miumau: (Default)
[personal profile] miumau
Несколько вещей, которым я случайно научилась в этом году. Речь идет о немецком праве, но может быть в других странах оно похожим образом устроено, и может быть кому-то просто интересно. Иллюстраторское.

- Контракт, о котором нельзя торговаться, противозаконен. Право о контрактах предписывает, что контракт в принципе создан для того, чтобы торговаться и сойтись на устраивающих все стороны условиях. Если вам предлагают контракт, и при этом сразу добавляют, что "Его надо подписывать в первозданном виде или не подписывать вообще, и ни один пункт не подлежит изменению" в этот момент ваш партнер уже совершает нарушение.

- Даже если контракт TBO (Total Buy Out) т.е. вам дали деньги, купили все права, и вы больше не имеете никаких прав на эти работы, заказчик их полностью и навсегда купил, он не может не использовать их и запретить это вам одновременно. Если через два года после сдачи заказа ваши работы нигде не появились, никто их нигде не опубликовал, книгу не издали, фильм не сняли и не выпустили, и.т.д. вы можете "забрать" ваши работы обратно себе и отнести в другое место, или делать с ними что-то еще. Это время можно продлить максимум до пяти лет, но это должно тогда быть прописано в контракте, по всей форме. (В идеале - с самого начала :-) )

- Условие о конкуренции: Да, заказчик может разными (в том числе и малоприятными) способами формулировать договоренность о том, чтобы вы, нарисовав ему нечто, не рисовали очень похожее для других. (Это вообще один из самых ужасных ужасов в иллюстраторских контрактах). Но! Он не имеет права писать, что "в случае, если вам предложат подобное, вы обязаны обсудить с ним тот проект, дабы сравнить, насколько они похожи". Хаха. Потому что это означало бы, что вы обязаны взять чужое ТЗ и показать его конкуренции, хорошо устроились. Осторожно! Никто не имеет права (и уж тем более не обязан) рассказывать одному заказчику, что затевает другой.


P.S. А еще - хотите иллюстраторских сплетен немножко? :-) Собственно, историю уже везде обсудили, но все больше в немецком пространстве. Может кому просто отсюда не видно.



Одно большое и толстое издательство чуть больше полугода назад обошло кучу иллюстраторов с предложением: нарисовать книгу-мельтешилку, 16 разворотов, за довольно скромную сумму. Ну как бы Бог с ним, с гонораром - у некоторых иллюстраторов техника такая, что действительно можно за один рабочий день такую картинку начать и закончить, хотя это точно будет адский день. Тогда оно с большим натягом еще как-то могло бы сойти. Ну или кто-то согласен за сильно мало денег работать, например, на фоне полного отсутствия других заказов в этот момент. Или наоборот - деньги не главное и особо не нужны, и кто-то взялся бы ради престижа и наполнения портфолио. В общем - это было не главное. Главным был возмутительнейший контракт, который прилагался к этому заданию. Там было настолько по-уродски выписано, чего похожего иллюстратор обязуется больше никогда никому не рисовать, что все сказали "он фактически подпишет запрет на профессию". Все, что как-то хоть каким-то боком - концепцией, сюжетом, техникой, степень наполнения, будет похоже на это задание - нельзя.

Некоторые иллюстраторы переписывались, так же дружно обратились к любимому общему юристу, и пытались сформулировать более гуманно этот пункт в контракте. Почти все сразу отказались, а одна девушка решила торговаться, и все ее поддерживали, вместе помогали ей письмо писать, болели - получится ли выторговать более гуманные условия. Ей деньги были нужны и она бы этот заказ хотела (и могла), но контракт был слишком уж устрашающий, а она как раз на похожие вещи живет. После пары писем издательство просто ответило - как отрезало - мол, нет, мы вам не пойдем навстречу, потому что нашли двух кандидатов, готовых беспрекословно выполнять это задание на наших условиях.

После этого был еще круг ехидств и злопыханий на тему "небось нашли безрукого студента, который им такого понарисует" и "какой дурак на это согласился" и "при таких условиях нарисуют без души, такое, что и не захочется ни разу больше повторить нигде".
А теперь книга вышла.
И она хорошая.
Ее кто-то нарисовал нормально, не пожалел сил, и явно от души, красиво. И никакой это не студент, заказ выполнен профессионально. Вернее, ее не "кто-то" нарисовал - теперь-то мы знаем, кто. Коллега, мы все его знаем. Хороший коллега. Забавно, во так заказ сделает круг в узком кругу ограниченных людей, потом все сидят и раздумывают о том, что вот он - на такое согласился. Он, кстати, эту шикарную работу в портфолио не разместил. Видимо не хочет, чтобы ему вздумали похожее заказать. :-) Потому что выполнить все равно нельзя. Ну в общем - эх. Хотите на книжку-то посмотреть одним глазком?

http://www.compactverlag.de/wimmelbuch-deutschland.html

Мы вот с Леной [livejournal.com profile] albicocca как раз два дня назад обсуждали, что какие уродские условия не выставляй, найдется согласный. Да еще и хороший, профессионал, не какой-нибудь там неумеха. (А обсуждали, потому что еще более возмутетельное сейчас курсирует - там просто возьми и за гроши и полное отсутствие прав ляг костьми на 3 месяца, просто ужас!)

Date: 2014-10-22 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] bordo07.livejournal.com
хорошая тема, нужная... я ее проходил, когда в Германии книжку издвал

Date: 2014-10-22 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-soldatova.livejournal.com
Спасибо за пост, много нового узнала!

Date: 2014-10-22 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] publicenemy.livejournal.com
В России есть какой-то интересный вид контракта типа "предложение". Он подписывается в том виде, в котором предлагается, либо не подписывается. Видел такое у одного интернет-провайдера.

Date: 2014-10-22 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
оферта. возможен, если мне не изменяет память, только при продаже определенных услуг.

Date: 2014-10-22 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] publicenemy.livejournal.com
Интересно, как с этим в Германии...

Date: 2014-10-22 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
насколько я знаю, так же, у меня там отец живет. оферта при продаже услуг - практика международная.

Re: договор присоединения

Date: 2014-10-22 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] publicenemy.livejournal.com
Возможно. Когда я покупаю сим-карту, например.

Date: 2014-10-22 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] feelisgood.livejournal.com
осталось узнать «скромную сумму» ))

Date: 2014-10-22 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] 1enchik.livejournal.com
Может он им встречные условия поставил - что если они когда-нибудь захотят выпустить книгу с похожей концепцией, сюжетом, техникой, степенью наполнения, то никого другого не позовут ее рисовать, а только его :)

Date: 2014-10-22 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Нет, они уже второе и третье такое же другому заказали. :-(

Date: 2014-10-22 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] a-ourica.livejournal.com
"какие уродские условия не выставляй, найдется согласный" даа, знакомая тема. не раз с коллегами обсуждали.
книжка по ссылке - это ведь не один день работы!
Edited Date: 2014-10-22 12:14 pm (UTC)

Date: 2014-10-22 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] el-heneral.livejournal.com
Забавно, буквально на днях крутил в руках эту книжку и еще подумал, что очень неплохо сделанно. А оно вот значит как.
Про контракты это вообще удивительно, потому что постоянно имеешь дело со стандартными и неизменяемыми контрактами, например контракт аренды квартиры, аренды машины, страховые контракты, контракты мобильного оператора и т.д.
Они стандартизированны и обсуждению не подлежат. Сложно себе представить, что эта практика незаконна.

Date: 2014-10-22 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aicedora-vulkan.livejournal.com
а вы расскажите другую историю, про то, как другое, очень хитрое изд-во устроило конкурс среди известных иллюстраторов, причем иллюстраторы об этом не догадывались, мало того, некоторые участники не знают об этом до сих пор!))

Date: 2014-10-22 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Таких историй миллион. :-)

Date: 2014-10-22 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
Интересно про контракты, спасибо.
From: [identity profile] aschnurrbart.livejournal.com
а разве нельзя обойти эти положения, заключив контракт с кем-нибудь ещё?

вы же дома работаете, а не на площадке заказчика.

вот вы нашли интересующий вас заказ, пишете, например, мне
я пишу заказчику и соглашаюсь на любые его условия (если вас устраивает цена и сроки).
вопрос с портфолио, наверное, как-то тоже решается.

не рисовать никогда никому ничего похожего?
да на здоровье, я вообще рисовать не умею.
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
Ну вот как раз с картинками-мельтешилками - очень сложно! Я это знаю по себе, как только одно что-то такое нарисуешь, многие закзачики начинают со всех сторон спрашивать. не нарисуешь ли им такое же. Жанр хорошо продается, не все любят это делать, если один кто-то уже сделал хорошо. многие сразу пытаются подписать его на похожее. При этом эти картинки однотипные, сюжеты там тоже очевидные, и все книги более или менее по одинаковому сценарию по всем сценкам проходятся. И это обычно хороший заказ (в идеале) - много труда и много денег. Вот и получается, что очень трудно нарисовать вторую, достаточно далеко откатив от первой.
From: [identity profile] lumiere-dame.livejournal.com
Яна, а что такое книжка-мельтешилка?
From: [identity profile] lumiere-dame.livejournal.com
это как в квестах "я ищу" - много всего понавалено :) поняла, спасибо.
From: [identity profile] astrofaes.livejournal.com
Комментатор предложил работать через посредника, т.е. контракт заключается с другим человеком, за которого рисуете вы.
Но, эта схема тоже как -то.... не того... :-)

Date: 2014-10-22 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] Ринат Атман (from livejournal.com)
2. В смысле: и деньги от заказчика остаются, и право распоряжаться судьбой произведений?
3.Совсем не проблема для тех, кто покидает отрасль. Для тех, для кого стиль малоценен; таких, наверное, немало.
Edited Date: 2014-10-22 02:27 pm (UTC)

Date: 2014-10-22 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] brainslugs.blogspot.com (from livejournal.com)
Про первый пункт не очень понятно, какое может быть нарушение: контракт по определению дело добровольное, как говорится, у вас товар, у нас купец. Если одна сторона согласна только на определенные условия и не хочет торговаться, то это ее право же.

Date: 2014-10-22 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] dnvl.livejournal.com
Присоединяюсь к непониманию.

у вас товар, у нас купец

Date: 2014-10-22 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] peremennyi-ip.livejournal.com
в таком ключе в монополии тоже нет ничего плохого

Re: у вас товар, у нас купец

Date: 2014-10-23 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] dnvl.livejournal.com
Мне кажется, это разные вещи.
Например, ценник в магазине - это признак того, что продавец готов вам продать товар только на четких условиях за определенную цену, и не готов с вами договариваться и обсуждать варианты. И что, он закон нарушает?

Date: 2014-10-22 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ainovaiori.livejournal.com
Ой, а как же он похожего теперь не сделает? таких же концепций много довольно-таки!

Date: 2014-10-22 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] masha-blu.livejournal.com
Спасибо за пост, очень интересно и полезно! :-)

Date: 2014-10-22 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] volodjaz.livejournal.com

- Контракт, о котором нельзя торговаться, противозаконен. Право о контрактах предписывает, что контракт в принципе создан для того, чтобы торговаться и сойтись на устраивающих все стороны условиях. Если вам предлагают контракт, и при этом сразу добавляют, что "Его надо подписывать в первозданном виде или не подписывать вообще, и ни один пункт не подлежит изменению" в этот момент ваш партнер уже совершает нарушение.


очень странно и не отражает реалий. Большинство контрактов которые мы додписываем - типовые бланки - в банке, в компании сотовых и т.д.. В Израиле есть специальный закон о типовых договорах. Т.е. они законны но имеют свои особенности. Наверное и в других странах ангийской правовой системы также.

From: [identity profile] peremennyi-ip.livejournal.com
ведь все эти "мельтешалки" похожи

если боятся конкуренции — то никто не будет покупать книгу из-за ее иллюстратора...
конкурсенты могут заказать такую же на взгляд покупателя другому художнику

Date: 2014-10-22 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] fisch-ka.livejournal.com
Яна, не подскажете где немецкие иллюстраторы такие штуки обсуждают? На il-home.org? Спасибо!

Date: 2014-10-22 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ibanflavevanu.livejournal.com
Модные сапожки на красивых ножках! Хочешь такое найти, к нам заходи! ;) http://filiranvasex.livejournal.com/366.html

Date: 2014-10-22 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mesnelasr.livejournal.com
В тему ... http://kusuyakikef.livejournal.com/423.html

Date: 2014-10-23 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] anshdo.livejournal.com
Ну, в принципе, если человек в основном работает и зарабатывает в каком-нибудь другом жанре, а тут решил для интереса разово сделать что-то другое, для него такие условия не в тягость будут.

Date: 2014-10-23 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] living-in-praha.livejournal.com
Очень интересно было обо всем этом прочесть. И комментарии тоже.

Date: 2014-10-25 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] selenoglaska.livejournal.com
Сразу обратила внимание на эту книжку в магазине!

Date: 2014-11-13 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] ponaexali-tyt.livejournal.com
Про TBO -контракт можно вопрос? Некоторые издатели предлагают контракт на "print on demand" - т.е. если кто-нибудь закажет книжку, то ему ее напечатают. И в этом случае, вроде как, все условия соблюдены - книга ушла в печать, ISBN-номер присвоен. А то, что за пару лет физически не напечатали ни одной книги - это "спроса нет". В таком случае все равно кабальный TBO контракт действует на столько лет, сколько прописано в контракте? Или есть какие-то легальные пути закончить этот контракт ввиду отсутствия активности?

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:38 am
Powered by Dreamwidth Studios