miumau: (Default)
[personal profile] miumau
Здравствуйте, уважаемая Яна!

Я уже несколько лет с большим удовольствием читаю Ваш блог и хочу сказать большое спасибо за то, что Вы рассказываете об интересных вещах и находите время отвечать на многочисленные вопросы читателей! У меня тоже есть вопрос, который бы я хотела Вам задать – про иллюстраторское ремесло. Надеюсь, он будет полезен не только мне, но и другим читателям, а Вам будет интересно на него отвечать! По традиции, попрошу анонимности – чтобы не стесняться.



Ситуация такая: я очень начинающий художник-самоучка. Без художественного образования, без поставленной руки, и вообще рисую всего несколько лет и не сказать, чтобы регулярно. У меня есть что-то вроде «специализации» - смешные простенькие персонажи. Всяческие человечки, «ожившие» продукты и вещи – всё в таком духе. И получается действительно мило – про это говорили посторонние люди и, что важно, есть даже те, кто готов за такое платить. У меня периодически есть небольшие заказы: макеты салфеток, открыток – всего такого.
Сразу оговорюсь, что, наверное, главное моё преимущество во всей этой работе – задумка, какая-то интересная идея в основе рисунков (сами-то они простенькие). Никогда заказчики не говорили, что именно нужно нарисовать, просто, например, была тема «на 8 марта от компании, которая занимается тем-то и тем-то» или «краткие истории вот об этих продуктах» и я придумывала сюжеты, персонажей, какие-то сценки, слоганы поздравлений – полностью всю концепцию. Почти всегда всё очень нравилось заказчикам по итогам.

Так получилось, что я ни разу толком не договаривалась о цене – просто рисовала и сколько-то за это получала. Мне было радостно, что это в принципе куда-то пойдёт, кому-то пригодиться, а я ещё и что-то получу! Очень и очень рада, что у меня почти сразу была возможность делать для кого-то, и вопрос денег был реально не важен. В самом-самом лучшем случае я получала 60 евро за макет А3 с 9-ю персонажами и текстиками о них. Обычно, сумма, которую я получаю за 6-9 персонажей, объединённых одним макетом – 24 евро. А макет из одного рисунка (с придуманными мною же концепцией, текстом) – стоит примерно 8 евро. И в какой-то момент эти цены перестали меня устраивать. Вернее, даже не цены, а соотношение суммы и проделанной работы. Для меня вопрос цены в принципе очень болезненный и неловкий. Вы как-то советовали высчитывать цену в зависимости от затрат времени на работу, но тут у меня начинается ступор: а что если у меня всё это рисование занимает столько времени просто потому, что я ещё очень плохо рисую? И для нормального художника это – вечерок посидеть? И надо не про цену думать, а дальше работать исключительно над повышением навыка?
А если, правда, стоит повысить цену, то как убедить окружающих и, главное, себя, что вот этот простенький человечек столько стоит? Мне кажется, со стороны заказчика такие рисунки могут восприниматься как «да я и сам так могу, только времени нет». Как вообще можно объективно оценить ценность или трудозатратность простеньких «детских» рисунков?

Извиняюсь, за путаное письмо и благодарю за потраченное время! Надеюсь, мой вопрос будет уместен!

***


Здравствуйте!
На вопрос, как оценить иллюстрацию, я уже отвечала развернуто. Вот тут:
http://miumau.livejournal.com/1746434.html

Вопрос второй - как объяснить заказчику, почему очень простенькая картинка - это не рисулька, которую намахали за 5 минут?
Во-первых - заказчики тоже бывают разные. И опытные заказчики хорошо понимают, что над простой иллюстрацией тоже пришлось поработать, и у автора уходит немало времени на создание идеи, эскизов и чистовиков. Таких опытнах заказчиков немало!

А остальным можно объяснить! Они тоже люди, и им тоже интересно, они тоже хотят вас понять. И им будет очень приятно, если вы с ними будете общаться, покажете, как вы работаете, расскажете о себе. Я уже рассказывала тут прелестную историю, когда одна моя подруга собиралась сделать очень большой заказ, и нужно было торговаться о цене. И т.к. заказ был гигантский, речь так же шла о немаленьком гонораре. И было ясно, что заказчик не будет готов к такой сумме. А заказ был очень "вкусный" и сделать его очеьн хотелось. Но его можно было выполнить только, если сесть на несколько месяцев, и делать только это. А как позволить себе такое, если на гонорар даже месяца не проживешь?

И вот поговорили они с заказчиком, и тот предложил сумму... раза в три или четыре меньше, чем надо. И иллюстраторша села, чуть ли не в слезах, и описала все подробно. Она прямо перечислила - вот картинки, их столько, полосных столько, мелких столько. И еще вон та большая с кучей подробностей. На эскизы мне надо столько часов, на отрисовку каждой картинки - примерно только. Получается, если я ни разу не споткнусь, не передумаю, и не стану переделывать картинку, когда в нее 5-10 часов уже вбухано, т.е. все пройдет без единой заминки, то рисовать я буду столько-то часов. Это при 40 часовой неделе 2.5 месяца чистой работы. Это мы говорим про 8 часов в день сидения за столом и чистого рисования. И это - при условии, что я ни разу за 2.5 месяца не заболею и не слягу на неделю, и так же не заболеет мой ребенок, у меня ни разу не будет отпуска на денек в середине недели, и не приедут гости, я ни одного дня не потрачу на поход к врачу, на деловую встречу, или вылазку по делам. И каждый раз, когда я таки слягу или пропущу 8 часов рисования по другой веской причине, я буду рисовать в какой-то другой день 12 часов, или того больше. И больше у меня ни на что сил не будет. Соотвественно, если я на все запрошу 2.5 месяца, и засяду за этот заказ на 2.5 месяца мне надо получить за это 2.5 зарплаты! А вообще надо закладываться на 3 месяца, потому что я тоже человек, и какая-нибудь заминка точно случится. Ну и так далее...

И заказчик написал, что еще ни разу в жизни ему никто не предлагал такого подробного описания, откуда берутся какие цены, цифры, сроки, и.т.д. и написал, что столько денег таки нет, но они поняли, что они нужны. Пошли и нашли спонсоров.

Я это к тому, что заказчикам интересно и приятно, если им объясняют! (Не всегда надо отчитываться за каждую минуту и за каждый рубль, но в целом всех радует определенная "прозрачность").

Поэтому: напишите красивую статью о том, как вы работаете. На примере одной иллюстрации. как вы придумываете идею, ищете вдохновения. Делаете эскизы, выбираете, отрсовываете, и.т.д. Сделайте из этого красивую страничку или запись в блоге, и в своем портфолио - заметную ссылку на это, и прямо напишите всем заказчикам, что вот тут описание, как я работаю!

Вот отличный пример. Но такой большой пост с таким количеством текста можно делать только, если все очень развлекательно нарисовано (как тут - красивый веселый комикс). Я бы не рискнула, и сделала бы что-то подобное, но раз в 10 короче. :-) Но факт, что подобный пост - очень полезная штука!

А еще полезно взять и заснять процесс создания какой-то картинки в живом времени, и тоже опубликовать где-то, и показывать ссылку заказчикам! Я однажды села и подправила картинку в присутствии сотрудницы, с которой к тому моменту сотрудничала уже несколько лет. Она посидела рядом со мной, посмотрела, и сказала: "Ого, какую-то мелочь подпрпаила, а оказывается это возни на 20 минут!" Она раньше никогда не задумывалась о том, как делаются все эти линии, и сколько надо их вылизывать и подправлять с разных сторон, чтобы они получились именно такими. Потом я сделала и опубликовала видео с процессом, и первыми объявились заказчики. Все они писали: "Ооох ничегооо себе, как же все медленно! Полчаса прошло. а там до раскраски даже близко еще не дошло!!! Когда же это кончится!?"

При этом коллеги, глядя на то же видео, писали: "Как вы бысмтро работаете". Очень было полезно и приятено увидеть эти комментарии рядом (и я конечно же обратила внимание заказчиков на комментарии коллег - им-то ясно, откуда что берется, и сколько это обычно занимает времени!)

В общем - показывайте свою работу, рассказывайте о ней, тогда людям будет понятно, какой труд вы вкладываете в нее. (И вам может быть тоже понятнее станет! :-))


***



Что же касается вопроса "может быть я слишком долго рисую, поэтому сама виновата" - об этом вопросе можете не думать. Потому что вы в любом случае находитесь далеко за пределами того, что можно назвать даже низкими ценами. Сколько вы делаете одну иллюстрацию? Наверное не меньше двух часов. За час можно сделать только что-то совсем простенькое и условное. А если это персонаж - все равно нужно подумать-придумать, эскизы, чистовик, раскраска. Обычно тут 2 часа и ушли. Это получается 4 евро в час? Уборщица получает 8-10 евро в час. Это - которая работает по-черному и не платит налоги. В Германии (говорят, что в какой-нибудь Москве - дороже). А вы продаете труд профессионала... В общем, даже если бы вы брали гонорары, как уборщица, вы должны были бы повысить цены. :-))



Date: 2015-04-15 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] mika-nica.livejournal.com
"..Вот отличный пример..." - в этом месте вероятно должна была быть какая-то ссылка?

Date: 2015-04-15 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] spiral8static.livejournal.com
Эх, это ж какое самоуважение надо иметь, чтобы вот так расписывать! Мне вообще стыдно о своих потребностях говорить(

Date: 2015-04-15 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] xuswan.livejournal.com
Некоторые поправки относительно зарплат. 8-10 евро в час при нынешнем курсе - весьма хорошая зарплата, если переводить в российскую валюту (428,72 - 535,9), это где-то 68600 - 85760 р в месяц приблизительно. Это где-то зарплата главного маркетолога или контентщика. А может эти цифры сейчас на порядок выше озвученных позиций ибо в кризис берут специалиста как можно дешевле. Так что уборщицами тут и не пахнет. На последне работе, уборщица, работающая на складе получала 12 тыс рублей. Наверное где-то есть и побольше, но в Москве всяко меньше чем 8-10 евро в час.

Date: 2015-04-15 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] aicedora-vulkan.livejournal.com
"8-10 евро в час при нынешнем курсе - весьма хорошая зарплата,"
- а если иметь в виду, что работа есть только два часа в день,
то не сильно то и разгуляешься!

Date: 2015-04-15 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jason-evans.livejournal.com
А если иметь в виду, что уборщица может убирать в нескольких местах за один день, а не в одном, то ничотак выходит)
Я знаю одну уборщицу, вроде 2к р за 1 уборку было год назад, включая глажку вещей. Работы на 2 часа, да, но она умудрялась растянуть это всё с утра и до обеда. И чаи погонять ещё. Мск.
Совершенно не напрягаясь убирать по 2 квартиры по будням можно иметь те самые 80к. А напрягаясь можно иметь ещё по половине рабочего дня на свои дела и развлечения.

Date: 2015-04-15 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] xuswan.livejournal.com
Понятно, что везде есть свои исключения и находчивые люди, но это не значит, что все так могут.

Date: 2015-04-15 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] jason-evans.livejournal.com
Ну вы, видимо, не очень представляете себе уборщиц из Москвы. Это не очень-то великая хитрость и находчивость - убирать несколько офисов/квартир/магазинов. Мне кажется, они вообще все так делают.

Date: 2015-04-15 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] llibelula.livejournal.com
я не из мск, конечно, но я вот московскую ленту с вакансиями часто смотрю (удаленку ищу). насколько я понимаю, 80 тыс - это еще хорошая зарплата, и не для уборщиц, а для пиарщиков-журналистов-режиссеров и прочих работников творческого труда.
непонятно, чо ж тогда в офисе сидеть за 80 т, а то и за 40. если можно пойти уборщицей, получать 80 тыс, да еще и полдня свободного иметь. по идее, у вас там тогда вся москва должна в уборщицы метить.

Date: 2015-04-15 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] jason-evans.livejournal.com
Это отличная зарплата, даже если половину её придётся отдать за квартиру) Люди вон просиживают в вузах 6 лет за химией, а потом имеют зп в районе 30-40к, но это зависит от того, насколько человеку хочется вертеться и пытаться получить более высокие должности.

А уборщицы с такими зп вряд ли по вакансиям ищут работу, тут скорее по рекомендациям.
Почему вся Москва не метит - так это ж не солидно, во-первых, а во-вторых, я ещё 3 года назад вообще не знала, что так бывает) Думаю, многие и сейчас не знают.

Date: 2015-04-15 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nesovsemmoskva.livejournal.com
Машинисты в московском метро вроде получают до 100 тысяч (это не сразу и с переработками, но есть куда стремиться), плюс гигантский соцпакет. Обучение длится полгода, в течение этого времени платится стипендия 20 тысяч в месяц. Найдите вуз, где платят стипендию 20 тысяч и гарантируют трудоустройство! Вы думаете, там конкурс пятьсот человек на место? Нет, там нехватка кадров. Потому что в метро надо работать, а не гонять кофеёчки и сидеть в ЖЖ. А работать у нас никто не хочет, все хотят сидеть за компьютером в офисе и носить костюмчик.

Date: 2015-04-15 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] llibelula.livejournal.com
так это же восторг!
прекрасная и романтичная работа, я считаю.
а метро - это же вообще ах. подземные миры...
жаль, меня в машинисты не возьмут.

Date: 2015-04-15 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nesovsemmoskva.livejournal.com
Я тоже так считаю)) Жаль, мужики не понимают ничего...

Date: 2015-04-16 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dashka-jjjjjjjj.livejournal.com

Приезжайте в Барселону, тут почти все машинисты метро - женщины.

Date: 2015-04-16 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] llibelula.livejournal.com
в Испании для иностранца другие проблемы с трудоустройством)))
но в розовых мечтах...)

Date: 2015-04-15 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] trisha-ti.livejournal.com
Ох, как же мучительно в фотошопе рисовать и чистить такие линии((( Вектор в этом плане очень сокращает трудочасы (если кто его уважает ;)

Date: 2015-04-15 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] rotrad.livejournal.com
Вектор - действительно сильная штука, но например мне он совершенно не нравится. Каждую линию нужно продумывать, выкладывать, подправлять. Получается, я трачу в два-три раза больше времени. Но это моя проблема - я не могу еще к нему привыкнуть.

И линия выходит "мертвая" какая-то.

Date: 2015-04-15 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] trisha-ti.livejournal.com
Зачем продумывать? Вы же по эскизу обводите? Процесс рисования тем же блоб-брашем практически идентичен рисованию фотошопной кисточкой. Плюс те места, которые на видео Яна подчищает, разглаживаются автоматически.

Date: 2015-04-15 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] rotrad.livejournal.com
У меня пока еще блоб брашем не очень хорошо получается, кисть тоже не так же реагирует на мое нажатие. Сейчас пока рисую им и brush tool, а потом подчищаю линии дополнительно.

Date: 2015-04-15 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
Я прикинул вилку стоимости часа, при условии устраивающей меня месячной зарплаты. И перевожу ее между валютами, когда говорю с заказчиками.

Date: 2015-04-15 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] publicenemy.livejournal.com
Иногда смотришь на фото и думаешь: тут и обработки-то нет. А потом смотришь на исходник и понимаешь, что был очень сильно не прав. А потом видишь PSD с 150 слоями и все по делу, огромный dodge&burn в разных режимах и понимаешь, что был не прав совсем. Так что, кухню стоит иногда выставлять на показ. Она помогает понять, что за "всего лишь" картинкой часто стоят часы тяжёлой работы. И далеко не всегда внешняя "простота" картинки говорит о простоте и объёме работы над ней.

Date: 2015-04-15 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandradok.livejournal.com
>> И иллюстраторша села, чуть ли не в слезах, и описала все подробно.

Эх, жалко я об этом не догадалась месяц назад. Как раз пришли знакомые заказчики, еще со студенческих времен (когда я работала за копейки), и дали большой интересный проект, с маааленьким бюджетом. Для себя - честно села с таймером, замерила время на несколько картинок разной сложности, насчитала общий бюджет в пять раз больше, и убедилась что уменьшить его нельзя никак. А вот написать об этом заказчику не догадалась(( только итоговую сумму.
И заказчик от этой суммы быстро-быстро убежал. Жаль, работать с ним на предыдущих проектах было интересно.

Date: 2015-04-15 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] amaranta-spl.livejournal.com
Процесс на видео завораживает:-)

Date: 2015-04-15 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] serezhakuznec.livejournal.com
хороший продавец всегда славился умением много и долго говорить. а там глядишь клиент и сдастся

Date: 2015-04-15 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] paperkristina.livejournal.com
Ой, Яна, спасибо большое, что развенчали мой миф, что у профессионалов линии с первого раза получаются. Я занимаюсь каллиграфией, и как раз недавно пыталась подправить надпись в векторе и страдала, что я без опыта очень долго правлю, и что у других людей это наверняка на раз-два получается. Больше не буду страдать =)

Date: 2015-04-15 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] iv-an-ru.livejournal.com
Привет вам от смежника :) Сколько времени иногда уходит на вёрстку одной противной таблицы...

Date: 2015-04-15 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Ну про каллиграфию у меня для вас еще лучше история есть.
У нас в моем детстве была книжка Ци Бай Ши. Может вы ее знаете - такое было двустворчатое издание в коробке, очень известное. И все художники над этой книжкой вздыхали, и с предыханием говорили что вооооот оно... настоящее мастерство. Ведь он все это рисует одной линией, на одном дыхании, вау, это же какая легкость, эито представить, такие композиции. Там эти бамбуки сложные, и десятки идеально и живо нарисованных лягушечек и других сложных зверей, и все так гармонично. И ни одной линии "мимо". И вот все ведь спонтанно и по первому разу. Ну и всех мучили этим, что мол учись вот так.

Кстати книжка была по-моему вообще вся даже не на русском написана. Короче, никто у нас ничего о Ци бай Ши не знал, кроме того, что видели картинки и свитки в этой книге.

А потом я приехала в Гермнаию, и посмотрела длиннющий фильм о нем. Благо умер он в 57 году, и был к старости уже суперстаром, его обильно поснимать успели. Он работал на самом обычном копировальном столе (стекло и снизу лампа). И каждый из его шедевров был третьей-пятой версией. Он рисовал грубый рисунок. Накладывал прозрачную (особенно на свет) рисовуюю бумажку, рисовал с учетом предварительного рисунка более точный вариант. и так потмо еще несколько раз, пока уже не получал тот идеальный последний вариант.

И главное - какая разница - получал-то шедевры. Но у меня была немного такая обида. Что люди, которые просто ни-че-го не знали о его методах работы, целое поколение начинающих художников долбали какими-то выдумкаи на пустом месте. Просто потому что им примерещилось, что наверное это так делается. И у нас студенты пробовали так сделать, конечно так круто не выходило, и объясняли, что это потому что руки кривые и уметь надо. И кто не гений - тому не дано.

Date: 2015-04-18 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] paperkristina.livejournal.com
Какая замечательная история, спасибо :) Нам в Школе каллиграфии говорят, что работу надо в среднем переписывать 7 раз, чтобы получить от самый результат, это тоже очень остужает.)

Date: 2015-04-15 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ister1cka.livejournal.com
Так вот как получаются красивые острые края у линий!

Date: 2015-04-15 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] madballzz.livejournal.com
Очень многабукаф, если честно.
Давайте отвлечемся от фриланс.ру, где "работают за еду".
Оценка очень проста - ты знаешь, сколько ты тратишь время на рисунок (или иную другую работу). И ты представляешь стоимость одного часа/дня/минуты твоей работы. Исходя из этого и назначаешь цену.
Совсем тупой пример - я периодически помогаю за деньги с игровой документацией. Я оцениваю свой вечерний (это важно - это мое личное время) час неторопливой работы в 1-2 тысячи рублей. Мне ставят задачу, при условии, что задача меня устраивает, я эмпирически (то есть, исходя из своего опыта) прикидываю, как долго мне ее пилить. После чего умножаю те пресловутые тысячи и называю цену заказчику. Если он согласен - работаем. Если нет...ну, нет, так нет.
А доказывать там что-то заказчику и говорить, какой ты клевый/клевая, размахивая дипломами и сертификатами...Да пошел ты в жопу, заказчик:)
Ладно, немного привираю. Я могу поторговаться. Я могу сделать скидки, если заказчик в адеквате и мне просто интересна задача. Но...в целом все исходит из стоимости (которую лично я считаю объективной) моего времени.

Видео

Date: 2015-04-15 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] rrroma-k.livejournal.com
Баба-робот.

Date: 2015-04-15 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marine-breeze.livejournal.com
После этого видео перешла по ссылке на кошек)). Они до бесконечности могут лупить друг друга???))))
P.S. Да, и кстати: немножко завидую "стерильности" Вашей работы, Яна). В одиночестве, нос к носу с компьютером, никто на тебя не чихает, никто не говорит хрипло-простуженным голосом, что это ничего, он только поспал с открытым окном и поэтому немного с утра осип (а ты потом лежишь неделю с температурой!!!) Как же я устала от этой непрерывной инфекции вокруг! У каждого ремесла свои минусы((.
Edited Date: 2015-04-15 06:57 pm (UTC)

Date: 2015-04-15 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Да, я часто радуюсь, что больше не сижу в офисе. Хотя и у "замкнутой" работы есть свои минусы. Как у всего.
А кошки, конечно, не бесконечно - но минут 40 могут. А вот бегать друг за другом как лошади, могут до 3 часов. Два раза в день. Примерно с часу ночи до трех. :-) :-) И потом с 6 до 9 утра. А спят они, когда мне работать надо. Зачем спать, когда люди спят?

Date: 2015-04-15 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] columnist-kg.livejournal.com
Нифига себе. Я тоже хочу так рисовать)

Date: 2015-04-15 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] garetty.livejournal.com
Верно, не надо стесняться объяснять заказчику особенности своей работы! Правда, я не рисую, а занимаюсь пошивом костюмов, но у людей не всегда срабатывает, что вручную шить намного дольше, чем на машинке, и мне заказчики не раз говорили, мол, чего тебе стоит вечерок посидеть? А я с этим отрезком работы 4 полных рабочих дня проковырялась.

Date: 2015-04-16 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] mikenoiro.livejournal.com
Отдельное спасибо за видео! А то я думал, что я долго рисую на планшете...
Edited Date: 2015-04-16 07:47 pm (UTC)

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 12:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios