Как общаться с человеком, больным раком?
May. 6th, 2016 07:00 amДоброго времени суток, Яна. Спасибо вам, за то, что у вас есть такая потрясающая рубрика.
Мой вопрос довольно простой и короткий. Как помочь психологически человеку, который болен раком?

Я знаю, что у вас тоже была такая проблема и вы успешно с ней справились, возможно вы уже писали подробно на эту тему в блоге, если да, то подскажите тег или что-то такое, потому что он у вас очень большой :( Буду очень благодарна.
Дело в том, что в моей жизни совершенно случайно появился человек. Познакомились по работе, я была никак не заинтересована в общении, но человек очень хотел со мной общаться. Писал мне постоянно. Скидывал картинки или то,что он пишет в блог, мол оцени, обновление. Блог я начала почитывать, и в начале года там появилась такая штука типа цели на год. И они оказались очень личными. И первая была "избавиться от лейкемии". Потом там книжки, места, мелочи всякие. Меня поразило на сколько открыто человек говорит об этом. Лично поговорить мне не удавалось, казалось будто она не хотела, хотя всем и каждому кричала "а у меня рак". Мы подружились. И вот однажды, когда человек практически достиг дна: нет работы, нет друзей, нет той активности, нет денег, отключили свет в квартире за неуплату, потерял телефон, умерла подруга и еще куча всяких не приятностей, мне удалось поговорить с человеком. Мы просто сидели в этой квартире без света и все что нам оставалось-это говорить. И я то думала, что человек вообще всегда живет с этой болезнью, всю жизнь. А оказалось, что он узнал о ней практически вот-вот когда мы познакомились. И это ужасно. И еще более ужасное, что у меня нет страха то потерять человека. А мое "все будет хорошо" не спасает. Потому что человеку то страшно. А мне как-то не очень. И не понятно что вообще делать. Как поддерживать. Человек уже проходит химию, уже подстриг волосы коротко, но не насыло. Я вроде бы читала, что именно после химии там все хуже психологически становится, но не уверена. И не уверена хорошо или плохо, то что мне не очень страшно. Хотя все таки ужас зарождается во мне, когда я начинаю анализировать все более тщательно.
Буду благодарна за любой ответ!
Спасибо за внимание!
Здравствуйте!
Нету универсального рецепта, как помочь всем больным людям. Потому что люди - все разные. Одни хотят об этом говорить, другие - наоборот о чем угодно, только не об этом. один хотят "все сами", другие рады любой помощи. И переносят все по-разному. Одному химия невыносима, другой вроде ее пережил нормально, а очередная операция - почти убивает.
Я могу только предложить:
1 - Открыто спрашивать людей. О чем ты хочешь поговорить? Об этом можно тебя спросить? Чем тебе помочь?
2 - Местами дать людям подумать. Потому что про некоторые вещи они сами не очень еще понимают, как им хочется. И это - нормально. Это для них тоже новый опыт. Например, вы можете предложить какую-то помощь, которую человек не привык принимать. И скажите "ты не должен сразу соглашаться, ты подумай, а я потом еще раз спрошу". Например я вот сначала не могла себе представить, что кто-то будет готовить на моей кухне. А потом жизнь меня так скрутила, что я согласилась. А потом я была очень благодарна друзьям за простой приготовленный ужин, и за помытую посуду.
3 - К себе не забывайте прислушиваться. Потому что желание помочь другому человеку - очень благородное. Но надо, чтобы вам тоже было с ним комфортно и не слишком тяжело. Иначе вы все равно не выдержите и сбежите. Если вам что-то не лезет совсем, так и скажите: "Слушай, ты меня извини, но я вот это совсем слушать не могу, давай о чем-нибудь другом поговорим" или "Я с такой ситуацией никогда не сталкивалась, мне неловко - извини, я сама еще не разобралась в своих чувствах." Это ведь тоже нормально - признаться, что вы с некоторыми ситуациями не можете справиться с налету.
Некоторые люди обладают большой самоиронией, некоторые любят черный юмор. Другие умеют спокойно говорить о тщетности и бренности всего, не боятся смерти, или имеют какие-то особо широкие и философские взгляды на мироздание. Но чтобы как-то широко разливаться о жизни и смерти, хорошо бы человека знать получше. Это с очень хорошими друзьями, или очень близкими родственниками можно знать (и то не всегда), какие шутки их рассмешат, а какие обидят. И какие философские идеи их успокоят, а какие напугают.
Так что - если не знаете точно, какую концепцию этому человеку луше продвигать, какие мысли можно ему доверить, а какие он может быть не поймет - идите надежным путем. Советуйте своими словами бороться и надеяться, напоминая, что вера в свои силы и надежда - сильнейшие из лекарств, среди прочих. И вообще - великая сила. (Ведь не зря так хорошо на людей действуют плацебо - человек действительно на одной только вере может уехать очень далеко. А тут вера не одна, а она дополнение к полноценному лечению.) А от черных мыслей советуйте отвлекаться, и старайтесь отвлечь, т.к. от бесконечного их прокручивания в голове еще никому легче не стало.
А еще вот целая книга есть на эту тему. Я к ней писала предисловие:
http://miumau.livejournal.com/1696518.html
Мой вопрос довольно простой и короткий. Как помочь психологически человеку, который болен раком?

Я знаю, что у вас тоже была такая проблема и вы успешно с ней справились, возможно вы уже писали подробно на эту тему в блоге, если да, то подскажите тег или что-то такое, потому что он у вас очень большой :( Буду очень благодарна.
Дело в том, что в моей жизни совершенно случайно появился человек. Познакомились по работе, я была никак не заинтересована в общении, но человек очень хотел со мной общаться. Писал мне постоянно. Скидывал картинки или то,что он пишет в блог, мол оцени, обновление. Блог я начала почитывать, и в начале года там появилась такая штука типа цели на год. И они оказались очень личными. И первая была "избавиться от лейкемии". Потом там книжки, места, мелочи всякие. Меня поразило на сколько открыто человек говорит об этом. Лично поговорить мне не удавалось, казалось будто она не хотела, хотя всем и каждому кричала "а у меня рак". Мы подружились. И вот однажды, когда человек практически достиг дна: нет работы, нет друзей, нет той активности, нет денег, отключили свет в квартире за неуплату, потерял телефон, умерла подруга и еще куча всяких не приятностей, мне удалось поговорить с человеком. Мы просто сидели в этой квартире без света и все что нам оставалось-это говорить. И я то думала, что человек вообще всегда живет с этой болезнью, всю жизнь. А оказалось, что он узнал о ней практически вот-вот когда мы познакомились. И это ужасно. И еще более ужасное, что у меня нет страха то потерять человека. А мое "все будет хорошо" не спасает. Потому что человеку то страшно. А мне как-то не очень. И не понятно что вообще делать. Как поддерживать. Человек уже проходит химию, уже подстриг волосы коротко, но не насыло. Я вроде бы читала, что именно после химии там все хуже психологически становится, но не уверена. И не уверена хорошо или плохо, то что мне не очень страшно. Хотя все таки ужас зарождается во мне, когда я начинаю анализировать все более тщательно.
Буду благодарна за любой ответ!
Спасибо за внимание!
***
Здравствуйте!
Нету универсального рецепта, как помочь всем больным людям. Потому что люди - все разные. Одни хотят об этом говорить, другие - наоборот о чем угодно, только не об этом. один хотят "все сами", другие рады любой помощи. И переносят все по-разному. Одному химия невыносима, другой вроде ее пережил нормально, а очередная операция - почти убивает.
Я могу только предложить:
1 - Открыто спрашивать людей. О чем ты хочешь поговорить? Об этом можно тебя спросить? Чем тебе помочь?
2 - Местами дать людям подумать. Потому что про некоторые вещи они сами не очень еще понимают, как им хочется. И это - нормально. Это для них тоже новый опыт. Например, вы можете предложить какую-то помощь, которую человек не привык принимать. И скажите "ты не должен сразу соглашаться, ты подумай, а я потом еще раз спрошу". Например я вот сначала не могла себе представить, что кто-то будет готовить на моей кухне. А потом жизнь меня так скрутила, что я согласилась. А потом я была очень благодарна друзьям за простой приготовленный ужин, и за помытую посуду.
3 - К себе не забывайте прислушиваться. Потому что желание помочь другому человеку - очень благородное. Но надо, чтобы вам тоже было с ним комфортно и не слишком тяжело. Иначе вы все равно не выдержите и сбежите. Если вам что-то не лезет совсем, так и скажите: "Слушай, ты меня извини, но я вот это совсем слушать не могу, давай о чем-нибудь другом поговорим" или "Я с такой ситуацией никогда не сталкивалась, мне неловко - извини, я сама еще не разобралась в своих чувствах." Это ведь тоже нормально - признаться, что вы с некоторыми ситуациями не можете справиться с налету.
Некоторые люди обладают большой самоиронией, некоторые любят черный юмор. Другие умеют спокойно говорить о тщетности и бренности всего, не боятся смерти, или имеют какие-то особо широкие и философские взгляды на мироздание. Но чтобы как-то широко разливаться о жизни и смерти, хорошо бы человека знать получше. Это с очень хорошими друзьями, или очень близкими родственниками можно знать (и то не всегда), какие шутки их рассмешат, а какие обидят. И какие философские идеи их успокоят, а какие напугают.
Так что - если не знаете точно, какую концепцию этому человеку луше продвигать, какие мысли можно ему доверить, а какие он может быть не поймет - идите надежным путем. Советуйте своими словами бороться и надеяться, напоминая, что вера в свои силы и надежда - сильнейшие из лекарств, среди прочих. И вообще - великая сила. (Ведь не зря так хорошо на людей действуют плацебо - человек действительно на одной только вере может уехать очень далеко. А тут вера не одна, а она дополнение к полноценному лечению.) А от черных мыслей советуйте отвлекаться, и старайтесь отвлечь, т.к. от бесконечного их прокручивания в голове еще никому легче не стало.
А еще вот целая книга есть на эту тему. Я к ней писала предисловие:
http://miumau.livejournal.com/1696518.html
no subject
Date: 2016-05-06 06:11 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 08:31 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 07:14 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 07:22 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 07:27 am (UTC)рак--это правовращающиеся белки:
гмо-овощи\фрукты (вся кукуруза, соя, рис--гмо, кроме российской селекции)
это сахар
это мука (кроме российской селекции)
это картофель (кроме российской селекции)
чтобы не было рака--нужно брать семена у российских селекционных станций, а не покупать за границей
и выращивать самим на приусадебном участке.
сахар заменить мёдом со своей пасеки,
яйца заменить яйцами своих курочек
и 64% --народ получает ремиссию лет на 10-15, если конечно вовремя уходит из города и фастфуда
no subject
Date: 2016-05-06 08:44 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 08:47 am (UTC)так что не парьтесь, вы живёте в нирванне.
no subject
Date: 2016-05-06 10:11 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 11:29 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 11:38 am (UTC)белкИ
no subject
Date: 2016-05-06 11:45 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 11:54 am (UTC)правовращающиеся --искусственные соединения.
в белки с левовращающимися аминокислотами не могут встроиться сапрофиты и бактерии
которые и разносят по организму метастазы.
можно наблюдать, как бактерия в определённый момент отращивает жгутики и по кровотоку передвигается, достигая нового места обитания.
no subject
Date: 2016-05-06 12:35 pm (UTC)Никак, сама вылечилась?..поведай миру.
no subject
Date: 2016-05-06 01:23 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-07 02:46 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-13 07:33 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 07:29 am (UTC)http://mymaster.livejournal.com/
мне кажется, он очень просто и честно писал о себе
no subject
Date: 2016-05-06 07:54 am (UTC)Это дикий стресс видеть и знать, что уже ничем не можешь помочь.
Вести себя ...трудно себя удержать в руках...как со здоровым человеком. И делать вид, что ничего особого не случилось(страшная вещь для родственников больного).
Не показать ему своих слабостей и страхов.
Даже если человек уверен-что все смертельно, он все равно в душе надеется пожить подольше. Отставить ему, если еще двигается, какие то посильные заботы, работы.
Нужно ходить и двигаться до последнего. Конечно они больные и капризные люди.
Рецептов нет. Не позволять им завладеть полностью Вашей жизнью.
Ваша жизнь продолжается...несмотря на....
no subject
Date: 2016-05-06 08:18 am (UTC)Я отбросила материальное. Это отдельная тема.
no subject
Date: 2016-05-06 07:58 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 08:36 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 08:55 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 09:40 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 10:08 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 10:58 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 11:22 am (UTC)У меня тоже рак, тоже ЛХ как у Антона,чей блог здесь приводили.
Ну,рак...ну,и что?У кого-то сердце,у кого-то диабет.
no subject
Date: 2016-05-06 11:37 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 02:45 pm (UTC)... я например, когда ухаживал за отцом после инсульта (правда у меня уже был опыт ухаживания за раковым больным), то сказал ему сразу (а он по жизни был человек упертый и капризный) - вон там лежат сигареты, хочешь побыстрее сдохнуть - кури, я за тобой следить не буду... если я говорю и ты мне не веришь - твое дело, убеждать не буду, вон у тебя телевизор, смотри, думай, принимай... он не хотел выходить на улицу - я просто купил ему одежду (причем какую он хотел, вместе с какой-то совершенно дурацкой шапочкой) - положил перед ним и, уже уходя, сказал - там на улице таких как ты - море, они-то будут жить, а вот ты - навряд ли, отростишь пузо и гуд бай ... хочешь проверить - съезди на кладбище, там полно инсультников уже лежит...
вот так он и курить бросил (хотя курил по пачке две в день), и диету стал соблюдать (хотя в жизни не ел никаких там салатов), и по улице стал бегать... но нужно быть внимательным, причем очень внимательным, если он пожаловался что нога болит - нужно тут-же дать таблетку, но не забыть сказать что все главное - это физкультура...
... в этом плане я когда-то получил урок от мамы, она болела раком, я торопился и сготовил ей стейк как-то вот так, быстро, принес, она - я что, в столовой питаюсь? постараться не мог?... мне было дико стыдно, я запомнил это и уже умру, но не подам кому-то вот так - абы как...5-10 минут жизни не прибавят, а избавишься от стыда...
... поэтому говорю - будьте сильными и внимательными... забудьте про стыд - вы ухаживаете за больным, и будьте готовы к тому что раковый больной может потерять разум... так бывает, и к этому надо быть готовым, иначе можете так сорваться (а я знаю такие случаи) что полетите туда, где уже вас придется спасать... и еще - не стесняйтесь звать родных и знакомых, они, как правило, свалив все на вас тут же забывают дорогу к больному, поэтому не стесняйтесь напоминать им - что бы приходили, это и больному поможет, и, в непоследнюю очередь, поможет и вам... будьте настойчивы, приглашайте, пусть приходят... но и не должно быть так, что кто-то пришел - а вас нет, дверь закрыта... я так пропустил несколько раз приход родственницы (бегал по больницам, но я реально был один и еще не знал что нужно делать), она до сих пор не может мне это простить и буквально ненавидит меня... вот так тоже бывает... поэтому старайтесь больного не оставлять одного, хотя это и трудно очень... не скажу что мой опыт определяющ, ведь трудно даже самому себе сказать - я был безупречен, и не могу себя ни в чем упрекнуть... но я хотя бы постарался сделать то, что зависело от меня... и еще, к сожалению уход за больным требует жертв - и в личной жизни, и в карьере... даже если у вас куча денег... поэтому - терпения вам, силы и внимания...
no subject
Date: 2016-05-06 02:48 pm (UTC)Для людей с крепкой моральной связью есть такой интересный эффект баланса.
Мой отец держался очень молодцом, потому, что за него переживала моя мама. И плакала и горевала. Со мной он сникал и расслаблялся, когда я проявлял оптимизм и разводил активную деятельность.
Замечал тоже самое во многих других семьях и даже среди друзей. Люди выбирают роли и отыгрывают сценарий двух противоположных характеров. Иногда меняются ролями.
И еще важно помогать слушать свой организм. Тут кто-то наговорил про ГМО и белки (привет из бессознательного), но частично в этом правда есть. Больной организм становится очень чуствительный к раздражителям. И зачастую они и правда опасны для здоровья.
Так, что если больной нос воротит от одежды, стиранной порошком, постирайте руками с детским мылом. Если не хочет пластмассовых яблок (что не коричневеют), значит так и надо. Найдите кислое с червяком.
Не буду рассуждать на тему, как это работает. Знаю, что работает и этого достаточно.
Ну и телефизор в топку. Неделя ломки, но зато потом позитива больше и времени на себя.
no subject
Date: 2016-05-06 03:49 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 04:34 pm (UTC)Вопрос не в том, чем конкретно занять, а в том, что телевизор (имею ввиду - центральные каналы) это поток угнетающего и раздражающего сомнительного удовольствия (независимо от страны поставщика). Такова природа человека. Его больше захватывает смотреть на чьи то горести-трудности, чем на радости. В США как-то запретили печатать плохие новости. Через несколько лет корпорации возмутились, поскольку продажи упали в разы.
Исключение может быть - Японцы транслируют медитативные пейзажи, море, облака и музыку. Ну еще Дискавери.
Я уже лет 15 без ТВ каналов. Не знаю, что там сейчас творится.
Если жалко портить воздух сжигая телевизор, так лучше накачать коллекцию фильмов (типа Топ 10 Вдохновляющих бла-бла-бла с adme) и подарить приставку - проигрыватель.
С точки зрения того, на что лучше потратить последние месяцы жизни, я бы не задумывась сказал, что ТВ - последний кандидат.
То же верно и для здоровых (которые не знают о своих болезнях )))).
no subject
Date: 2016-05-06 06:19 pm (UTC)Признаться честно, по телевизору порой скучаю. Конечно, не по первому каналу. Может бы я его и смотрел, если бы меня не тошнило от тупости вещаемого и отвращения к некоторым лицам, которые не сходят оттуда. Да и без адблока его просмотр черезвычайно мучителен. Да, с этими жирными минусами, пользоваться им совершенно невозможно. Но сама идея вещания некоторого контента, все таки может быть полезной...
Во-первых, поиск информации подобного рода, отнимает время. Занимаясь какой-нибудь рутиной, было бы интересно послушать/посмотреть что-то интересное. Без телевизора, это интересное нужно искать руками. И каких-то простых и удобных решений не много, чтобы свести усилия близко к нулю.
no subject
Date: 2016-05-06 11:03 pm (UTC)ну а гулять больному человеку - это что-то с чем-то... в сутках 24 часа, сколько можно времени провести на улице?...
... кстати, помимо ТВ очень важную роль играет радио... это из наблюдений... вот так-то... ну и стоит ли упоминать что получение информации и общение - такая же жизненная необходимость для хомо сапиенса как и еда и секс?.. и если что, против книг ничего против не имею, если кто-то ими занимает свое время - да ради бога!... но когда у старого человека проблемы со зрением - тут уж поневоле задумаешься, что лучше... или дешевле...
no subject
Date: 2016-05-06 04:50 pm (UTC)Говорите только искренне. Жалость никому не нужна и сил точно не дает. Готовы помогать - помогайте, но если вам это не надо - не берите на себя слишком многого. У человека есть родные, возможно старые друзья - те, кто любит и болеет за человека душой. А если вам пофигу, то в какой-то момент вы устанете делать ненужную для себя работу. И это может оказаться на таком этапе, когда вы сделаете человеку гораздо больнее, чем сейчас.
"Все будет хорошо" и "держись" - это ни о чем, если за этим нет душевного тепла. А порой и оно не спасает. Лучше говорите о том как прекрасна жизнь, что хорошего в ней было и что, возможно, будет. Помогайте строить планы - вдруг у больного появится смысл в жизни, который его согреет.
no subject
Date: 2016-05-06 05:38 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-06 07:54 pm (UTC)no subject
Date: 2016-05-07 04:19 am (UTC)no subject
Date: 2016-05-07 08:59 am (UTC)Знаю многих с таким диагнозом. Кто-то уже ушел. А кто-то продолжает жить.
Медицинский термин ремиссия я перевожу для себя как возврат к миссии. Если человек нашел для себя новый смысл, то, скорее всего он будет жить. И неважно сколько, а важно - как.
Когда мужу поставили такой диагноз, вначале было страшно и паника и у него и у меня. Один раз поплакала, когда он не видел. а дальше в борозду. И никаких сю-сю, му-сю.
Вот такая жизнь. Что будем делать? И делать.
Помощь?
Да. Только не слезы и сожаления типа "айяйяй, как же теперь". А конкретно: что я могу сделать? И делать. И он и я очень благодарны всем, кто поддержал. Иногда одного слова достаточно, но слово должно быть от души, искреннее. Всякая фальшь заметна очень. Все обостряется в такие моменты жизни.
Развлечения в больнице и после? Фильмы, книги, прогулки, посильная работа по дому (это обязательно), просить о чем-то посильном. Его вдохновляло то, что он может быть чем-то полезен другим. Это одно из важнейших условий выздоровления.
Если человек капризничает, а так было с мамой после инсульта, молча делала все, что нужно и чуть больше.
Очень трудно ухаживать и быть полезным тому, кто не хочет сам себе помочь.
Судя по всему, Вашей знакомой нужно помочь деньгами.
Сил Вам и крепкого здоровья!
no subject
Date: 2016-05-07 08:42 pm (UTC)По своему опыту как больной(сейчас у меня рецидив,я отказалась от лечения,мне 30 лет, замечательный муж и не менее замечательный ребёнок), я скажу,что самое главное в этой жизни у каждого -это цель ради чего жить.Если её нет у больного,её нужно найти, помощь понятие относительное,чувствуя свою беспомощность и бремя ответственности,которое ты в своём положении,повесишь на плечи родных, опускаются руки.Кто ты?Что ты сделал? Да,к 30 не так и много,и какой от тебя толк сейчас-одни проблемы, материальные в том числе?Имея опыт химиотерапии и облучения,когда от стресса моя маленькая 2ухлетняя дочь перестала ходить на горшок,потому что мама не вставала,мама в туалет самостоятельно не могла сходить,я одно время потерялась...что будет,что я могу ,кроме того,что калечу судьбы близких?
Мы можем многое,больные мы или здоровые.Мы можем гораздо больше того,что делаем. Мы можем прожить 70 лет в пустую или 10 лет так, как хотелось бы, как считаем нужным.
И вот это ощущение, того,что ты сильный и твоя жизнь,какая бы она не была,она-в ТВОИХ руках,не врачей,а в твоих,ну,и Божий промысел,пока я о делах мирских...это ощущение-это самое главное,что можно подарить больному.
Многие здоровые люди не находят смысла жизни,что уж о больных.Но,ИМХО,это и есть самая главная задача того,кто хочет помочь:
1.Ты важен.
2.Ты нужен.
3.Без тебя никак.
4.Ты талантлив.
5.Ты можешь всё-я восхищаюсь тобой.
И найдутся занятия,и найдутся цели,если будет это ощущение собственной силы.Да, заставить человека поверить в себя это сложно,но кто ,если не мы?кто лучше нас знает наших больных?
Тут будут материальные затраты,тут будет ложь во имя спасения,тут много чего будет.Но это ГЛАВНОЕ.Просто посадить себе на шею онкобольного и разводить сопли вместе с ним каждый день-это медвежья услуга,которая загонит в гроб быстрее болезни.
Я вставала на ноги сама...и ощущение это "нарастила" себе сама,так что и так бывает, имейте ввиду,что с.рак))))-это не приговор и это не обозначает быстрее бежать и помогать, иногда человека нужно ,в том числе,оставить и дать ему пережить и осознать свой диагноз.
Умирать страшно всем,и мне тоже,за близких переживаю,за дочь. Но не смотря ни на что,я чувствую свою силу,и благодарна Богу,за то что она у меня есть.После первого раза я развелась и ушла в никуда, я нашла хорошую работу,стала неплохо зарабатывать,вышла замуж второй раз и счастлива уже почти 4 года,у меня много планов,а когда в голове появляются тяжкие мысли,я работаю,много работаю физически,благо мы купили участок,несмотря ни на какое состояние,вот и всё....))))
На прошлой неделе от рака умерла моя коллега,да,он рядом,но мне надо жить,поэтому ежедневно с лопатой уже 3 дня подряд я в 8 утра на своём огороде копаю,сажу....живу и закапываю свои страхи и слабости.
Всем здоровья.