miumau: (Default)
[personal profile] miumau
Я уже почти добралась до счетов и контрактов, и тут вспомнила, что перед этим не хватает еще одной "главы". Про дневник выставленных счетов и торговли с клиентами. Я раньше и не подозревала о такой вещи, но потом быстро подглядела у коллег-фрилансеров, и оказалось, что это - очень полезная штука. Речь идет о том, что нужно записывать (желательно годами в одно и то же место) у кого вы за что попросили сколько денег, как к этой сумме пришли, и чем кончилось. Это отдельная такая запись для вас, не имеющая никакого отношения к налоговому отчету или бухгалтерии.

Сейчас объясню, почему это так важно.



Не знаю, как в других творческих профессиях и фрилансерских практиках, но у иллюстраторов все время повторяются одни и те же сценарии. Приходит клиент, спрашивает про заказ. Потом ему говорят цену, и он либо начинает торговаться, либо пишет "ой, мне это дорого" и уходит, либо пишет: "Это дорого, но я понимаю, что это должно столько стоить - я пойду подумаю и посоветуюсь с бухгалтерией", и исчезает. После таких дискуссий клиенты могут возвращаться через три месяца, через год, через три. И иногда они возвращаются в такие моменты, что как раз есть время и желание с ними поработать. И тут они спрашивают: "Ну, что, условия те же?"
Вот и вспоминайте, какие были условия. Вы через три года помните, какие там были картинки, сколько их было, и сколько вы за них попросили?

Или другой вариант: вы сделали заказ, все прекрасно. Прошло, опять же, два года, и заказчик возвращается, с тем же вопросом, говорит: "У нас для вас новый заказ! Такой же! Условия те же?"

Или...
Вы когда-то для кого-то выполнили заказ, потом еще один, потом дали два параллельно - один побольше, и один поменьше. Оба были немаленькие, вы за оба попросили половину вперед. Потом все это рисовалось полгода. а у вас за это время появился агент, который так умело достает из всех деньги, что вы на него нарадоваться не можете. А в стране заказчика наступил кризис, и он стал писать странные письма. Вроде того, что никто никого кидать пока не собирается, но было бы прекрасно, если бы от недостающей суммы можно было бы заплатить сначала только часть. и вот вы это все передаете агенту, а агент начинает писать: "А вот это ты им за сколько обещала? А это на сколько уже оплатили? А они вот спрашивают насчет побочного товара - это уже входит в ту цену, которую уже заплатили? Или они это еще не оплачивали?"

Или вообще, знаете как бывает. Договоришься с кем-то, посчитаешь, разъяснишь, получишь твердое "ОК!". Передашь сразу контакты агенту. Агент с ними созванивается, они торжественно присылают контракт, а потом агент звонит и говорит: "Слушай, а что это в контракте за сумма? Откуда она взялась? Это то, о чем вы договаривались?"
Идешь, смотришь в свои записи - нет, другая сумма. По пути от вас агенту она неожиданно уменьшилась на 500 евро. Что это такое с заказчиком - не известно. Может он пробует людей на вшивость, и проверяет, существует ли там вообще контакт между художником и агентом? Или может решил прикинуться дурачком, и сказать, что недостающий кусок договаривались выплатить отдельно?

***


Вообще, у каждого иллюстратора есть некая формула подсчета своих цен. Но каждый так же отступает от этой формулы очень часто. В зависимости от индивидуального случая.
Тут имеет значение многое: заказчик, объем работы, личные ощущения от всего проекта. Иногда проект вызывает сразу какие-то неровные чувства. Вот прямо так и чуешь, что всю душу вынут. Или просто дико трудное задание, и ясно, что все будут очень придирчиво копаться в деталях, и нужно будте много переделывать. потому что очень сложные вещи надо нарисовать очень правдоподобно. Тогда заламываешь сразу на сколько-то процентов больше.

А иногда заказ очень хороший и приятный. По описанию уже ясно, что денег у них не так много. Картинок много, но они маленькие и не такие сложные. И сам берешь и делаешь цену поменьше. Конечно в пределах суммы, за которую еще работать не обидно. Но все же - гораздо меньше, чем надо бы. Или иногда бывает так, что на заказ сроки огромные, и он очень интересный, и там денег явно дадут мало. И делаешь нереально маленькую цену, потому что отдельных картинок много, и все равно получится при выплате большая сумма. И можно себе позволить все эти мелочи рисовать "по вечерам", больше как тренировку или упражнение.

Иногда вообще сидишь и не знаешь, как заказ посчитать. Там куча очень простых картинок, а к ним прилагается одно - прямо монументальное произведение. Например, поле для игры, постер-мельтешилка, какая-то объемная штука. И вот сидишь считаешь - сколько взять за больше, сколько за мелкое. А когда уже один раз посчитаешь - хорошо бы записать навсегда. Потому что если спросят через год, откуда эта сумма взялась - это опять вспоминать и считать?

После всего этого получается некая сумма. И вы, конечно, заказчику выкладываете вашу логику - как вы это посчитали, и как к такой сумме пришли. (Я всегда хотя бы приблизительно заказчику пишу, из чего цены сделаны). А потом, когда этот заказчик придет, через полтора года, и закажет вам аналогичное? Хорошо бы вспомнить логику, по которой вы в первый раз с ним цены делали. И вообще, всегда хорошо помнить, как вы торговались с конкретным человеком в прошлый раз, что говорили, как обосновывали.

***


Я уже не говорю о том, что память имеет нехорошую особенность трансформироваться, и потом человек верит в свою неправду всем сердцем. Это не злой умысел какой-то. Это такая человеческая особенность. Сколько раз такое было, что мы могли бы поклясться, что нам за это обещали тысячу. А как пойдешь посмотришь - да нет, было 800. А заказчику, естественно, мерещится в другую сторону: он прямо руку готов дать на отсечение, что вы согласились сделать работу за 800. А вы поднимаете записи и видите, что вашим последним словом была тысяча. а ему все приснилось.

Кстати, многие такие вещи, конечно же, можно откопать в переписке. Но это - во-первых - очень муторно, искать переписку с клиентом двухгодичной давности. А во-вторых - у многих (и у меня) количество почты так зашкаливает, что я раз в пару лет просто убиваю ВСЕ, что старше какого-то срока. Потому что все равно нет никаких моральных сил это копить и хранить, а так же перекапывать.

Так что лучше записывать все это в отдельное место.

***


ВНИМАНИЕ!!!
Дальше пример, для которого цифры взяты ОТ ВИНТА! Это не мои цены, и не ваши, это просто какие-то цифры, чтобы было из чего пример делать - т.е. не надо тут затевать дискуссию об адекватности этих цен, ладно?


Итак. Заведите себе тетрадку (или амбарную книгу), или файл, как хотите. И дальше вы туда будете писать примерно вот так:

12.10.2014
Издательство "Страшилки и Ворошилки" предложило нарисовать 5 полосных иллюстраций в книгу.
Одну рисовать: эскиз 1 час, отрисовка 4 часа, раскраска 4 часа, = 9 часов. 9Х5=45 часов. Умножить на 25 евро в час = 1125 евро. Прибавила к этому 20% на переписки, обсуждения, переделки и потенциальные трудности. Получила 1350.
Отправила им цену с таким объяснением. Попросила половину вперед до начала работы.

15.10.2014 - Согласились
20.10.2014 - Заплатили первую половину 675
1.01.2015 - Приняли работу, заплатили пторую половину 675

Или:

15.12.2014
Фирма Винтик и Болтик хочет заказать персонажа для каталога в пяти позах, чтобы использовать как логотип и главного персонажа во всех дизайнах.
Три эскиза: 150 евро. Отрисовка одного из них - 50 евро. Отрисовка всех пятерых - 250 евро. Права Европа: плюс 0.4 (т.е. плюс 100 евро, = 350).
Эксклюзив: плюс 250.
Неограниченное использование на чем угодно в каких угодно тиражах: плюс 250.
Итого 850.
(Эта математика взялась отсюда: http://miumau.livejournal.com/1907965.html)

15.12.2014
Получив такую цену, фирма спросила, нельзя ли ее снизить. Я ответила, что можно, убрав, например, права на всю европу, или эксклюзив, или неограниченное использование. Предупредила, что при отсутствии эксклюзива я могла бы выложить эту картинку через годик на стоки. Но можно уменьшить использование - может у них все же есть идея, на чем они это хотят печатать, и готовы ограничиться "малым"? Про Европу - понятно.

15.12.2014
Они решили, что использования им хватит в малом объеме, и Европу они не хотят - все равно будут пользовать пока только у себя в городе. Договорились, до докупить права на всю Европу они могут в любой момент. Осталось 500.

Договорились.

19.12.2014 Заплатили все сумму вперед после подписания контракта, начали работать.
1.3.2015 Сдала работу, приняли.

***


Вот так к каждому заказу надо приписывать все, что с ним было. Договорились - передумали - заплатили, приняли. Добавилось 5 картинок - договорились о такой-то сумме. заключили контракт на эти лишние 5 картинок. Оплатили от них тоже половину. Все договоренности и предложения надо записывать.
т.к. это "неыормальные" записи, лично для вас, туда можно приписывать что угодно, что имеет отношение к делу. Например, издательство сделало мне предложение, а в форуме коллег в профсоюзе вижу, что это предложение сделали еще 10 иллюстраторам. Я могу себе записать: "Этот решил просить по 500 вместо 400, ему отказали. Этот сбил цену на 20%. Эти пятеро подавали эскизы, этим трем уже отказали."

Все связанные с данной торговлей сплетни, комментарии юриста, комментарии вовлеченных, могут потом оказаться важными. Иногда у нас бывало, что где-то в контракте сделали ошибку, ошибка вылезла, когда дошло до выплат процентов (через год). Начинается переписка с заказчиком, его юристом, моим агентом, и.т.д. Потом мы на чем-то сошлись (ура), оговоренное заплатили (дважды ура). Прошло пять лет, закончились эти многострадальные контракты. За это время у заказчика сменились все: менеджеры, юрист и бухгалтер. И новенькая девочка-менеджер пишет: "Ну что, продлим контракт на старых условиях?" (Это, кстати, реальная история.) И тут хорошо, если автор может написать: Слушайте, со "старыми условиями" были такие-то проблемы, давайте уж в этот раз переформулируем контракты нормально!" И еще лучше, если можно написать этому новому сотруднику - и в копию начальнику или хозяину всей фирмы - напоминание, что было 4 года назад, кто что предложил, кто что решил, чем кончилось. Чтобы уж выяснить, на каких вообще условиях остановились в тот раз.

***


Желаю всем успешно поторговаться! И потмо не забыть записать, чем кончилось! :-)




- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дорогие друзья!
По вашим же просьбам я устанавливаю под этими постами кнопки "пожертвовать", т.к. некоторым хочется поддержать меня в написании этих длинных постов.
Читатели спрашивают: будет ли такая книжка? И я отвечаю, что не будет. Потому что это была бы книжка, в которой много полезного текста и мало картинок. Российские издатели сейчас не берутся издавать такие книги, потому что не окупается даже бумага. Потому что больше 90% желающих прочесть такую книгу попросту ее скачивают бесплатно, версии для скачки обычно появляются через день после выхода книги, и легко находятся в интернете. К сожалению я уже отложила на неопределенны срок минимум три подобные книги, потому что мне открытым текстом сказали: "Не пиши! Это не принесет никаких денег! Издавать сейчас никто не возьмется. или опубликуют, но не отобьют даже деньги на печать и твой гонорар, и следующее твое будут издавать неохотно. А если очень хочешь это написать и опубликовать - лучше сразу честно выкладывай бесплатно в интернете".

С данным материалом я так и сделала - многим он нужен, и многие его ждут. Поэтому я начала писать и выкладывать в интернет бесплатно, в свободное от работы время. :-) Но раз кто-то из читателей таки хочет поддержать меня, чтобы это не было просто "развлечением", я устанавливаю тут эти кнопки. Спасибо всем за поддержку и мотивацию! :-)


Для рублей:Для евро:Для долларов:


Date: 2015-09-23 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] anshdo.livejournal.com
О, спасибо большое. Для программистов-фрилансеров это тоже весьма полезная идея.

Еще в сюда-же, как мне кажется, можно писать план/факт по трудоемкости. Во сколько часов вы работу оценили, и сколько оно по факту вышло. И если получилось сильное расхождение, то почему. Чтобы потом, если что, можно было скорректировать цену на аналогичный заказ.

Date: 2015-09-23 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] Анастасия Рыжая (from livejournal.com)
хорошая, дельная мысль!

Date: 2015-09-23 06:37 am (UTC)

Date: 2015-09-23 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] roman-pionerov.livejournal.com
Так и есть, я вот тоже рисую...

Date: 2015-09-23 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] greatebattle.livejournal.com
А не подскажете программу, в которой удобно было бы вести такой дневник? Я пытаюсь такие записи делать в Екселе, но выходит не очень удобно.

Date: 2015-09-23 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Это же просто текст. В чем угодно - в любом текстовом редакторе.

Date: 2015-09-23 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] anshdo.livejournal.com
Просто текст не очень удобно, если нужно, например, отобрать все записи по одному клиенту, или еще что-то в этом роде. Тут все-же лучше какая-нибудь БД.

Date: 2015-09-23 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] greatebattle.livejournal.com
Совершенно верно. Или хотя бы что-то в блоговом режиме - где свежие записи сверху. :) Впрочем, последнее может не всем нравится, это моё личное предпочтение. Но нет у меня такой программы. Только в Домашней бухгалтерии я записываю - с кого сколько взяла (с подкатегориями для постоянных клиентов), потом можно отсортировать и найти, но туда не вносятся детали процесса.

Date: 2015-09-23 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] fxviktoria.livejournal.com
логика абсолютно такая же, как ведение сделок почти в любой компании в CRM
читаю текст и вижу - прям как у меня на работе )
у нас используется amocrm, но можно думаю любую crm прикрутить
по каждой компании или контакту ведется лог - можно переписку вставлять, цены указывать, примечания итп.
ну и статусы - первичный контакт, брифование, защита КП/МП, подписание контракта )

а вообще когда фрилансила - на каждый контакт создавала папку с файлами - все расчеты, комментарии, информация и материалы по проекту. в любой момент, когда заказчик ко мне снова обращается (хоть через неделю, хоть через год) я могу посмотреть о чем там было

Date: 2015-09-24 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] greatebattle.livejournal.com
Это по описанию похоже на баг-трекер - хорошо для совместной работы; но мне-то надо что-то вроде личной бухгалтерии. Придётся всё-таки Ексель под себя настраивать, долго и мучительно.
Папки отдельные я тоже держу, но через пару лет чищу (больно много psd становится).

Date: 2015-09-24 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] lada-ladushka.livejournal.com
Попробуйте Evernote. Там можно раскладывать записи по отдельным блокнотам, и проставлять к записям теги. Можно подгрузить файл (например, Эксель) к записи.

офф-топик

Date: 2015-09-23 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] margo-rikki.livejournal.com
Мяу, я не нашла е-мейл, хотя помню, что он был. Поэтому написала свой вопрос в личном сообщении, почитайте, пожалуйста!

Date: 2015-09-23 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] madwasp.livejournal.com
Для этих целей удобно пользоваться какой-нибудь crm. Я пользуюсь quick sales 2 free

Date: 2015-09-23 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] jack-churchill.livejournal.com
Не, ну конечно это полезная штука. Но делается явно не ради того чтоб если вдруг предложат работать на старых условиях - не переспрашивать. Всё равно такое надо уточнять. Особенно для новеньких менеджеров и прочих хитроумных. А то согласится иллюстратор на работу, а оказывается условия изменились не в его пользу.

Знаете, через 2-3 года не грех и не зазорно переспросить а что был за заказ и в чём там была суть, какие там были условия. Своё ценообразование иллюстратор наизусть знает, а вот что у него заказывали имеет право и забыть. Не обязан никто годами помнить клиентов, которые даже и не клиенты. И заказы, которых за два года может быть множество. К тому же за три года всё триста раз может поменяться и с оплатой. Может, не для Германии, но для России. Три года назад я спокойно принимала фиксированную оплату в рублях, например. Теперь - по курсу. Ну и если такой товарищ объявится через два года - не считаю чем-то ужасным его переспросить о заказе, прежде чем считать смету. Проблемы вообще не вижу.

А что, немецкие заказчики обижаются и уходят, если им сказать, что не помнишь что там три года назад было, тем более если заказ не состоялся? Ну и в крайнем случае - поиск по почте никто не отменял, нужное всегда можно найти. Особенно если почта правильно рассортирована.

Date: 2015-09-23 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] Анастасия Рыжая (from livejournal.com)
я тоже задумалась об этом же.
я вообще дизайнер, но принцип у нас в целом тот же.
и цены постоянно растут. когда ко мне приходят люди через три года, мне проще пересчитать им по новому текущему тарифу, чем какие-то записи поднимать.

что точно нужно - это вести записи того, кто тебе заплатил, когда, сколько, сумму заказа, предоплату и прочее. а когда заказ сдан - детали можно и убрать))
я именно так, "годами" (с 2011 года) веду таблицу в экселе. железно хранится только суммы, полученные с клиентов, с указанием дат и заказов, за которые они были перечислены. а вот текучка помечается в деталях, а потом уже вычищается по мере завершения, включая время, затраченное на работу. если это какой-то типовой заказ, то данные и статистику, полученные в ходе этой информации, я себе переношу в отдельное место, чтобы потом сверяться (начала, правда, совсем недавно).

вот мысль писать всякие пометки типа "дали работу, потому что коллега попросил на 20% больше" - интересная. помогает отследить, почему те или иные заказы были (или не были) проданы. это можно и просто пачкой записей, безо всяких БД и таблиц.

Date: 2015-09-23 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sinusoida-s.livejournal.com
Неплохо завести и список - что-то вроде "повадки клиентов".))) Вот этот (точное время и название заказа) - отличный, этот - капризный не в меру, но все придирки по делу и платит без проблем, а вот этот - с манечкой величия, замордует советами и пожеланиями, спорить с ним нельзя... с ним ничего нельзя! Этот - хитрая жадина, этот - может передумать в последний момент, и так далее...)
Всех и впрямь не запомнишь, а так можно и вежливо отказаться.)

Date: 2015-09-23 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] Анастасия Рыжая (from livejournal.com)
мне кажется, Миу о чем-то таком и говорит в посте - в регулярных записях должно быть и такое, личное, детали процесса так сказать.

мне вот "повадки клиентов" без надобности, у меня их не так много, все чаще постоянные. а тем, у кого текучка большая и кто не может их упомнить всех - вполне может быть полезно!

Date: 2015-09-23 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sinusoida-s.livejournal.com
Так поначалу много ведь не бывает.)
Для меня это больная тема: одна дама пыталась "гнуть через колено", доказывая мне, что я неправильно называю свои работы (сделанные не на заказ, для души). Очень хотелось послать в другую галактику пешим маршрутом, но воспитание же...)) Просто сказала, что не возьмусь.)

Date: 2015-09-23 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] tempika.livejournal.com
веду такие записки в блокноте лет 20, - неужели кто-то этого не делает? :))

Date: 2015-09-23 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] fxviktoria.livejournal.com
вот да
это же очевидно )
в случае дизайнеров-иллюстраторов может быть расчеты попроще, а если расчеты сложнее - то однозначно надо это все фиксировать
у меня по каждому контакту могло несколько файлов с расчетами храниться и отдельно комментарии

Date: 2015-09-24 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] tempika.livejournal.com
ну да, в каждой папочке есть текстовый файлик, где фиксируется вся история переговоров и окончательные расчеты. кроме записей в блокнот.

Date: 2015-09-23 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Вот честно - если бы вы послушали и почитали, что мне пишут начинающие иллюстраторы, вы бы наверное расплакались. По поводу того, чего только люди не делают, что (казалось бы) само собой надо делать. И чего не понимают, хотя кому-то с детства кажется, что это само собой понятно.


Date: 2015-09-24 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] tempika.livejournal.com
при этом такой бардак в мыслях, наверное, помогает им и находить заказы, и как-то более интересно самовыражаться :) креатив не терпит дотошности и аккуратности, и даже считается чем-то неуместным. они ж художники! хотя, общаясь в среде художников, я видела, насколько именно художники, зарабатывающие на жизнь своей работой, практичные, деловые и сметливые в материальном плане. за исключением каких-то единиц, никто не витает в облаках, все прочно стоят на ногах и ведут толстые амбарные книги, где посчитано все до гвоздика.

Date: 2015-09-23 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] serking999.livejournal.com
спасибо, пригодится на будующееImage

Date: 2015-09-24 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] zexo.livejournal.com
По-научному это называется CRM-система.
Большие компании, работающие по индивидуальным заказам (мне знаком консалтинг, но, думаю, дизайнерские агентства работают также), тоже ведут истории взаимодействия со всеми клиентами: все предложения, участия в тендерах, все фактические контракты, история оплат, как раз как Вы описываете.

Есть специальный софт: и платные, и бесплатные продукты. Но можно, конечно, просто завести файл-амбарную книгу или папку в Google Drive с отдельными документами на каждого заказчика (полнотекстовый поиск работает).

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 11:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios