, когда на ребенке сразу ставят штамп "неспособного". Сегодня не способный, а кто его знает, что с ним завтра будет, какие способности вдруг проснутся. Если детке хочется, надо продолжать вкладывать.

Date: 2016-06-18 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] iralyan.livejournal.com
моя тетка до 11 лет была пухлым, толстым, неуклюжим ребенком, над которым все смеялись. Потом "за компанию" пошла заниматься греблей, и догребла до Олимпиады. Сейчас уже бабушка, и вся на фитнесе-директор спортцентра.

мой ребенок с диагностированной диспраксией как зверь занимается водным поло - нихрена у него не получается, я ему говорю - вкладывай время в математику (математика и, особенно, геометрия ему очень нравится, опять же по тестам талант зарыт именно там), но нет - 5 дней в неделю он в бассейне, а я как дура его туда вожу, нет бы дома с тетрадочкой сидел!

Date: 2016-06-18 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] life-of-mitten.livejournal.com
ребнкина мотивация тоже не с потолка появляется. Конечно влияет и характер, но очень часто достаточно того, что сами родители чем-то заняты и относятся к своей деятельности с душой. Подростковый возраст это еще не упущенные возможности, там все можно догнать и наверстать. Сама была как ваш сын - тихо ползла на одних тройках, а в выпускном классе сдала все экзамены на 5 потому что захотела.

Я имела в виду несколько другую ситуацию, когда из ребенка родители пытаются слепить кого-то кем он не является. Масса есть людей, которые пошли учиться на юриста или закончили физ.мат, или музыкалку, а потом не возвращались к этой теме никогда в жизни. Потому что это надо было родителям, а у ребенка ни способностей ни желания не было.

Рисование, кстати сказать, тоже очень полезная в жизни вещь. Как собственно и любая деятельность, если ее любить и уметь делать.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 09:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios