Здравствуйте, на днях я до читал вашу книгу "Дневник Маньяка-Дизайнера" и она мне очень понравилась, в ней вы многократно писали что люди вам присылали письма с различными вопросами и я даже не думал до вчерашнего дня что мне тоже понадобится помощь, я начинающий дизайнер и работаю в одной небольшой фирме, и у меня с шефом возникли разногласия: Он утверждает что в каждом дизайне и в каждой иллюстрации должен быть смысл, я же склоняюсь к немножко другим выводам, моей целью было сделать флаер на A4, когда я сделал первые наброски уже на фотошопе и решил их согласовать с шефом, то он начил меня сильно критиковать, из-за того что у фона не было смысла, был посередине логотип, а фон разделялся на две плоскости верхнюю и нижнюю. У верхней плоскость с двух сторон были как бы оторваны два небольших кусочка, в результате вышло довольно не плохо, но шеф требует смысла. Должен ли быть смысл у каждого дизайна и его элемента или не обязательно?
Здравствуйте!
Отличный вопрос!
Точного ответа я, конечно же, не знаю. Но у нас с моей напарницей до сих пор бывают разногласия и дискуссии по этому поводу. Потому что меня так воспитали (видимо вот такие начальники и преподаватели, как ваш шеф), что у всего должен быть смысл. и публиковать дизайны и иллюстрации, совсем лишенные смысла - это, вроде как, нехорошо. Мне тоже иногда хотелось что-то разместить на плоскости, просто потому что мне графическая идея нравилась, например, какое-то больше пятно, которое как-то асимметрично разбивает плоскость, какое-то цветовое решение, или необычное распределение светлого и темного. Но практически каждый раз, когда я так делала, приходил кто-нибудь, и начинал спрашивать6 "А что это? А это какая-то часть буквы? Какой? Что там написано? А это что-то значит? а на какой предмет ты намекаешь? Совсем ни на что не намекаешь? А что, это, значит, простое заполнение пространства пятнами, просто так? как-то это несерьезно!"
Это - в лучшем случае. в худшем случае начинаются ворчалки по поводу того, как иллюстраторы и дизайнеры совсем обленились, думать не хотят, заполняют пространство бессмысленными линиями, пузырями. пятнами и разводами, лишь бы "пеструшку развести". Мыслей у них нет, идей - тоже, думать им лень. И что нехорошо так - вроде дизайн о чем-то осмысленном, а в нем летают бессмысленные предметы.
Собственно, все это привело к тому, что я не только опасаюсь бессмысленных предметов в дизайне и иллюстрации (хотя мне все еще очень часто хочется просто набросать чего-то в рисованное пространство). Я так же с большим недоверием отношусь к простым сюжетам. Или вернее картинкам, где сюжет никакого особого смысла в себе не несет. Вот сейчас мы уже неделю спорим т кружке из стекла. Моя подруга хочет сделать эту кружку в виде аквариума с рыбками, просто чтобы по кругу плыли красивые рубки. А я внутренне никак не могу себе позволить такую простоту. Я все время пытаюсь к этому что-то прибавить - хоть какую-то идею. То у меня рыбки все плывут в одну точку - к какой-нибудь жемчужине. То их караулит углу осьминог, то среди них плавает котик в гидрокостюме. Уже была и акула, и охота, и русалка. Подруга пишет: "Слушай, все так устали от всякой зауми! Хватит выдумывать на ровном месте! Я хочу просто рыбок! Просто красивых рыбок, и чтобы плыли они не куда-то. а просто мимо. вперед. ровно! не надо ничего придумывать!"
А мне боязно - я ей пишу, что "а вот заругают нас читатели-покупатели, что как-то это у нас лишено всяческой идеи. Просто декоративными рыбками облеплять стакан - кажется мне опасным, пустой тратой очень дорогих материалов и технологий, "опусканием до некоего низкого уровня", и.т.д.
Так что на меня подобное давление тоже подействовало, и я тоже теперь боюсь производить красоту, лишенную смысла. (И должна признаться, что местами отношусь с презрением или пренебрежением к картинкам, где видно, что никто себе ничего вообще не думал, а просто "тупо" навертел каких-то красивых завитушек и успокоился. Хотя я понимаю, что это неправильно, и я неправа.
В общем - в отношении рыбок кончилось тем, что пордуга меня убедила, и я на свой страх и риск нарисовала просто-рыбок. в душе моей нету 100% покоя, я все еще жду каких-то неприятностей. В "наказание" за то, что пошла по такому "легкому" пути.
Про абстрактные фоны в дизайне я себя приучила выходить из этой ситуации таким образом, что нахожу некий осмысленный предмет, который напоминает то, что подходило мне для композиции по "пятну". И вставляю туда что-то осмысленное. Если вам привлекает какое-то графическое пятно или фактура, всегда можно найти какой-то осмысленный предмет (или букву, или слова, текст) чтобы оно производило графически такое же впечатление. Насколько здесь правы или неправы те, кто требуют смысла во всем = я все еще не знаю. Я просто поддалась (уже давно) на это всеобщее давление, потому что его слишком много.
***
Здравствуйте!
Отличный вопрос!
Точного ответа я, конечно же, не знаю. Но у нас с моей напарницей до сих пор бывают разногласия и дискуссии по этому поводу. Потому что меня так воспитали (видимо вот такие начальники и преподаватели, как ваш шеф), что у всего должен быть смысл. и публиковать дизайны и иллюстрации, совсем лишенные смысла - это, вроде как, нехорошо. Мне тоже иногда хотелось что-то разместить на плоскости, просто потому что мне графическая идея нравилась, например, какое-то больше пятно, которое как-то асимметрично разбивает плоскость, какое-то цветовое решение, или необычное распределение светлого и темного. Но практически каждый раз, когда я так делала, приходил кто-нибудь, и начинал спрашивать6 "А что это? А это какая-то часть буквы? Какой? Что там написано? А это что-то значит? а на какой предмет ты намекаешь? Совсем ни на что не намекаешь? А что, это, значит, простое заполнение пространства пятнами, просто так? как-то это несерьезно!"
Это - в лучшем случае. в худшем случае начинаются ворчалки по поводу того, как иллюстраторы и дизайнеры совсем обленились, думать не хотят, заполняют пространство бессмысленными линиями, пузырями. пятнами и разводами, лишь бы "пеструшку развести". Мыслей у них нет, идей - тоже, думать им лень. И что нехорошо так - вроде дизайн о чем-то осмысленном, а в нем летают бессмысленные предметы.
Собственно, все это привело к тому, что я не только опасаюсь бессмысленных предметов в дизайне и иллюстрации (хотя мне все еще очень часто хочется просто набросать чего-то в рисованное пространство). Я так же с большим недоверием отношусь к простым сюжетам. Или вернее картинкам, где сюжет никакого особого смысла в себе не несет. Вот сейчас мы уже неделю спорим т кружке из стекла. Моя подруга хочет сделать эту кружку в виде аквариума с рыбками, просто чтобы по кругу плыли красивые рубки. А я внутренне никак не могу себе позволить такую простоту. Я все время пытаюсь к этому что-то прибавить - хоть какую-то идею. То у меня рыбки все плывут в одну точку - к какой-нибудь жемчужине. То их караулит углу осьминог, то среди них плавает котик в гидрокостюме. Уже была и акула, и охота, и русалка. Подруга пишет: "Слушай, все так устали от всякой зауми! Хватит выдумывать на ровном месте! Я хочу просто рыбок! Просто красивых рыбок, и чтобы плыли они не куда-то. а просто мимо. вперед. ровно! не надо ничего придумывать!"
А мне боязно - я ей пишу, что "а вот заругают нас читатели-покупатели, что как-то это у нас лишено всяческой идеи. Просто декоративными рыбками облеплять стакан - кажется мне опасным, пустой тратой очень дорогих материалов и технологий, "опусканием до некоего низкого уровня", и.т.д.
Так что на меня подобное давление тоже подействовало, и я тоже теперь боюсь производить красоту, лишенную смысла. (И должна признаться, что местами отношусь с презрением или пренебрежением к картинкам, где видно, что никто себе ничего вообще не думал, а просто "тупо" навертел каких-то красивых завитушек и успокоился. Хотя я понимаю, что это неправильно, и я неправа.
***
В общем - в отношении рыбок кончилось тем, что пордуга меня убедила, и я на свой страх и риск нарисовала просто-рыбок. в душе моей нету 100% покоя, я все еще жду каких-то неприятностей. В "наказание" за то, что пошла по такому "легкому" пути.
Про абстрактные фоны в дизайне я себя приучила выходить из этой ситуации таким образом, что нахожу некий осмысленный предмет, который напоминает то, что подходило мне для композиции по "пятну". И вставляю туда что-то осмысленное. Если вам привлекает какое-то графическое пятно или фактура, всегда можно найти какой-то осмысленный предмет (или букву, или слова, текст) чтобы оно производило графически такое же впечатление. Насколько здесь правы или неправы те, кто требуют смысла во всем = я все еще не знаю. Я просто поддалась (уже давно) на это всеобщее давление, потому что его слишком много.
no subject
Date: 2014-12-01 06:58 am (UTC)А если серьёзно, то всё зависит от задачи, которую должен выполнить данный дизайн. Например, от паттерна для упаковочной бумаги сложно требовать чего-то шибко осмысленного, а вот плакат явно должен в себе нести некий посыл и смысл. Ну, если конечно бессмысленность - не есть концепт :)
no subject
Date: 2014-12-01 07:08 am (UTC)Но я для себя давно уже вывел: суметь объяснить смысл не равно тому, что там именно этот смысл реально есть, и тем более не равно тому, что я сам этот смысл вижу. А что я на самом деле об этом думаю, заказчику знать совсем не обязательно.
Его можно просто придумать, рационализировать для заказчика, которому нужно непременно понимать смысл во всем вообще.
no subject
Date: 2014-12-01 07:10 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:29 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:37 am (UTC)Впрочем, даже меня задевают иногда сочетания цветов, или фактура, или формы. Они как будто дергают за какие-то ниточки, я даже не всегда могу понять, какие. Но это ощущение - как будто дернули за что-то в душе - оно должно присутствовать. А если ничего не дергает, такое (мне лично) не нужно.
Это, кстати, к вопросу смысла вообще. А не про начальника.
no subject
Date: 2014-12-01 07:28 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:33 am (UTC)Дизайн ВСЕГДА решает задачу. А вот иллюстрации, картины и т.д. - это да, искусство может быть только ради искусства.
no subject
Date: 2014-12-01 07:35 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:41 am (UTC)Рекламный флаер должен продавать, а информационный - информировать, так что единственные обсуждения должны лежать в функциональном поле, а не чувственном/эмоциональном или смысловом (Хотя это иногда может быть отчасти связанно)
no subject
Date: 2014-12-01 07:42 am (UTC)С другой стороны, пуризм в отношении дизайна, когда каждую линию и точку надо обязательно обосновать - это перегиб. Выхолощенные зализанные дизайны, которые так популярны в последнее время, у меня лично вызывают тоску. Да и смыслы, в общем-то, в глазах смотрящего. У одного детская мазня вызовет в голове целую вселенную смыслов, а у другого потолок Сикстинской капеллы вызовет в голове только мысль "О! Сиськи!" :)))
Меня восхищают азиатские дизайнеры. При фантастической плотности, может быть даже избыточности форм и цветов, они как-то умудряются делать дизайн гармоничным. Не умею так и дико завидую.
no subject
Date: 2014-12-01 07:55 am (UTC)Кому и о чем поет Гребенщиков? :-)) Нет ну серьезно!? Или ранний Лагутенко (про дельфина под кожу, карнавала не будет и т.п.)
Да мало кто успеет осмыслить стретегическую линию и концепт во время прослушивания! А кто-то не найдет его даже при последующем мотивированном 3-х кратном перечтения текста :-)
Тем не менее.... огромная толпа поклонников и у того и у другого. Набор звучков, вокал и имено отсутствие смысла выглдяит для них чарующим коктейлем!
Есть заказчики и на подобное "не осознанное" :-)
Директор через чур академичен и категоричен :-) Он молоденький ещё что ли!?
Лично он может быть настроен только на "Высоцкого" и "Окуджаву". Но это лишь часть большого и пестрого рынка заказчиков.
no subject
Date: 2014-12-01 10:53 am (UTC)Он выражен не прямо, а метафорически.
Метафоры позволяют разные трактовки, в этом их прелесть, но это нельзя называть отсутствием смысла.
Для понимания метафор полезно ассоциативное мышление. Тем, у кого оно развито, он и поёт.
Метафоры обычно используются для описания психических процессов, потому что прямо их сложно описывать. Вот об этом он и поёт.
no subject
Date: 2014-12-01 12:05 pm (UTC)У БГ есть альбом на полностью выдуманном языке.
no subject
Date: 2014-12-01 12:08 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 01:56 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 08:04 am (UTC)А когда просто нарисовано не пойми что, лишь бы фон заполнить - раздражаюсь и считаю что рисовал халтурщик.
но все люди разные, судя по комментариям, есть ценители бессмысленного дизайна.
no subject
Date: 2014-12-01 08:22 am (UTC)Аквариум!
Кружка-аквариум.
Да, рыбок мало, октопус в этот аквариум так и не заплыл, это такой, минималистичный аквариум, как банка с золотой рыбкой.
Все у вас хорошо, не волнуйтесь.
Я тоже любитель картинок со смыслом, и тоже люблю в них побольше напихать... потому что обычно полкчается поменьше, я все-таки минималист в душе ))
Я, правда, уже эту кружку представила как стеклянную прозрачную, голубенькую, с рыбками в технике миллифиори по периметру, а не керамическую с рисунком, тогда реально в руках будешь аквариум держать.
no subject
Date: 2014-12-01 10:54 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 08:50 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 09:27 am (UTC)Я верю, что дизайн — это ремесло, а не искусство и творчество. Поэтому здесь не работают сравнения с искусством и критерии искусства.
Любая иллюстрация может быть бессмысленной — никто же не запрещает подросткам писать бессмысленные стихи, или создавать бессмысленные изобретения. Но если в дизайне\иллюстрации есть зацепка, сюжет — то, о чём написала Яна — она становится круче и профессиональнее.
Смысл — то, что делает дизайн уникальным и стоящим.
А автору вопроса могу предложить поразмышлять: насколько быстро вы вырастите как дизайнер, если будете делать работы, наполненные смыслом, или бессмысленные, но красивые.
no subject
Date: 2014-12-01 09:36 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 09:43 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 09:50 am (UTC)И я с этим согласна по нескольким причинам:
Во-первых, дизайн подразумевает под собой не просто рисование каляк-маляк и картинок, а подачу идей. А идея без смысла это ничто;
Во-вторых, хорошая продуманная идея всегда интересна, ценна и скорее всего будет востребована;
В-третьих, я не понимаю, зачем что-то делать просто не для чего-то, а вот просто так? Кому оно нужно? Если вы решаете что-то делать, то вы делаете это для чего-то. Если не можете объяснить для чего, то объяснение приблизительно так и звучит: "Нужно было что-то сделать сзади, вот я и сделал. Мне показалось, что вышло хорошо."
Профи скажет так:" Я выбрал этот цвет, потому что он гармонирует с тем цветом, не забивает вон тот, а еще символизирует что-то":)) Как-то так. Ведь вы не рисуете в блокнотике почеркушки,а продаете свои мысли, идеи! Именно за это получаете деньги.
Так что я с Вашим шефом согласна.
no subject
Date: 2014-12-01 10:09 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 10:18 am (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 10:53 am (UTC)тогда можно закладывать сколько угодно смыслов, причём таких, про которые многие и догадаются.
в той области дизайна для музыкальной продукции, где я работаю, без смысла вообще нельзя. иначе люди не поймут.
у жанра музыки есть определённые каноны, правила, традиции оформления. концепция может быть какой угодно, как и стиль оформления, простой или навороченный, но люди должны понимать, что за стиль музыки скрывается за обложкой и вправе ожидать какие-то присущие этому стилю фишки в оформлении.
no subject
Date: 2014-12-01 11:26 am (UTC)Конечно, идеально, когда есть красота для визуалов и смысл для интеллектуалов. Тогда можно угодить всем и работа наверное будет лучше продаваться.
Но можно и рассчитывать на определенную категорию. Визуалы купят красивых рыбок и полюбят вещь с ними. Даже если рыбка будет одна и тупо, но аккуратно срисована с "Атласа-определителя аквариумных рыб".
Интеллектуалы в зависимости от степени заморочек с бОльшей радостью рыбку, если она одна плывет в другую сторону, да ещё с какой-нибудь надписью типа "не такой как все", "против течения", "всегда думай сам" и т.д. Причем эта рыбка будет нарисована левой пяткой, и в природе таких рыбок вообще не бывает.
Автор письма в принципе прав - так тоже можно. Но поскольку начальник не он - ему придется все-таки выдумывать смысл :(
no subject
Date: 2014-12-01 12:53 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 02:08 pm (UTC)Абстракция - как абстракция способствует решению задачи, обясни, обоснуй
"Воздух" в макете - абсолютно необходимая вещьь, но опять же - обоснуй это директору-заказчику. Это же не сложно!
А на прекрасных рыбок смотри на своих прекрасных картинах, которые рисуются для самовыражения. И. даже если они заренее оплачены - тут тебе платят именно за твой способ самовыражения. Потому что им нравится как ты самовыражаешься.
Дизайн - это цивилизованный и эстетический способ решения различных задач - от интерьера до пуговицы и он никогда не должен затмевать собой эти задачи! Если пуговицу невозможно застегнуть - на фиг кому нужен этот дизайн. Если рекламный флаер рекламирует не то, что должен, а креативность создателя - на фиг лн нужен?
no subject
Date: 2014-12-01 04:16 pm (UTC)Автору письма хотелось бы посоветовать обратить внимание на существование точек и отдельных предложений :)
П.с. идея поместить котика в гидрокостюме к рыбкам меня покорила! Все же я больше люблю иллюстрации с кучей спрятанных нюансов,вот на работе,например,периодически разглядываю часы с дедом Лайном и каждый раз подмечаю интересное))
А что касается дизайна,правильно сказали выше - это не место для выплескивания своих творческих абстрактных идей. Если клиент просит на флаере нечто осмысленное, значит, надо слушать клиента. Кроме,конечно, случаев,когда просят красный текст с зеленой обводкой и тенью на градиенте, к примеру.
no subject
Date: 2014-12-01 07:00 pm (UTC)Я предвзята - сама рисую много абстрактных ну или предметных, но никак не сюжетных фонов и паттернов, и не вижу проблемы. Все идеи, смыслы и экшены там по большей части - графические, визуальные и образные, иногда они не менее ценны чем буквальные, и уж точно имеют право на существование)и довольно таки востребованы у дизайнеров для определенных задач
no subject
Date: 2014-12-01 07:02 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:05 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:43 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:33 pm (UTC)Чаще всего у обычного-обычного зрителя возникает вопрос "ну и в чём там смысл?", если ни мозг, ни эмоции не нашли, за что зацепиться, т.е. ни уму, ни сердцу.
По описанию флаера я не поняла, что дизайнер для зрителя-то хотел. Рационального смысла судя по письму в дизайне и не предполагалось, но какие эмоции и чувства он тогда должны были вызвать?.. Какие мысли и/или впечатления должен вызвать этот флаер и, что он ещё должен такого донести зрителю, что не будет написано там словами? Да хоть ровная зелёная подложка для создания ощущения безопасности того, чего там этот флаер рекламирует, или наоборот что-то пёстрое, так как там праздник, атеншн, все сюда и т.п. Если разберётесь с этим и сумеете графически добиться нужных мыслей или ощущений у зрителя даже просто красивой загогулиной, то вопросов про смысл либо не будет, либо вы легко дадите на них убедительный ответ (даже если вы сами больше забот уделили тому, чтобы оно красиво).
На всякий случай скажу, чего вычитала в хороших книжках по дизайну: дизайн это не декорирование, дизайн это конструирование вещи в зависимости от её назначения (утилитарного и добавочного по желанию её создателя, как с ложками, см.выше).
no subject
Date: 2014-12-01 07:40 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:48 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 07:55 pm (UTC)п.с. кстати, тоже важный фактор - если объяснишь заказчику, почему ты поставил именно тут именно этот треугольник, какую функцию он несет, как ассоциируется с предметом рекламы (особенно если еще и исследованиями подтверждено), то и дизайн твой примут, несмотря на кажущуюся на первый взгляд бессмысленность)
п.п.с. для меня самое ужасное - придумать некий абстрактный фон для баннера того же, к примеру. Бывают и такие задания, но вот не могу никак..
no subject
Date: 2014-12-01 08:30 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 09:38 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-01 09:48 pm (UTC)no subject
Date: 2014-12-04 03:04 pm (UTC)