Мне тут интересный вопрос задала читательница: она расписывает заказчикам джинсы. И надо сказать, что она это делает давно и очень профессионально, и явно опыт имеет, и все организовала как раз правильно. Она показывает эскиз, обсуждает его, потом делает. И вот у нее заказчица, которая уже одну вещь получила, потом заказала вторую, и вдруг решила, что ей результат не нравится.
Когда заказ выполняется на чем-нибудь не уникальном, это не так страшно. В худшем случае можно сделать заново, и художник потеряет холст, или некий один экземпляр того, на чем рисовал, потраченные материалы. Это тоже неприятно, и прибавлению денег в бизнесе не способствует. Но не так трагично. А что, если заказчик приносит свою вещь - еще вот такую. Джинсы. Это человек выбирал, примерял, нашлось подходящее и красиво сидящее. И потом рисуют прямо на них, и если не нравится, то получается, что заказчице "испортили ее джинсы". Иногда вещи известных моделей можно снова купить. (И они могут оказаться очень недешевыми.) Но если вещь не новая, из какой-то устаревшей коллекции, либо куплена где-то случайно, и не находится просто тк в интернете - что делать?

Если смотреть на все трезво, художница ни в чем не виновата, и ничего заказчице не должна. Та знала, в каком стиле она работает, эскиз видела и приняла. Да и не в первый раз уже сотрудничают. Если после всего этого ей не нравится результат - это ее проблемы. Но с другой стороны - не хочется оставлять у заказчика такое впечатление. Что собирались плодотворно сотрудничать, а в результате испортили ей вещь, и ничем не порадовали.
С третьей стороны - я недавно писала о разочарованиях. Даже у самого автора, давно работающего, и имеющего большой опыт и конкретный план - регулярно случается! Что был уверен в своей задумке, все сделал по плану, и вдруг оно не нравится! А пока было в мыслях, и даже в виде довольно подробного эскиза - нравилось. И не понятно, что тут пошло не так. иногда я сама сижу и раздумываю над работой: ну что с ней не то? План же был, все смотрелось. Все по плану сделала. Почему оно мне теперь так не нравится? Иногда даже для нарисовавшего это - неочевидно. Я тогда начинаю спрашивать других - и иногда им тоже надо подумать хорошенько, прежде чем станет ясно, что в этой работе вызывает негативные чувства. А раз так - стоит ли обижаться на заказчицу, которая вдруг поняла что ей не нравится.
Более того - тут даже нетрудно представить, что именно случилось. Наверное она видела эскиз в каком-то небольшом формате. Даже если он был открыт на весь экран. Это небольшая картинка. А настоящие джинсы - большие! Может быть она просто не представила это в масштабе? А потом увидела на такой большой вещи, в таком крупном формате - и оказалось, что оно совсем иначе смотрится.
Но это все не отменяет вопроса - как решать проблему? Я написала, что надо разговаривать, обсуждать, выразить готовность как-то все исправить. Вдруг получится? Попросила показать фото этой работы. Посмотрела - очень красиво сделано. И автор говорит, что "заказчице не хватает деталей" вдруг. Это подтвердило мою теорию, что она просто увидела все в большом размере, и оно показалось ей не настолько филигранным, как на эскизе. Но тут выяснилось, что все это наносилось обесцвечивателем через трафарет. Поэтому "просто добавить деталей" - не так-то просто. Я предложила в данном случае нарушить технологию, ради того, чтобы угодить заказчице, и другим способом нанести мелких штучек побольше. Тем более, что рисунок это вполне позволял. Ну и конечно этот план тоже сначала обсудить с заказчицей, прежде чем.
Не знаю пока, чем закончилось - но художница немного успокоилась и пошла думать над тем, как эту работу поправить, так, чтобы заказчица все же осталась счастливой. Я думаю, что эту конкретную работу запросто можно "спасти", т.к. там ничего такого ужасного не случилось. Рисунок заказчице в целом нравится (а это уже очень важно!), а "не хватает мелочей" - это лечится. Разными способами.
А представьте, если бы ей вдруг что-то такое не понравилось, что вообще никак не исправишь? Ну мало ли - вот пришло вдруг осознание, что какая-то деталь совершенно лишняя, слишком крупная, или не того цвета. А ее старательно нанесли перманентно на 80% вещи? Бывают ситуации, когда исправить нельзя. И получается, что, если заказчик утвердил эскиз. то художник ни в чем не виноват. Но история грустная, и получается, что у художника не получилось удовлетворить заказчика. Не справился?
Мне кажется, что еще у портних это должно быть вечной темой. Им любят принести какой-нибудь отрез, привезенный откуда-то, или какой-нибудь "который сто лет назад от бабушки достался и хранили на особый случай". И вот оправдывай потом доверие. Вдруг вещь из него представлялась заказчице совсем иной? Ткани, наверное, гораздо чаще бывают "единственными на свете". Не страшно такое сокровище (чужое) резать?
А у вас такое было? Вы расстраиваетесь по таким поводам, или принимаете это как "в жизни не без этого"? А пробуете заказчику что-то компенсировать, хотя ничего ему не должны? Или наоборот считаете что это он вам должен - как-никак потратил ваше время и силы? А что, если он всем рассказывать начнет, что не понравилось с вами сотрудничать - некрасиво получилось?
Когда заказ выполняется на чем-нибудь не уникальном, это не так страшно. В худшем случае можно сделать заново, и художник потеряет холст, или некий один экземпляр того, на чем рисовал, потраченные материалы. Это тоже неприятно, и прибавлению денег в бизнесе не способствует. Но не так трагично. А что, если заказчик приносит свою вещь - еще вот такую. Джинсы. Это человек выбирал, примерял, нашлось подходящее и красиво сидящее. И потом рисуют прямо на них, и если не нравится, то получается, что заказчице "испортили ее джинсы". Иногда вещи известных моделей можно снова купить. (И они могут оказаться очень недешевыми.) Но если вещь не новая, из какой-то устаревшей коллекции, либо куплена где-то случайно, и не находится просто тк в интернете - что делать?

Если смотреть на все трезво, художница ни в чем не виновата, и ничего заказчице не должна. Та знала, в каком стиле она работает, эскиз видела и приняла. Да и не в первый раз уже сотрудничают. Если после всего этого ей не нравится результат - это ее проблемы. Но с другой стороны - не хочется оставлять у заказчика такое впечатление. Что собирались плодотворно сотрудничать, а в результате испортили ей вещь, и ничем не порадовали.
С третьей стороны - я недавно писала о разочарованиях. Даже у самого автора, давно работающего, и имеющего большой опыт и конкретный план - регулярно случается! Что был уверен в своей задумке, все сделал по плану, и вдруг оно не нравится! А пока было в мыслях, и даже в виде довольно подробного эскиза - нравилось. И не понятно, что тут пошло не так. иногда я сама сижу и раздумываю над работой: ну что с ней не то? План же был, все смотрелось. Все по плану сделала. Почему оно мне теперь так не нравится? Иногда даже для нарисовавшего это - неочевидно. Я тогда начинаю спрашивать других - и иногда им тоже надо подумать хорошенько, прежде чем станет ясно, что в этой работе вызывает негативные чувства. А раз так - стоит ли обижаться на заказчицу, которая вдруг поняла что ей не нравится.
Более того - тут даже нетрудно представить, что именно случилось. Наверное она видела эскиз в каком-то небольшом формате. Даже если он был открыт на весь экран. Это небольшая картинка. А настоящие джинсы - большие! Может быть она просто не представила это в масштабе? А потом увидела на такой большой вещи, в таком крупном формате - и оказалось, что оно совсем иначе смотрится.
Но это все не отменяет вопроса - как решать проблему? Я написала, что надо разговаривать, обсуждать, выразить готовность как-то все исправить. Вдруг получится? Попросила показать фото этой работы. Посмотрела - очень красиво сделано. И автор говорит, что "заказчице не хватает деталей" вдруг. Это подтвердило мою теорию, что она просто увидела все в большом размере, и оно показалось ей не настолько филигранным, как на эскизе. Но тут выяснилось, что все это наносилось обесцвечивателем через трафарет. Поэтому "просто добавить деталей" - не так-то просто. Я предложила в данном случае нарушить технологию, ради того, чтобы угодить заказчице, и другим способом нанести мелких штучек побольше. Тем более, что рисунок это вполне позволял. Ну и конечно этот план тоже сначала обсудить с заказчицей, прежде чем.
Не знаю пока, чем закончилось - но художница немного успокоилась и пошла думать над тем, как эту работу поправить, так, чтобы заказчица все же осталась счастливой. Я думаю, что эту конкретную работу запросто можно "спасти", т.к. там ничего такого ужасного не случилось. Рисунок заказчице в целом нравится (а это уже очень важно!), а "не хватает мелочей" - это лечится. Разными способами.
А представьте, если бы ей вдруг что-то такое не понравилось, что вообще никак не исправишь? Ну мало ли - вот пришло вдруг осознание, что какая-то деталь совершенно лишняя, слишком крупная, или не того цвета. А ее старательно нанесли перманентно на 80% вещи? Бывают ситуации, когда исправить нельзя. И получается, что, если заказчик утвердил эскиз. то художник ни в чем не виноват. Но история грустная, и получается, что у художника не получилось удовлетворить заказчика. Не справился?
Мне кажется, что еще у портних это должно быть вечной темой. Им любят принести какой-нибудь отрез, привезенный откуда-то, или какой-нибудь "который сто лет назад от бабушки достался и хранили на особый случай". И вот оправдывай потом доверие. Вдруг вещь из него представлялась заказчице совсем иной? Ткани, наверное, гораздо чаще бывают "единственными на свете". Не страшно такое сокровище (чужое) резать?
А у вас такое было? Вы расстраиваетесь по таким поводам, или принимаете это как "в жизни не без этого"? А пробуете заказчику что-то компенсировать, хотя ничего ему не должны? Или наоборот считаете что это он вам должен - как-никак потратил ваше время и силы? А что, если он всем рассказывать начнет, что не понравилось с вами сотрудничать - некрасиво получилось?
no subject
Date: 2016-05-20 03:19 pm (UTC)Такое бывает с теми, кто делает перепланировку в квартире. На картинке все красиво, а в жизни не хватает места. Поэтому советуют в пустой квартире "поднять" стены из гофрокартона )
no subject
Date: 2016-05-20 07:51 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 03:24 pm (UTC)Во-первых, нужно предоставить заказчику выбор. Например, мы проектируем визитку. Я делаю таблицу из 100 возможных вариантов и печатаю её на листе формата A3.
Затем мы вместе с заказчиком садимся и начинаем отсеивать варианты, которые точно не годятся. Мы обсуждаем, почему данный вариант не подходит. Или наоборот, почему подходит именно данный вариант.
В результате, через полчаса у нас остаётся три подходящих варианта, которые я выбираю из нарезанных карточек (тоже были напечатаны 100 штук). Кладу перед заказчиком, и он выбирает из них самый лучший.
Во-вторых, если предоставить всего 1 возможный эскиз, то тем самым повышается риск того, что заказчик останется недоволен результатом. Если сделать хотя бы 2 варианта, то риск уже снижается на 50%.
Не всегда это возможно. Например, верстать даже 2 варианта вёрстки буклета - это слишком дорого. Если 100 вариантов визитки можно сверстать за вечер, то буклет верстается минимум неделю.
В таких случаях мы сперва планируем буклет, что называется "на салфетке". Отбираем материал и пишем текст. Когда текст утверждён, можно приступать к вёрстке.
Когда макет свёрстан, я печатаю его на цветном принтере, и заказчик видит, что у нас получилось. Если ему всё понравилось, он заказывает печать тиража. Если что-то не понравилось, приходится вносить коррективы в вёрстку. Но это занимает от силы день-два.
То есть как дизайнер я просто воплощаю замысел заказчика. Моя работа состоит в том, что я могу сделать это профессионально. Если бы я стал что-то творить от себя, то это было бы совсем не то, чего от меня ждут.
no subject
Date: 2016-05-20 04:55 pm (UTC)А с визитками сделать 100 вариантов - это убиться :( у некоторых при 10 вариантах крышу сносит, а тут 100. Это может сработать только с ОЧЕНЬ ответственным и вменяемым клиентом. А где ж и на всех взять?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-05-20 05:40 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 04:04 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 04:55 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-05-20 04:31 pm (UTC)А моя мать реставратор.. там риски вообще ололо..
no subject
Date: 2016-05-20 04:33 pm (UTC)художница берет деньги с заказчиков на основании чего? Она платит налоги? Если работает как частный предприниматель и платит налог (в разных странах по разному), то что мешает ей оформлять сделку законным способом и в спорных случаях аппелировать к подписанному заказчиком договору?
no subject
Date: 2016-05-20 04:51 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 04:57 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 07:00 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-05-20 05:07 pm (UTC)Хотя утверждённый эскиз уже документ. Обычно подписан заказчиком. Всегда так надо делать на случай перемены настроения чьей-то левой пятки.
Если просят деталей навести - плюнуть и сделать, даже если будет испорчен замысел. Когда основательно портится, на взгляд художника, работа, можно снять имя (если оно где-то значится). Это, конечно, не для швей.
Приходилось быть и несколько пострадавшей заказчицей - однажды хорошая портниха очень буквально воспроизвела довольно свободный рисунок; то, что в рисунке было штрихами, намёком на игру объёма, было скроено, вытачено и пр. Ничего не попишешь - просто получилась другая вещь. Но выглядела хорошо. И урок получился - сама виновата, надо рисовать технологично и очень строго. Чтоб никаких разночтений.
no subject
Date: 2016-05-20 05:11 pm (UTC)Да нет, совсем не вечная. Стоимость принесенной ткани надо указывать, иметь согласованный эскиз, брать аванс за работу. К тому же смотря какие ошибки: есть реальные дефекты посадки по фигуре, а есть "думала, буду выглядеть на 5 кг стройнее в этом, а выгляжу.....как всегда". В первом случае виноват портной, либо исправляет, либо возвращает клиенту деньги за ткань и аванс. Во втором.....у меня была такая клиентка, подруга, забирала вещь, платила, но всегда с кислой миной, а потом появлялась в ней на работе, а там коллеги "ой, какая прелесть! а где дают?", и все было уже хорошо.
В вашем рассказанном случае речь ведь не о дефектах кроя или дизайна. Папе Иннокентию X тоже ведь не понравился его портрет работы Веласкеса. Искусство......
Либо отдать деньги за джинсы и разойтись, либо дорабатывать.
В любом случае не переживать и не прогибаться из страха оставить заказчицу недовольной.
Мастер тоже имеет право быть недовольным заказчиком.
no subject
Date: 2016-05-20 05:28 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 05:46 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 05:52 pm (UTC)Бывает, приносят что-то с непонятным дефектом, совсем не включается. Отлавливается одна неисправность, ставится деталька. А там ОПА - все равно не включается, или включается не так, или звука нет - ещё какая-то поломка, которая не могла быть диагностирована без наличия первокупленной детальки.
А деталька первая стоит как полтелевизора. За вторую уже денег не взять. И теряет мастер деньги.
Это ещё если не брать риски, возникающие в процессе ремонта.
no subject
Date: 2016-05-20 06:05 pm (UTC)Вот там действительно - уже не пришьёшь...
no subject
Date: 2016-05-20 09:19 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-05-20 06:41 pm (UTC)Клиентов теряю но нервы дороже...
no subject
Date: 2016-05-20 09:27 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 06:55 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 09:26 pm (UTC)Вы впервые у неё шили?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-05-20 06:58 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 07:02 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 07:05 pm (UTC)Подругу так подставили на наащивание ресниц. У клиентки оказалась алергия, но снимать ресницы она так и не приехала.
no subject
Date: 2016-05-20 07:14 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-23 12:01 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 07:17 pm (UTC)А у меня недавно так было с кухней. Заказывала, замерили, потом замерщик от фирмы приезжал, перемерил. И получилась в итоге кухня короче на 23 см, с обрубком куцым... А претензии принимать отказались, потому что подпись моя под эскизом стояла. Предложили переделать частично, за мой счёт (+ ок 100 тыс). Я отказалась и всех прокляла-)) Впредь буду умнее, за всеми буду перемерять!
no subject
Date: 2016-05-22 03:01 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 07:45 pm (UTC)Я поэтому часто беру на контроль подрядчиков, хотя я не должна, потому что всего лишь фотограф. Невесты высылают мне платья, визажисты - фото с репетиции визажа, иногда я составляю логистику, ищу локации, тащу реквизит, придумываю сценарий и оформление, убираю мусор, веселю гостей и т.д. Но если заказчик хочет обидеться, он это сделает любой ценой, и всё ему будет не так. Если какие-то промахи по вине фотографа или хочется сохранить хорошие отношения, можно предложить съемку в другой день.
Но иногда заказчик включает установку "клиент всегда прав", потому что он самодур, ему хочется топать ножкой и кричать. Катализатором часто служат родственники или знакомые, которые смотрят на результат и многозначительно и протяжно говорят: "Ну знаешь ли, за такие деньги... Да у меня знакомая бы за 3 копейки так же сделала..."
Однажды у меня была невеста, которой я дала часть фотографий сразу после свадьбы. Она их выставила, все поздравляли, говорили, какие хорошие снимки. Затем она получила все фотографии. Затем у нее переклинило, и она стала просить 50% возврата за то, что я снимала не на той чувствительности (какой должна быть в ее представлении) в ЗАГСе (все остальные снимки без претензий). Что я снимала без вспышки, и на такой вот выдержке, и на таком исо, а вот их друг снимал со вспышкой, и почему я вот так, а их бесплатный друг не так, и зерно на снимке, что лиц не видно, и т.п... Я прошлась шумодавом, кстати, с лицами все было в порядке, я сделала слайдшоу, я отретушировала еще снимки, я пыталась доказать, что у меня было точно такое же портфолио, что это ИСО не критическое, в общем, как-то разрулить конфликт... "Нет, верните мне часть денег, ваше ИСО не такое, о каком я думала, я тоже немного разбираюсь в фото, и я вышлю ваши снимки экспертам!" Я сказала, что хорошо, я верну. Но, "я вас консультировала по стилю, я купила сама билеты до вашего города, я сделала вам изначально скидку, я отработала лишние часы (решила подарок им сделать), всё суммируем, минус ваши 50%, итого вы мне должны ещё 5000 рублей". :)) Она начала реально меня преследовать. Просила друзей писать публичные гадости во всех моих соц.сетях, я забанила. Спустя два-три года (!) мне прислали переписку на форуме невест, где она жаловалась на меня, что шум размером с таракан, что я пила с гостями и лезла к ним в трусы... Пришлось обратиться к хозяину форума, если он не хочет, чтобы эта переписка была доказательством на суде о чести и достоинстве, то пусть забанит невесту и удалит эту запись. Я так думаю, что бесплатный друг их надоумил, изначально он просился в подмастерье, чтобы посмотреть и поучиться, как снимает более опытный фотограф.
no subject
Date: 2016-05-20 07:57 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-20 08:04 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-21 04:17 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-05-20 08:52 pm (UTC)