Как работает моя профессия?
Jun. 27th, 2015 07:54 amИногда кто-то поступает в вуз, потому что сказали, что у него есть некий талант, и это можно было бы сделать профессией. Или бывает даже, что просто слово понравилось - дизайнер - и кто-то думает - вот дизайнером быть хочу. При этом трорческие увлечения имеются, но живого дизайнера увидеть не доводилось. И как это работает - не понятно. У меня были практичканты, которые спрашивали: "А как вообще дизайнер зарабатывает деньги? Вот как? Что надо сделать и для кого, чтобы за это денег дали?"
Пока это практикант, я это еще понимаю. Но вот я вижу студентов - на первом и втором курсе, а иногда и на последнем, которые так и не поняли главного - что я смогу делать, за что мне будут давать деньги. А ведь это - главный вопрос в профессии, разве нет?

картинка отсюда
Знаю троих, кто учится на так называемой "театральной науке". Будущие театроведы? Я не очень представляю, что там учат, поэтому мне любопытно, и я спрашиваю:
- Вот ты доучишься - кем ты будешь работать?
- Театральным ученым - отвечают мне студенты.
- А что делает театральный ученый?
- Ну как что, изучает театр.
- ?
Нет, ну я понимаю, что изучает театр. У меня простой вопрос:
- Как выглядит работа театрального ученого? Куда он ходит на работу? Что на этой работе делает каждый день? У него какой-то проект? Он пишет научную работу? А что с ней будет потом? Книга, публикация? Пишет ли он критики на новые театральные произведения? Анализирует ли старые, уже состоявшиеся?
Такое ощущение, что вот эти простейшие вопросы - это уже в пять раз больше, чем сам студент может сказать о своей будущей работе, после 3-4 лет учебы. Одна вот со вздохом сказала:
- Ну, я может быть пойду в административную часть.
- О! А что администрировать будешь?
- Ну, театр.
- Т.е. работу и перемещения актеров, организацию гастролей, и.т.д.? Это мне довольно понятно, т.к. на такой работе работает моя соседка, у которой три кошки. Она от организует выступления, составляет план, кто когда где играет, всякие там билеты и отели, когда куда-то едут. Только она - не театральный ученый а нормальный менеджер, просто с любовью к театру.
Студентка на меня смотрит несколько растерянно:
- Нет, не это. Спектакли.
- А как администрируют спектакль? Вот есть режиссер-постановщик, а есть еще тоже менеджер, который рассчитывает бюджет спектакля - а какие там еще административные работы.
- Ну, мало ли административных работ у спектакля.
- Ну каких? Реклама и продвижение? Пиар?
- Да нет, для этого рекламный отдел же есть.
Т.к. времени было мало. и мне не хотелось просто так прикапываться к человеку, я тогда от нее отстала. Но подумала, что мне так жить было бы неуютно: когда даже сам себе не можешь объяснить, чем и кем хочешь (и собираешься) работать. Ладно, можно не получить сразу работу мечты - но мне кажется, что хорошо бы хотя бы в виде мечты представлять себе что-то хоть немного менее абстрактное, чем "ну что-нибудь я там поделаю"?
Хотя я понимаю, что они это не со зла, и наверное даже не виноваты - им может быть просто никто не помог разобраться, что в таких профессиях делают. Может быть некоторые только знают, что они делать не хотят. Может у них родители ходили на какую-нибудь очень понятную работу каждый день, а они так жить не хотят. И выбрали что-то диаметрально противоположное, и может быть даже в некоторой степени специально прячутся от этой конкретности? Потому что она кажется им пугающей?
А может быть они доучатся, им предложат какую-то работу, они на нее пойдут, и им покажут, что надо делать. И они возьмут и будут делать. И проработают так 40 лет. И ничего, что они в первый день работы не понимали, в чем их профессия заключалась. А может быть они начнут работать, и со временем разберутся, в чем заключается их профессия. Может быть только тогда в нее влюбятся, и начнут яснее понимать, чего им хочется, и "аппетит появится во время еды", и через пару лет у них вдруг отрастет план, чего они хотят, и куда идут? Или наоборот, поймут, в чем их профессия заключается и окончательно разочаруются. И одновременно поймут, чего им хочется на самом деле.
И это я о студентах говорю. Что уж говорить о выпускниках старших классов. В моей школе в 8 и 10 классе 80% еще не знали, куда хотят поступать - до последнего момента. А у некоторых было на уме пара вузов. куда теоретически можно было бы пойти, но фаворита не было. И вообще особо мысли не было, что существует взаимосвязь между выбором вуза, и раюотой, на которую после этого вуза потом ходить много лет каждый день.
А может быть я неправильно думаю, и взаимосвязи действительно нет?
И вуз - это просто тоже такой опыт. И демонстрация способности пройти вот это: сколько-то лет регулярно куда-то ходить, сдавать все экзамены, пережить сессии и защитить диплом? А чем и кем потом работать будешь - вообще дело третье?
А вы - когда вы поняли, кем вы хотите работать? И было ли у вас вот это ощущение - что "на кого я буду учиться - тем в идеале потом должен и работать"? И вы после вуза пошли в ту профессию, на которую выучились? Или сразу в другое дело? А остались в не? А потом не разочаровались, не передумали? Если передумали, то через сколько? И как - решились все бросить и заняться наконец тем, чего на самом деле хотелось?
А вас озадачивают дети (свои и чужие) которые в 20 лет понятия не имеют, кем хотят быть? А в 30? Считаете ли вы это вообще важным - именно осознавать себя призванным к какой-то профессии?
И конечно самый главный вопрос: почему кто-то хочет быть дизайнером, и понятия не имеет, как дизайнеры получают деньги? Дети-то вроде в наше время гуглом пользоваться умеют. Может быть он искал, но толком не нашел объяснения? Считаете ли вы, что должны существовать ресурсы (или даже уроки в школе), где детям рассказывают о разных профессиях, и объясняют, как они вообще работают, как там получают деньги, и.т.д. У нас вот в некоторых школах сейчас ввели в программу такие уроки, где детям объясняют, что такое фрилансер, что такое налоги, страховки, бизнес. Какая разница между контрактной работой и фрилансом. И что делают представители каких-от профессий, какие у них задачи и функции на работе?
Пока это практикант, я это еще понимаю. Но вот я вижу студентов - на первом и втором курсе, а иногда и на последнем, которые так и не поняли главного - что я смогу делать, за что мне будут давать деньги. А ведь это - главный вопрос в профессии, разве нет?

картинка отсюда
Знаю троих, кто учится на так называемой "театральной науке". Будущие театроведы? Я не очень представляю, что там учат, поэтому мне любопытно, и я спрашиваю:
- Вот ты доучишься - кем ты будешь работать?
- Театральным ученым - отвечают мне студенты.
- А что делает театральный ученый?
- Ну как что, изучает театр.
- ?
Нет, ну я понимаю, что изучает театр. У меня простой вопрос:
- Как выглядит работа театрального ученого? Куда он ходит на работу? Что на этой работе делает каждый день? У него какой-то проект? Он пишет научную работу? А что с ней будет потом? Книга, публикация? Пишет ли он критики на новые театральные произведения? Анализирует ли старые, уже состоявшиеся?
Такое ощущение, что вот эти простейшие вопросы - это уже в пять раз больше, чем сам студент может сказать о своей будущей работе, после 3-4 лет учебы. Одна вот со вздохом сказала:
- Ну, я может быть пойду в административную часть.
- О! А что администрировать будешь?
- Ну, театр.
- Т.е. работу и перемещения актеров, организацию гастролей, и.т.д.? Это мне довольно понятно, т.к. на такой работе работает моя соседка, у которой три кошки. Она от организует выступления, составляет план, кто когда где играет, всякие там билеты и отели, когда куда-то едут. Только она - не театральный ученый а нормальный менеджер, просто с любовью к театру.
Студентка на меня смотрит несколько растерянно:
- Нет, не это. Спектакли.
- А как администрируют спектакль? Вот есть режиссер-постановщик, а есть еще тоже менеджер, который рассчитывает бюджет спектакля - а какие там еще административные работы.
- Ну, мало ли административных работ у спектакля.
- Ну каких? Реклама и продвижение? Пиар?
- Да нет, для этого рекламный отдел же есть.
Т.к. времени было мало. и мне не хотелось просто так прикапываться к человеку, я тогда от нее отстала. Но подумала, что мне так жить было бы неуютно: когда даже сам себе не можешь объяснить, чем и кем хочешь (и собираешься) работать. Ладно, можно не получить сразу работу мечты - но мне кажется, что хорошо бы хотя бы в виде мечты представлять себе что-то хоть немного менее абстрактное, чем "ну что-нибудь я там поделаю"?
Хотя я понимаю, что они это не со зла, и наверное даже не виноваты - им может быть просто никто не помог разобраться, что в таких профессиях делают. Может быть некоторые только знают, что они делать не хотят. Может у них родители ходили на какую-нибудь очень понятную работу каждый день, а они так жить не хотят. И выбрали что-то диаметрально противоположное, и может быть даже в некоторой степени специально прячутся от этой конкретности? Потому что она кажется им пугающей?
А может быть они доучатся, им предложат какую-то работу, они на нее пойдут, и им покажут, что надо делать. И они возьмут и будут делать. И проработают так 40 лет. И ничего, что они в первый день работы не понимали, в чем их профессия заключалась. А может быть они начнут работать, и со временем разберутся, в чем заключается их профессия. Может быть только тогда в нее влюбятся, и начнут яснее понимать, чего им хочется, и "аппетит появится во время еды", и через пару лет у них вдруг отрастет план, чего они хотят, и куда идут? Или наоборот, поймут, в чем их профессия заключается и окончательно разочаруются. И одновременно поймут, чего им хочется на самом деле.
И это я о студентах говорю. Что уж говорить о выпускниках старших классов. В моей школе в 8 и 10 классе 80% еще не знали, куда хотят поступать - до последнего момента. А у некоторых было на уме пара вузов. куда теоретически можно было бы пойти, но фаворита не было. И вообще особо мысли не было, что существует взаимосвязь между выбором вуза, и раюотой, на которую после этого вуза потом ходить много лет каждый день.
А может быть я неправильно думаю, и взаимосвязи действительно нет?
И вуз - это просто тоже такой опыт. И демонстрация способности пройти вот это: сколько-то лет регулярно куда-то ходить, сдавать все экзамены, пережить сессии и защитить диплом? А чем и кем потом работать будешь - вообще дело третье?
А вы - когда вы поняли, кем вы хотите работать? И было ли у вас вот это ощущение - что "на кого я буду учиться - тем в идеале потом должен и работать"? И вы после вуза пошли в ту профессию, на которую выучились? Или сразу в другое дело? А остались в не? А потом не разочаровались, не передумали? Если передумали, то через сколько? И как - решились все бросить и заняться наконец тем, чего на самом деле хотелось?
А вас озадачивают дети (свои и чужие) которые в 20 лет понятия не имеют, кем хотят быть? А в 30? Считаете ли вы это вообще важным - именно осознавать себя призванным к какой-то профессии?
И конечно самый главный вопрос: почему кто-то хочет быть дизайнером, и понятия не имеет, как дизайнеры получают деньги? Дети-то вроде в наше время гуглом пользоваться умеют. Может быть он искал, но толком не нашел объяснения? Считаете ли вы, что должны существовать ресурсы (или даже уроки в школе), где детям рассказывают о разных профессиях, и объясняют, как они вообще работают, как там получают деньги, и.т.д. У нас вот в некоторых школах сейчас ввели в программу такие уроки, где детям объясняют, что такое фрилансер, что такое налоги, страховки, бизнес. Какая разница между контрактной работой и фрилансом. И что делают представители каких-от профессий, какие у них задачи и функции на работе?
no subject
Date: 2015-06-27 06:08 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 11:41 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-06-27 06:13 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 03:21 pm (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 06:17 am (UTC)Или вот еще такой вопрос, а что если человеку разонравилась то, что он научился делать профессионально: поработал пять лет дизайнером и сказал, пойду-ка я философию учить... Возможно ли, что у человека призвание нестабильное? Пять лет - лингвистика, пять лет - издательское дело, а потом программирование, например? Или это значит, что он просто свое призвание еще не нашел и в поиске?
no subject
Date: 2015-06-27 06:19 am (UTC)У меня тоже возникают такие вопросы, вот к примеру, в Санкт-Петербурге в Военмехе курс политологии выпускает политологов, а где эти 200 человек с одного курса работать будут? Что конкретно делать? Кто за "это" платить будет? ?? Знаю одну девочку с этого курса, работает переводчиком в детском издательстве. .я хотела быть клиническим фармакологом, стала сначала провизором, поработала в аптеке, потом медпредом, потом клин.фармакологом. Затем стала клиническим психологом :)
no subject
Date: 2015-06-27 06:21 am (UTC)Я вот совершенно не знала кем хочу быть, но знала что не плохо рисую. Не гений, не талант, но не плохо. Выучилась на учителя рисования, но по профессии не работала, хотя, возможно, из меня не сильно плохой учитель получился бы, но я боюсь за свою психику. Потом случайно мне помогли устроиться в мозаичную мастерскую и я ВЛЮБИЛАСЬ в эти стеклянные леденцы, в эти сверкающие, глубокие, яркие, полупрозрачные, тонкие и грубоватые картины:) И я поняла что этим я и могу и хочу заниматься:) Это у меня точно получается:)
no subject
Date: 2015-06-27 12:13 pm (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 06:22 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 06:41 am (UTC)Поступила я на художника книги, чтоб уж как-то при деле быть. На дне открытых дверей преподы печально говорили, что работы нет, платят мало, перспективы не очень.
Первые курсы мы рисовали на бумаге и клеили книжки руками из журналов. А потом у нас появились компьютеры ( это было 10 лет назад, просто до образовательных учреждений новшества с заподанием доходят), изменилась система обучения и диплом мы сдавали уже на компе.
А так и сейчас, когда спрашивают кто я по профессии, не понимают что значит "графический дизайнер" и, что кто-то вообще рекламу рисует. Она появляется сама собой.
no subject
Date: 2015-06-27 09:03 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-06-27 06:44 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 06:56 am (UTC)короче: учиться должно быть интересно. работать должно быть приятно и денежно. а совпадают ли сферы - для меня это оказалось не важно.
no subject
Date: 2015-06-27 07:00 am (UTC)Судя по моим впечатлениям, представление о професии, обучение ей и практическая деятельность это три разные вещи. Бывает конечно, что и в детстве проявляются ярко какие то способности и устремления, которые впоследствии реализуются. Если ребенок идет по стопам родителей - все несколько проще, с детства видно в деталях чем занимается инженер, хирург, ученый, художник, дворник. (Одна из профессий моей мечты была дворник, вкупе с геологом и художником-мультипликатором)
Если такие гильдии в наше время существуют, то это облегчает и выбор и обучение профессии.(видела несколько таких семей) Как только ребенок выбирает профессию подальше от родственных, особенно какую-нибудь "абстрактную" типа театроведа, то тут меньше примеров конкретной деятельности. Это если ребенок в состоянии выбрать. Чаще бывает, что идут куда-нибудь потому, что так надо, плохо представляя последствия и учебы и работы в дальнейшем. Сколько таких пошло учиться "за компанию" с подружкой. Или по пути наименьшего сопротивления потому, что в этот вуз(техникум) проходной балл меньше. И заканчивают и работают потом где то. Кто раньше для себя выяснил, что ему это не надо, а надо то, тот бросает учебу или переводится и достигает желаемого. Но многие просто не знают, чего им желать от професии. Или ничего не хотят конкретно, при неплохих способностях в целом.
Показывать и обьяснять особенности разных профессий в контексте реальной деятельности желательно с детства. Хорошо бы еще была возможность еще в школьное время различных производственных практик типа УПК, класса с 7го по 9-10й.
И фрилансерству, как методу работы не на производстве, тоже надо обучать. Помню, ходила на курсы на тему "как вести промоушен и бухучет художнику")) сколько времени на это выделять, как себя организовывать как писать заявки на стипендии, как общаться с галереями и т.д.. очень помогло.)
no subject
Date: 2015-06-27 07:05 am (UTC)это было видно, например, на уроках английского: I want to be a teacher, - говорили они, а я ёрзала, понимая, что в списке допустимого просто физически нет ничего, что мне было бы интересно.
если бы я тогда, в начале девяностых, знала, что I want to localize internet services for Russian market and to manage web development process, мне бы это ничего не дало. в то время никто и знать не знал, куда мы пришли сейчас, а сейчас мы наверняка и не подозреваем, какие профессии и дела появятся.
я вообще хотела быть библиотекарем. родители резонно отговорили. потом они отговорили от журналиста и психолога, я получила прикладное IT-образование, с которым можно делать в наше интернет-время абсолютно что угодно.
для меня сейчас российское высшее образование - это усидчивость, системность, умение изучать неизвестное и возможные связи, если учишься в модном вузе. у меня был немодный, так что я заполучила только усидчивость, системность, умение изучать неизвестное.
вспоминаю себя в конце школы... в конце института... я понятия не имела, как теоретические знания выльются в практику. кем я в принципе могу работать. и кем мне понравится. и не уверена, что это можно системно изменить для всех людей в какой-либо стране.
может быть, прошло то время, когда можно было 40 лет на одном заводе сидеть? и теперь есть возможность пробовать себя, двигаться по компаниям и частным занятостям, набирать любой интересный опыт и в итоге превращаться в уникального специалиста, совмещающего, как я, техническую системность мышления и гуманитарный интерес к языкам, культурным особенностям и понятности? в некотором смысле это перекладывает ответственность на самого человека. не профсоюз завода будет думать о твоем развитии, а ты сам. принимаешь решения сам и отвечаешь за них сам.
no subject
Date: 2015-06-27 11:34 am (UTC)хорошо сформулировали, в точку.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-06-27 07:16 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 07:19 am (UTC)Молодость, 18-20-20 с хвостом лет - это возраст, когда, как мне кажется, хорошо было бы попробовать разные варианты. Выбрать себе то, что отзывается внутри и дальше уже совершенствоваться в этом. ВУЗ, курсы, мастер-классы - в каждой профессии должны быть разные методы обучения. Где-то можно лекцию на 500-1000 человек прочитать, а кому-то только из рук в руки навыки и умения передаются.
А так получается, что человек тратит 5 лет жизни на непонятно что, а потом мечется, депрессует и испытывает прочие "радости" жизни. Уже пора детей заводить и кормить на что-то, а он еще себя не нашел...
У меня все сошлось каким-то чудом - вуз я выбирала по набору экзаменов :). Понятно было что это не физика, химия и биология. И не история. Оказалось - лингвистика. Человека, реально работающего в этой области, а не преподавателя-теоретика, увидела первый раз только в конце четвертого курса, до этого вообще не было понимания, чем люди с моей специальностью занимаются и есть ли они вообще. До сих пор не понимаю, зачем меня учили всем тем странным вещам.
Работаю примерно по специальности. Все, что мне нужно для работы, узнаю или от коллег, или дохожу сама в процессе...
no subject
Date: 2015-06-27 03:24 pm (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 07:22 am (UTC)сколько-то лет назад я работала пиарщиком в IT-компании, и у меня в моем родном городе жили родственники, которым на тот момент как раз исполнилось по шесть лет, мальчик и девочка. они, естественно, постоянно спрашивали - "куда ты все время уезжаешь от нас и зачем". им в их шесть было предельно понятно, что такое врач, или учитель, или воспитатель, или продавец - вот я и решила со своей не самой простой профессией поэкспериментировать на них. по итогам эксперимента (мы экспериментировали на множестве "непростых" профессий) предельно ясно одно - теория на 100% эффективна: если ты можешь свою будущую или существующую профессию, насколько бы сложной, заумной, непонятной и необыкновенной она ни была, объяснить шестилетнему ребенку, то ты четко знаешь, чем занимаешься или хочешь заниматься.
no subject
Date: 2015-06-27 09:36 am (UTC)" а кухню мне нарисуете?"
Детям объяснить, наверно, проще. Они хотя бы слушают.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-06-27 07:31 am (UTC)А еще я смотрю на свою подругу, она закончила факультет дизайна и успешно работала дизайнером графики, а потом вдруг принялась изучать пластики и металы, балдеть от просчетов рентабельности, изучения производства, проведения переговоров и сейчас открывает свое дело, где будет производить какие-то кухонные принадлежности.
Как то все складывается по-разному и работа по профессии после окончания ВУЗа —скорее исключение
no subject
Date: 2015-06-27 07:33 am (UTC)Я же сама из тех, у кого семь пятниц на неделе. Заканчивая школу я хотела учиться везде, мне всё было интересно. И медицина, и право, и журналистика, и языки, и всё остальное. Я металась между факультетами и институтами, как та обезьяна в анекдоте. И сейчас понимаю, как мне был необходим тот самый "gap year", практикуемый в некоторых странах, дающий ребенку возможность познакомиться со взрослой жизнью (поработать на разных работах, попутешествовать по городам и странам и вообще осмотреться вокруг), неспеша определиться, чего же он хочет, а тогда уже поступать в вуз. Учась в школе, определиться гораздо сложнее из-за самой учебы, ограниченного круга общения и только теоретических представлений о реальной жизни.
no subject
Date: 2015-06-27 07:34 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 07:58 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-06-27 07:38 am (UTC)думаю, что радио-физика научила меня работать с материалом (программа была сложная) и вообще хорошо потренировала мой мозг всякими сложными вещами, но вот сейчас, когда старший ребенок пошел в 9-й класс, я все больше завожу с ней разговоры на тему, чем именно она хотела бы заниматься, чтобы понять, куда нужно и можно поступать после школы и уж точно не заставлю ее идти на радиофизику :)
у нас кстати есть такие "экскурсии" на разные фабрики/предприятия, чтобы посмотреть, чем занимаются люди тех или иных профессий. на завод "кока-колы", а аэропорт, на жд, на хлебозавод :) и показывают различные этапы работы и кто за что отвечает...
no subject
Date: 2015-06-27 07:44 am (UTC)В результате - пошла по маминым стопам - архитектура. Учиться очень нравилось. А с работой вышло не очень - на тот момент был кризис.
И вот после рождения дочери и пары лет в архитектурном оффисе я плюнула на всё и стала иллюстратором, как и хотела. Последние 7 лет фрилансер.
У дочки тоже дизайнерские способности, но она уже знает, видит где их применяют, на моём примере видит как работают, как ведут дела. Если захочет быть дизайнером - не пойдёт вслепую.
Но большинство - да, толком и не представляют, кем станут, даже уже во время учёбы...
no subject
Date: 2015-06-27 07:47 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 07:55 am (UTC)Я доучилась. Написала диплом по дистанционному образованию. И, хотя пять лет занималась другим, как то плавно вернулась в до. И сейчас работаю в крупнейшем учебном издательстве. Делаю электронные учебники. Мне удалось совместить образование и мечту.
no subject
Date: 2015-06-27 07:57 am (UTC)Когда я училась в 11 классе к нам на классные часы приглашали разных специалистов рассказывать о своих профессиях, это была полностью инициатива классного руководителя. Чаще всего это были родители кого-нибудь из учеников класса и это были представители самых обычных "земных" профессий: врачи, инженеры, библиотекари, ветеринары, кондитеры и т.д., мою маму приглашали рассказать о профессии бухгалтера. Это была самая обычная школа, которую я закончила 12 лет назад.
А у вас в школах ввели очень классные уроки:-)
no subject
Date: 2015-06-27 08:03 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 08:03 am (UTC)no subject
Date: 2015-06-27 08:06 am (UTC)А так, до сих пор не знаю, чем хочу заниматься, поэтому хожу на весьма обширный курс