miumau: (Default)
[personal profile] miumau
Я тут параллельно работаю над книжкой и курсом по генерированию идей, собираю со всех сторон кучу информации, и нашла интересное.
Собственно, что меня интересует, это п-настоящему глубокие и новые идеи. Скажем - вот когда кто-то придумал велосипед - а до этого ничего подобного не было - вот это "золотая идея". Потом другие люди подхватили эту идею, она преломилась в их умах и фантазиях, и возникло сто тысяч сортов велосипедов. От бумажных до пластмассовых, электрических, и не знаю еще каких. Но все эти последующие - это не так интересно. Это другое явление, тоже полезное. Но интереснее всего вот это - когда не было велосипеда, а потом вдруг кто-то его придумал. или колесо. Или персональный компьютер, или что угодно, чего до этого момента в таком виде не было ни в какой форме!

Так вот - ученые обнаружили (среди прочих) - интересную деталь. Мы придумываем велосипед только, когда нам хорошо.



Они опросили кучу людей, которым удалось придумать что-то реально новое. И внимательно расспрашивали их об обстоятельствах, в которых родилась та или иная идея. Некоторые из них в какой-то момент были в тупике, под давлением. У них был стресс, неразрешимая задача и метания. И желание решить эту задачу. Они бились головой об стену, но ничего у них не выходило. Потом им пришлось бросить это (либо они смирились, отчаялись, приняли своб капитуляцию, либо решили себя больше этим не терзать). Пошли гулять... пошли под душ... легли спать. Переключились на другие дела. Начали делать что-то, от чего им хорошо. Чтобы снять стресс и испытать облегчение. и вот когда им стало хорошо - вдруг "О!"
Придумали!

Все рассказывают о таком моменте - кто когда перестал метаться, успокоился, расслабился - вот тут оно и рвануло!
По сути, пока человек крутит-вертит какие-то пробелмы, все у него не сходится, решения не получается, напряжение растет. А когда он расслабляется, что-то такое проихсодит в сознании, и вещи (мысли, проблемы) вдруг сами как-то складываются таким образом, что вдруг сходятся в решение.

Другая половина просто рассказывает, что гениальное придумалось в какой-то очень комфортный момент. Вроде: "Лежал на солнышке, получал удовольствие от жизни, смотрел, как жена делает донаты, и придумал ей машину для изготовления оных, чтобы ей легко было".

Один из исследовавших этот вопрос обобщил вывод таким образом: "Идеи "второго уровня" - вроде велосипеда другого сорта, можно выбить из человека кнутом и пряником. Нажать, выдавить, выпросить, добиться. А по-настоящему новую и крутую идею выколотить из человека нельзя. Только он сам, причем в порыве творчества, причем когда ему хорошо."

***


И еще одна мысль вдогонку, по поводу этих радикально новых идей.
Собственно, все мы знаем, что ничего не берется из вакуума. Все, что мы думаем, знаем, умеем - все как-то взято из внешнего мира и окружающих людей. Мы бы говорить не умели, если бы когда-то кто-то нас этому не научил. Если покопаться, мы все где-то подсмотрели, либо природа и окружение это нам как-то подсказали. И если разобрать на запчасти каждую идею (даже крутую и необычную) мы в принципе увидим, что она сделала из чего-то уже известного. Новую понятную идею из кучи неизвестных собрать нельзя. Возьмите любую идею, которая когда-то поразила ваше воображение! Какая выдумка вызвала у вас мысль: "Блин, ну как такое можно было придумать?" или "Ах как жаль, что такое придумал/а не я!"
Опишите эту идею. Из чего она состоит? Наверняка увидите, что все ее "запчасти" каким-то образом вам знакомы, или вам понятно, из чего они произросли. Просто у вас эти запчасти никак и никогда не вкладывались в подобное.

Так вот - процесс придумывания таких идей Геральд Хютнер в свое время сравнил с большим комодом, который был у его бабушки. Там было очень много выдвижных ящиков. И простой поиск решения он описал так: открываешь один ящик, смотришь туда, ищешь. Не нашел? Закрываешь. А вот такие "гениальные" идеи рождаются, если получается приоткрыть все ящики одновременно, и рассматривать все их содержимое одновременно, и прикидывать - что из этого с чем бы поудачнее сложить. Вот так нужно "раскрыть свое сознание", чтобы получилось придумать что-то новое. Но вот этот выход из туннеля - в свободное пространство - возможен только, когда мы спокойны и не мечемся. Мечущийся человек не в состоянии остановиться перед таким комодом, и спокойно, внимательно, весь его осмотреть, одновременно! Это новое действие, это надо все пооткрывать, потом это все открытым увидеть, потом попытаться смотреть - то на одно, то на другое. Потом это друг с другом поскладывать, примерить, подумать. На такое нужны ресурсы, время и спокойствие. :-)

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2016-03-10 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] andrusha-bey.livejournal.com
Все в этом мире находится в равновесии,поменяешь что-то одно, меняется всё.

Date: 2016-03-10 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com
Комод... Слова то какие в ЖЖ))) Кто-то из нового поколения вообще знает что это такое? Конечно, комод не такое ругательное слово в современном мире как асбест или хризотил (http://mostovoy.livejournal.com/62914.html).

Но найти нынче комод в современной квартире весьма проблематично.


Edited Date: 2016-03-10 08:23 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] brightist.livejournal.com - Date: 2016-03-10 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brightist.livejournal.com - Date: 2016-03-10 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brightist.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brightist.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brightist.livejournal.com - Date: 2016-03-10 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 05:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brightist.livejournal.com - Date: 2016-03-10 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reldo.livejournal.com - Date: 2016-03-10 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reldo.livejournal.com - Date: 2016-03-10 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reldo.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:42 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-11 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-11 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-11 07:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-12 12:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-12 07:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-12 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-12 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-12 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-12 05:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-20 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-20 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-20 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-10 11:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-11 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-12 12:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mostovoy.livejournal.com - Date: 2016-03-12 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com - Date: 2016-03-12 08:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] remiphoto.livejournal.com - Date: 2016-03-10 05:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-10 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] steblovski.livejournal.com
первый велосипед придумал Карл фон Дрейс, когда лошади пали от неурожая 1816 года

дрейзина или велосипед

https: //en. wikipedia. org/wiki/History_of_the_bicycle#1817_to_1819:_the_draisine_or_velocipede

Date: 2016-03-10 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] brightist.livejournal.com

то есть если бы лошади не пали, то никакого велосипеда бы не случилось, ну разве что неурожай можно рассматривать как "когда нам хорошо"

(no subject)

From: [identity profile] steblovski.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-10 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] che-21.livejournal.com
Когда человеку хорошо он не будет ни чего изобретать. Все потребности удовлетворены - есть еда, тепло... посмотрите на жителей всяких гаваев, чего они достигли? Ни чего. Если природные условия благоприятные - все растет и тепло нет побуждающих к выживанию и изобретениям факторов. И наоборот когда условия сильно суровые (крайний север к примеру) все силы тратятся на выживания и на развитие сил не остается. Вот и вышло, что умеренно холодная Европа стала колыбелью прогресса.

Date: 2016-03-10 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] a-for-alyona.livejournal.com
По вашей логике жители Оймякона и якуты как национальность должны были изобрести невероятно много, а индейцы майя не изобрести ничего (потому что якуты как раз таки на крайнем севере, а индейцы в хороших климатических условиях), однако на практике это несколько не так....

(no subject)

From: [identity profile] abienscumvento.livejournal.com - Date: 2016-03-10 10:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-for-alyona.livejournal.com - Date: 2016-03-10 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abienscumvento.livejournal.com - Date: 2016-03-10 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-for-alyona.livejournal.com - Date: 2016-03-10 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abienscumvento.livejournal.com - Date: 2016-03-11 09:45 am (UTC) - Expand

Date: 2016-03-10 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] muz-desert.livejournal.com
Если большинство озвучиваемых идей плохи, то всем, выходит, плохо?..

Date: 2016-03-10 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] brightist.livejournal.com

да, и все это долгое время усердного обдумывания и поиска до того, как нам станет хорошо, вообще не в счет - главное, чтобы было хорошо

непонятно одно: зачем нам всем ходить в школу и вузы? лежи себе на диване и изобретай - хорошо же

Date: 2016-03-10 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] 127a32.livejournal.com
Ну это и понятно,
если ползать вплотную к полу и стенам, никогда не сможешь понять суть всего Дома,
для этого надо отойти на расстояние и посмотреть как бы со стороны.
Взять даже солдат, которые убивали друг друга под крики "Ура".
А теперь покажи им это со стороны - толпа "говорящего" белкового мяса
перемещается в пространстве и словно стая бешеных бабуинов колотит и режит друг друга.
Смешно?
Разве после этого нормальному человеку захочется воевать?
Захочется рассмеяться над подобной глупостью
и пойти строить дороги, дома, пахать поля...
Весело и дружно! :)
А вот фанатику с локализованным мышлением будет всё равно,
он будет лишь слепо исполнять приказ...
Edited Date: 2016-03-10 06:53 am (UTC)

Date: 2016-03-10 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] steblovski.livejournal.com
а ваще идеи приходят, когда ум получает возможность поблуждать

http: //www.nature. com/news/why-great-ideas-come-when-you-aren-t-trying-1.10678

Date: 2016-03-10 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] olga golikova (from livejournal.com)
Не даром же существует поговорка что с идеей надо переспать. То есть именно "сделать себе хорошо" - отдохнуть с комфортом.

Date: 2016-03-10 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] ulya lukyanenko (from livejournal.com)
Image
Войлочные пуфы в виде камней. Вот когда впервые увидела, причём не на фото, а вживую на интерьерной дизайнерской выставке в Кёльне, то подумала: "Ну как такое можно было придумать?!" И да, была оаздосадована, что эта блестящая мысль не пришла мне в голову. Хотя я к войлоку вообще никаким боком отношения не имею.

Date: 2016-03-10 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] egorovdmitry.livejournal.com
Я думаю, гений в любом состоянии будет гением.
From: [identity profile] wladimire.livejournal.com
Нет новых идей.
Все известно давно:
открыто, отрыто, изобретено.

Date: 2016-03-10 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] mika-nica.livejournal.com
когда хорошо, но только после "плохо" =) Если все время было хорошо, значит ни одного ящичка открыто еще не было...

Date: 2016-03-10 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] chessplace.livejournal.com
Золотые слова! Совсем без страданий физических и психических не получится.

Date: 2016-03-10 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] 1113-1290.livejournal.com
пример сталинских *закрытых ящиков* говорит об обратном.Людей запирали в бараках-пока не изобретешь, конфетку не получишь. И изобретали.

Date: 2016-03-10 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] brightist.livejournal.com

ну там же не идиотов запирали :)

люди пахали всю жизнь не за страх а за совесть

(no subject)

From: [identity profile] biakishev.livejournal.com - Date: 2016-03-10 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1113-1290.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-10 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] tamara-k.livejournal.com
а что за книга, что за ученые? (тм) потому что уж очень однобоко как-то подано все.

допамины играют некую роль в творческом процессе, но главное не допамины, а как раз переключение с напряженного думания на что-то еще. причем, это совершенно необязательно переключение в состояние "хорошо".

можно, например, пойти в зал и там мучить себя на тренажерах - состояние, когда совсем необязательно хорошо, но а) выделяются допамины б) мозг переключается с концентрированного думания над идеей, начинает работать в диффузном режиме. причем совсем "забыть" о том, о чем думал, не удастся все равно, подсознательно работа идет.

побочное следствие и отличный совет студентам, проходящим тесты - это посмотреть на вопрос минуту-другую, понять его, попытаться ответить, но если не решается - перейти к следующему. с шансами, первый вдруг чудесным образом решится сам

Date: 2016-03-10 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] brightist.livejournal.com

это не побочное следствие, а нормальный рабочий режим обдумывания и планирования

(no subject)

From: [identity profile] steblovski.livejournal.com - Date: 2016-03-10 06:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-10 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] chessplace.livejournal.com
Похоже что так и есть. Когда человеку "хорошо".

Пусть на фоне всех наших мельдоневых спорт.скандалов это будет преступный пост :-)

Кому то становится совершеннейшим образом "хорошо", если он покурит не совсем легальные сигареты. Да так хорошо, что за ним можно записывать и составлять учебник "Развитие креативных способностей у шахматистов старших разрядов".

Есть реальный шахматист в Твери, который покурив играет на высочайшем уровне, а в обычном состоянии - на 3-ку.

Date: 2016-03-10 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] brightist.livejournal.com

да, алкоголики тоже оправдывают свой алкоголизм тем, что им под градусом легче с девушками знакомиться - причем на полном серьезе

вместо покурить можно заняться йогой, к примеру

Date: 2016-03-10 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] inmigrante.livejournal.com
О! Открытие, однако :) Спросили бы меня, я б им и так сказала, без исследований! :) :) :)

Date: 2016-03-10 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] vanilla1sky.livejournal.com
интересно, что дет играют только если им хорошо и надёжно. т.е. игровые идеи приходят к ним только , когда всё спокойно в багдаде. думаю, что это явления одного порядка. игра-тоже ж изменение действительности

Date: 2016-03-10 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] mperv.livejournal.com
На Coursera есть курс Learning how to learn, в частности в нем рассказывается, что мозг может функционировать в одном из двух режимов - focused и diffused (и не может функционировать одновременно в двух). Focused (когда концентрируешься на проблеме) позволяет применить старые идеи к задаче, а Diffused (расслабленный, отвлеченный, когда мозг как бы витает в облаках) как раз позволяет придумать новую идею.

Date: 2016-03-10 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] dotje-lieveke.livejournal.com
Об этом же хотела написать)

(no subject)

From: [identity profile] ritamustard.livejournal.com - Date: 2016-03-12 08:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-10 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] wanderingstar-0.livejournal.com
Ох, в первый же день приема антидепрессантов творчество поперло) А до этого месяцы- и ничего. Но идеи как таковые приходят перед засыпанием. Видимо, весь день думаешь- думаешь, а тут расслабился - и оп. Приходится блокнот и карандаш у кровати держать. Вот что плохо - сразу сон проходит.

Date: 2016-03-10 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] miazzm.livejournal.com
Лично мне идеи чаще приходят в фазе быстрого сна, а так бывает по разному, сильная идея однажды посетила в пробке.
Пишу.

Date: 2016-03-10 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] avtor1966.livejournal.com
Открыть все ящики одномоментно, и изучать их содержимое одномоментно - это и есть то, что буддизм называет "просветлением" невероятно сложное мероприятие ) Но что занятно - многие тысячи на востоке просветлились, однако ничего не изобрели

Date: 2016-03-10 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] sunny-kid.livejournal.com
Ваши слова да Богу бы в уши... И-эх! Как такое объяснить заказчику или работодателю?

Date: 2016-03-10 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] alpeeva.livejournal.com
Не очень корректно утвержать, что изобретения появились только в комфорте. Если ты мучался и страдал, а потом на 5 минут прелег отдохнуть и что-то придумал, то это не значит, что длительное лежание приведет тебя к более мощному результату. Наличие хотя бы микро-конфликта обязательное условие для создания чего-то более-менее инновационного.

Date: 2016-03-10 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] brightist.livejournal.com

более чем некорректно :)

Date: 2016-03-10 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] afina lamalfina (from livejournal.com)
Хм... Мне кажется, что слово "хорошо" слишком всеобъемлюще. "Хорошо" бывает по-разному. Может здесь больше с точки зрения комфорта надо это "хорошо" рассматривать? Когда человек чувствует себя в нужное время в нужном месте и у него не выпариваются мозги другими или самим собой.

А вообще на вашу тему, как люди генерируют совершенно новые и великие идеи, уже написана книга с 25-летним исследованием: Михай Чиксентмихайи "Креативность". Он как раз брал интервью у огромного количества людей, которые в этой жизни реально открыли что-то великое, а потом сделал анализ этих людей. Потрясающая книга с точки зрения информативности о настоящих талантах.
П.С. Можно ещё его видео послушать на ютубе, например "Лекция о творческих людях и творчестве". Он там основные идеи книги пересказывает.
Edited Date: 2016-03-10 11:30 am (UTC)

Date: 2016-03-10 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] redwooder.livejournal.com
Непонятно, при чем здесь метка "иллюстраторское ремесло"?
Курс по генерированию идей хорошая вещь! Наверное этот курс будет каким-то образом затрагивать иллюстраторское ремесло? Точно! Поэтому и метка соответствующая!:)))
Словом "Точно" я выразил свое восхищение, радость от того, что мне удалось самостоятельно найти ответ на вопрос: "при чем здесь метка "иллюстраторское ремесло"?" , т.е мне удалось решить задачу, и я, подобно Архимеду:)), заорал "Эврика!" (тихонько написал слово "Точно!"). Одним словом эмоционально отреагировал:))
Теперь давайте определимся в терминах. Какой смысл Яна вкладывает в слово "Идея"? Если она пишет про придумывание  велосипеда, то у нее ИДЕЯ = ИЗОБРЕТЕНИЕ. Или может ИДЕЯ это нетривиальное решение какой-то сложной творческой (или не очень творческой) задачи?
И в заголовке написала то как - Идеи РОЖДАЮТСЯ! Ну а как мы все знаем, что перед тем как чему-то родиться, нужно сначала побыть беременным какое-то время. Выносить решение. Погрузиться в тему и непрерывно размышлять над предметом (поставленной задачей). Вникнуть в суть. И вот только после этого в какой-то момент придет решение. И как правило озарение наступает в тот момент, когда разум не погружен в поиски решения, а занят чем-то праздным и отвлеченным...

Яна, берите меня в соавторы:))) ну или просто творческим негром:))) Шутка.

Date: 2016-03-10 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irnik-art.livejournal.com
Я думаю дело не только в том,что сделали хорошо и пришла идея. А в том ,что после труда по изучению проблемы отвлеклись и дали созреть идее . Наш мозг продолжает над заданной темой работать и во время отдыха тоже.Только генерирует идеи правое полушарие , оно давление извне не воспринимает, делает только то ,что само захочет.И для него как раз характерно работать в целом , одновременно видя множество деталей, тонкостей и мыслей . Подробно как это происходит описано в книгах Бетти Эдвардс по правополушарному рисованию.К сожалению мало правое полушарие развивают.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 11:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios