Кто мешает человеку состояться
Mar. 16th, 2014 10:09 pmДорогая Яна!
Пишу вам как человеку, которого безмерно уважаю и которым восхищаюсь за вашу силу и цельность. Мне нужен совет со стороны. Я абсолютно не реализовала себя как личность и не нашла свое призвание. В сложившейся ситуации полностью моя вина.
Я не получила нормального высшего образования. С родителями у меня довольно прохладные отношения, поэтому когда после школы встал вопрос моего дальнейшего определения в жизни, к моим пожеланиям не особо прислушивались и настояли на поступлении в вуз в моем родном городе, хотя я этого не хотела и не хотела на эту специальность. Они были против другого города, тк не потянули бы финансово и в принципе были против моего отъезда. Скрепя сердце я поступила. Не буду описывать с какой обреченностью я училась, скажу лишь что на последних курсах я пошла на работу, чтобы оплачивать обучение. К тому моменту я съехала в съемную квартиру и вела полностью независимую от родителей жизнь. Вуз я так и не окончила, бросила перед самым дипломированием. У меня была работа, и я думала что как-нибудь в будущем определюсь с профессией и доучусь уже там, где захочу.
В это же время я познакомилась с мужчиной, с которым я до сих пор уже 6 лет. Он очень целеустремленный, упорный, умный, много работал и до последнего времени неплохо зарабатывал, можно сказать, на нем держится наша семья. Начиналось у нас все несерьезно, однако вскоре он настоял на моем переезде к нему и мы начали жить вместе. Он окружил меня заботой, которой я никогда ни от кого не знала.
Через год совместной жизни он нашел новую очень перспективную работу, в связи с чем ему нужно было переехать в другой город, причем предусматривалось, что в принципе специфика его работы в постоянной смене места жительства примерно каждый год-два. Даже и не обсуждалась, что я бросаю работу, всю устоявшуюся жизнь, друзей и уезжаю с ним. На тот момент меня это не пугало, отношения были на пике, я не думала о трудностях, наоборот, перемены интриговали. Первое время после переезда я вела жизнь домохозяйки, занималась только бытом, а он очень много работал и хорошо нас обеспечивал. Не знаю, чем я думала в тот момент, почему не планировала будущее. Казалось, все хорошо, а дальше будет еще лучше.
Мы с ним поменяли несколько городов, нигде я не завела новых друзей, потому что жили мы не подолгу, особо нигде не бывали, он был целый день занят, а мне даже не с кем было словом перемолвиться. В общем я поняла, что дальше так продолжаться не может, мне было очень одиноко, я не понимала с чего начать строить эту новую жизнь, думала о каком-то образовании, чтобы начать заниматься тем, что мне действительно интересно. Но беда в том, что особых талантов у меня нет, знаний и навыков в специальности тоже, потому что вуз в котором я не доучилась был провинциальным и слабым, да и училась я спустя рукава.
Мой муж на словах поддерживал меня, говорил, что выбирай куда бы ты хотела, но когда дело доходило до конкретных цифр и сумм, он сдавал назад и тема закрывалась. Меня начала очень напрягать финансовая зависимость от него, кроме того, в ссорах проскальзывали обвинения, что я нахлебник, ничего не делаю и только тяну его на дно, к тому же мои родители никак мне не помогают с тех пор, как я начала работать, а его обеспеченные и часто дают крупные суммы денег, чем он меня и попрекал (и делает это до сих пор). Я не чувствую поддержку и веру в меня, я сама уже поверила, что я полный ноль, и мне нечего предложить на рынке труда, мои попытки попробовать поработать в разных местах вызывали у него скепсис, а уровень зп насмешку, типа да я тебе больше буду вынужден давать на косметику и одежду, чтобы было в чем ходить на работу. А еще мне обидно, что муж контролирует меня в мелочах как ребенка, как-будто я сама не справлюсь, хотя до знакомства с ним как-то справлялась, обеспечивала себя и надеялась только на себя.
В общем, я в полном тупике. У меня очень изменился характер, я стала ужасно робкой, часто плачу без повода, а само страшное, мне начало казаться, что я действительно бездарь и ни на что не способна. Живу как робот, осознаю свою никчемность, я перестала себя уважать, но с чего начать возрождения себя той, какой я была когда-то, я не знаю. У меня появился страх собеседований, страх людей, я боюсь сделать ошибку в работе на испытательном сроке, боюсь своего будущего, к моему возрасту люди пожинают первые успехи в карьере, а я все топчусь на месте и не могу сделать первый шаг. Это только моя вина, кто не давал мне получить высшее образование? Просто я наверное не умею строить свою жизнь, хотя раньше совершенно ничего не боялась и получала удовольствие от перемен.
Я не вижу перспектив и испытываю вину перед мужем, что ничего не вкладываю в бюджет, поэтому мы пока не можем купить свое жилье там, где сейчас живем.
Сейчас мы осели в городе, где мечтали жить, но у нас возникли небольшие финансовые проблемы и нужно срочно определяться с работой и планами на будущее. Я потеряла эти годы на какую-то ерунду, а самое страшное, что я потеряла себя. Злюсь на себя. Появились мысли предложить мужу разъехаться, мне кажется, если бы он не носился со мной, то жил бы гораздо лучше, без меня ему будет легче. Возможно, если я буду знать, что мне не на кого рассчитывать, я возьму наконец ответственность за свою жизнь. С другой стороны, я не представляю, что мы расстанемся. Я запуталась. Спасибо, что прочитали это.
***
Здравствуйте!
Очень интересное письмо! И интересный вопрос. Потому что непростой. :-)
С одной строны:
Понятное дело, во всех своих подобных бедах каждый взрослый человек "виноват" сам. Я бы не сказала, что "никто вам не мешал" реализовать свои мечты и планы. Вам таки здорово мешали. Но полно на свете людей, которым мешают так и эдак, а стремление к цели в них настолько велико, что остановить их не удается. Даже таких людей можно заметно затормозить, но совсем остановить не получается. И они, невзирая на скандалы, недобрые комментарии, слезы и прочее, таки доучиваются, делают карьеру и добиваются.
И потом на этих людей показывают, и говорят: "Вот, она хотела - и сделала. А ты не сделала, значит - не хотела". И трудно спорить, доля правды в этом была. У вас по каким-то причинам мотивации не хватило, желания, может быть конкретного представления, чего именно вам хочется. А тут так удобно предложили совсем дру4гой путь =- вы по нему и пошли. Собственно, вполне нормальная реакция человека в такой непонятной ситуации, принять вариант, который со всех сторон удобен и приятен.
С другой стороны: история из серии "классика жанра", и всем тут хорошо известны такие партнеры (а иногда и родители), которые под предлогом, что "хотят как лучше", полностью парализуют человека, делают его неуверенным во всем, разными способами аккуратно закрывают от них всякие двери, не пускают, не дают, не поддерживают, а между этим попрекают, деморализуют и мешают. И в конце концов получают совершенно неуверенного во всем человека, в раздрызганных чувствах, но зато зависимого, и уверенного в собственной песпомощности.
И вопрос хороший, потому что с одной стороны существует такой способ, под боком у таких тиранов все же "прогнуть свою линию", и, забив на все, выучиться и сделать. Я знаю, что это возможно. Хорошо представляю, сколько всего при этом надо будет наслушаться, на сколькие комментарии постоянно учиться не обращать внимания, и.т.д. Но, это возможно.
Но, надо понимать, что подобный человек (сознательно или несознательно) тоже следует определенному плану и сценарию. Это у него - свои такие игры власти. Он хорошо чувствует себя в такой доминантной роли, с партнером, который постоянно чувствует себя виноватым, в долгу, неуверенным и зависимым. Когда вдруг, после многих лет совместной жизни, такому человеку начинают давать отпор (часто это происходит, когда походишь к психологу, и он даст всяких советов, как из этого выбраться и добиться своего) - такие люди дают решительный отпор!
Вы возьметесь строить ваш мир - а для него это будет означать, что вы взялись расформировывать его баррикады, которыми он так удобно себя оградил от всех сложностей. Он так делает, потому что с независимой, самоуверенной партнершей он обращаться не умеет! Тут у него все рушится, и начинаются комплексы, неуверенность и страхи!
Я проходила нечто подобное дин раз, с помощью психолога. Ситуация была несколько иная, но смысл тоже был в том, что я должна либо научиться заниматься очень важными для меня вещами, в присутствии партнера, и отучить его деморализовать меня, а себя отучить попадаться на его провокации. Либо, если выяснится, что он не уступает никак - расстаться с ним. (Потому что жить дальше по его сценарию для меня означало бы - поломать себе жизнь).
Так вот - как только я начала продвигать свои интересны, он оказал активнейшее сопротивление. Естественно! Он же подавлял меня, потому что таким образом компенсировал какие-то свои проблемы. И это естественно - когда жизнь уже устаканилась, и люди как-то уже живут мирно, обычно большие реформы не вызывают ни у кого восторга.
И тут психолог сказала, что мужчине тоже нужно разбирать свою проблему. Чтобы уступить мне без войны, он должен признать, что он активно мешает мне развиваться, и должен разобраться, почему он это делает. Чтобы стало возможным перестать это делать. Я так же сказала ему, что, если у нас это не получится, нам придется расстаться. Он отказался, и мы расстались.
Я не претендую на то, что это - единственный возможный сценарий. Но факт, что ваша жизнь, как есть, вас сейчас не устраивает, и надо ее менять. Как поменять ее, не потеряв партнера, который против перемен - не знаю. Советую спросить у хорошего психолога. У вас это получится, если мужу ваш брак важнее, чем его игры власти
А план, как изменить свою жизнь, у вас уже был не один раз. У вас есть и идеи, и планы. Вам просто не дали их реализовать, и смелости не хватило сделать это без поддержки. Соотвественно, когда смелось появится, вы опять что-нибудь придумаете.
Желаю вам удачи, и не унывать, если все не получится сразу за 5 минут (новую жизнь никогда за 5 минут не получается построить).
Пишу вам как человеку, которого безмерно уважаю и которым восхищаюсь за вашу силу и цельность. Мне нужен совет со стороны. Я абсолютно не реализовала себя как личность и не нашла свое призвание. В сложившейся ситуации полностью моя вина.
Я не получила нормального высшего образования. С родителями у меня довольно прохладные отношения, поэтому когда после школы встал вопрос моего дальнейшего определения в жизни, к моим пожеланиям не особо прислушивались и настояли на поступлении в вуз в моем родном городе, хотя я этого не хотела и не хотела на эту специальность. Они были против другого города, тк не потянули бы финансово и в принципе были против моего отъезда. Скрепя сердце я поступила. Не буду описывать с какой обреченностью я училась, скажу лишь что на последних курсах я пошла на работу, чтобы оплачивать обучение. К тому моменту я съехала в съемную квартиру и вела полностью независимую от родителей жизнь. Вуз я так и не окончила, бросила перед самым дипломированием. У меня была работа, и я думала что как-нибудь в будущем определюсь с профессией и доучусь уже там, где захочу.
В это же время я познакомилась с мужчиной, с которым я до сих пор уже 6 лет. Он очень целеустремленный, упорный, умный, много работал и до последнего времени неплохо зарабатывал, можно сказать, на нем держится наша семья. Начиналось у нас все несерьезно, однако вскоре он настоял на моем переезде к нему и мы начали жить вместе. Он окружил меня заботой, которой я никогда ни от кого не знала.
Через год совместной жизни он нашел новую очень перспективную работу, в связи с чем ему нужно было переехать в другой город, причем предусматривалось, что в принципе специфика его работы в постоянной смене места жительства примерно каждый год-два. Даже и не обсуждалась, что я бросаю работу, всю устоявшуюся жизнь, друзей и уезжаю с ним. На тот момент меня это не пугало, отношения были на пике, я не думала о трудностях, наоборот, перемены интриговали. Первое время после переезда я вела жизнь домохозяйки, занималась только бытом, а он очень много работал и хорошо нас обеспечивал. Не знаю, чем я думала в тот момент, почему не планировала будущее. Казалось, все хорошо, а дальше будет еще лучше.
Мы с ним поменяли несколько городов, нигде я не завела новых друзей, потому что жили мы не подолгу, особо нигде не бывали, он был целый день занят, а мне даже не с кем было словом перемолвиться. В общем я поняла, что дальше так продолжаться не может, мне было очень одиноко, я не понимала с чего начать строить эту новую жизнь, думала о каком-то образовании, чтобы начать заниматься тем, что мне действительно интересно. Но беда в том, что особых талантов у меня нет, знаний и навыков в специальности тоже, потому что вуз в котором я не доучилась был провинциальным и слабым, да и училась я спустя рукава.
Мой муж на словах поддерживал меня, говорил, что выбирай куда бы ты хотела, но когда дело доходило до конкретных цифр и сумм, он сдавал назад и тема закрывалась. Меня начала очень напрягать финансовая зависимость от него, кроме того, в ссорах проскальзывали обвинения, что я нахлебник, ничего не делаю и только тяну его на дно, к тому же мои родители никак мне не помогают с тех пор, как я начала работать, а его обеспеченные и часто дают крупные суммы денег, чем он меня и попрекал (и делает это до сих пор). Я не чувствую поддержку и веру в меня, я сама уже поверила, что я полный ноль, и мне нечего предложить на рынке труда, мои попытки попробовать поработать в разных местах вызывали у него скепсис, а уровень зп насмешку, типа да я тебе больше буду вынужден давать на косметику и одежду, чтобы было в чем ходить на работу. А еще мне обидно, что муж контролирует меня в мелочах как ребенка, как-будто я сама не справлюсь, хотя до знакомства с ним как-то справлялась, обеспечивала себя и надеялась только на себя.
В общем, я в полном тупике. У меня очень изменился характер, я стала ужасно робкой, часто плачу без повода, а само страшное, мне начало казаться, что я действительно бездарь и ни на что не способна. Живу как робот, осознаю свою никчемность, я перестала себя уважать, но с чего начать возрождения себя той, какой я была когда-то, я не знаю. У меня появился страх собеседований, страх людей, я боюсь сделать ошибку в работе на испытательном сроке, боюсь своего будущего, к моему возрасту люди пожинают первые успехи в карьере, а я все топчусь на месте и не могу сделать первый шаг. Это только моя вина, кто не давал мне получить высшее образование? Просто я наверное не умею строить свою жизнь, хотя раньше совершенно ничего не боялась и получала удовольствие от перемен.
Я не вижу перспектив и испытываю вину перед мужем, что ничего не вкладываю в бюджет, поэтому мы пока не можем купить свое жилье там, где сейчас живем.
Сейчас мы осели в городе, где мечтали жить, но у нас возникли небольшие финансовые проблемы и нужно срочно определяться с работой и планами на будущее. Я потеряла эти годы на какую-то ерунду, а самое страшное, что я потеряла себя. Злюсь на себя. Появились мысли предложить мужу разъехаться, мне кажется, если бы он не носился со мной, то жил бы гораздо лучше, без меня ему будет легче. Возможно, если я буду знать, что мне не на кого рассчитывать, я возьму наконец ответственность за свою жизнь. С другой стороны, я не представляю, что мы расстанемся. Я запуталась. Спасибо, что прочитали это.
***
Здравствуйте!
Очень интересное письмо! И интересный вопрос. Потому что непростой. :-)
С одной строны:
Понятное дело, во всех своих подобных бедах каждый взрослый человек "виноват" сам. Я бы не сказала, что "никто вам не мешал" реализовать свои мечты и планы. Вам таки здорово мешали. Но полно на свете людей, которым мешают так и эдак, а стремление к цели в них настолько велико, что остановить их не удается. Даже таких людей можно заметно затормозить, но совсем остановить не получается. И они, невзирая на скандалы, недобрые комментарии, слезы и прочее, таки доучиваются, делают карьеру и добиваются.
И потом на этих людей показывают, и говорят: "Вот, она хотела - и сделала. А ты не сделала, значит - не хотела". И трудно спорить, доля правды в этом была. У вас по каким-то причинам мотивации не хватило, желания, может быть конкретного представления, чего именно вам хочется. А тут так удобно предложили совсем дру4гой путь =- вы по нему и пошли. Собственно, вполне нормальная реакция человека в такой непонятной ситуации, принять вариант, который со всех сторон удобен и приятен.
С другой стороны: история из серии "классика жанра", и всем тут хорошо известны такие партнеры (а иногда и родители), которые под предлогом, что "хотят как лучше", полностью парализуют человека, делают его неуверенным во всем, разными способами аккуратно закрывают от них всякие двери, не пускают, не дают, не поддерживают, а между этим попрекают, деморализуют и мешают. И в конце концов получают совершенно неуверенного во всем человека, в раздрызганных чувствах, но зато зависимого, и уверенного в собственной песпомощности.
И вопрос хороший, потому что с одной стороны существует такой способ, под боком у таких тиранов все же "прогнуть свою линию", и, забив на все, выучиться и сделать. Я знаю, что это возможно. Хорошо представляю, сколько всего при этом надо будет наслушаться, на сколькие комментарии постоянно учиться не обращать внимания, и.т.д. Но, это возможно.
Но, надо понимать, что подобный человек (сознательно или несознательно) тоже следует определенному плану и сценарию. Это у него - свои такие игры власти. Он хорошо чувствует себя в такой доминантной роли, с партнером, который постоянно чувствует себя виноватым, в долгу, неуверенным и зависимым. Когда вдруг, после многих лет совместной жизни, такому человеку начинают давать отпор (часто это происходит, когда походишь к психологу, и он даст всяких советов, как из этого выбраться и добиться своего) - такие люди дают решительный отпор!
Вы возьметесь строить ваш мир - а для него это будет означать, что вы взялись расформировывать его баррикады, которыми он так удобно себя оградил от всех сложностей. Он так делает, потому что с независимой, самоуверенной партнершей он обращаться не умеет! Тут у него все рушится, и начинаются комплексы, неуверенность и страхи!
Я проходила нечто подобное дин раз, с помощью психолога. Ситуация была несколько иная, но смысл тоже был в том, что я должна либо научиться заниматься очень важными для меня вещами, в присутствии партнера, и отучить его деморализовать меня, а себя отучить попадаться на его провокации. Либо, если выяснится, что он не уступает никак - расстаться с ним. (Потому что жить дальше по его сценарию для меня означало бы - поломать себе жизнь).
Так вот - как только я начала продвигать свои интересны, он оказал активнейшее сопротивление. Естественно! Он же подавлял меня, потому что таким образом компенсировал какие-то свои проблемы. И это естественно - когда жизнь уже устаканилась, и люди как-то уже живут мирно, обычно большие реформы не вызывают ни у кого восторга.
И тут психолог сказала, что мужчине тоже нужно разбирать свою проблему. Чтобы уступить мне без войны, он должен признать, что он активно мешает мне развиваться, и должен разобраться, почему он это делает. Чтобы стало возможным перестать это делать. Я так же сказала ему, что, если у нас это не получится, нам придется расстаться. Он отказался, и мы расстались.
Я не претендую на то, что это - единственный возможный сценарий. Но факт, что ваша жизнь, как есть, вас сейчас не устраивает, и надо ее менять. Как поменять ее, не потеряв партнера, который против перемен - не знаю. Советую спросить у хорошего психолога. У вас это получится, если мужу ваш брак важнее, чем его игры власти
А план, как изменить свою жизнь, у вас уже был не один раз. У вас есть и идеи, и планы. Вам просто не дали их реализовать, и смелости не хватило сделать это без поддержки. Соотвественно, когда смелось появится, вы опять что-нибудь придумаете.
Желаю вам удачи, и не унывать, если все не получится сразу за 5 минут (новую жизнь никогда за 5 минут не получается построить).
no subject
Date: 2014-03-16 09:21 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 09:24 pm (UTC)Взяла бы да попробовала себя везде, глядишь и нашла бы свою нишу. Избавляться надо от страха чистого листа и пробовать.
no subject
Date: 2014-03-16 09:33 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 09:49 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 09:50 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 09:54 pm (UTC)Но ведь это далеко не всегда необходимо, и мужняя забота может быть вполне искренней, как и роль "добытчика" может его радовать, а не оязательно тяготить. Уметь принять заботу и никого в этом не винить - не так просто, но можно попробовать ) Может быть, это и есть дорога к себе.
no subject
Date: 2014-03-16 10:14 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 10:16 pm (UTC)б) человек осознал, что у него проблема, и готов этим делиться дальше, и готов что-то менять. А 20 не напишет - потому что еще не осознали, и не готовы.
no subject
Date: 2014-03-16 10:17 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 10:33 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 10:37 pm (UTC)Давно хотел спросить, вас не задолбало самой себе письма писать, саму себя в них нахваливать, самой себе отвечать...?
Я подумал, может вам помощь нужна?
no subject
Date: 2014-03-16 10:39 pm (UTC)Ограничить в смысле поубивать остальных. Конкретно у этой девушки идёт трое, но она может и всех трёх убить, остаться бездетной - дурное дело не хитрое.
no subject
Date: 2014-03-16 10:47 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 11:07 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 11:10 pm (UTC)Я тоже представила, Яна пьет утром кофе и сочиняет сама себе письмо, а потом сама себе же отвечает)))
no subject
Date: 2014-03-16 11:21 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-16 11:55 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-17 12:27 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-17 12:54 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-17 01:01 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-17 01:59 am (UTC)Это было самым верным моим решением за всю жизнь! Я как будто вздохнула полной грудью, почувствовала запах воздуха и свободы. Сейчас мой второй муж учит меня быть женщиной, а не ломовой лошадью и я понимаю что нельзя мириться с угнетением и по давлением. Ни один человек не достоин этого! Поэтому нужно очень сильно хотеть перемен, провоцировать эти перемены и быть готовым к потерям и приобретениям из-за них.
Всем мудрости и решительности!
no subject
Date: 2014-03-17 02:27 am (UTC)Зачем и почему люди пытаются усложнять жизнь - тоже известно.
Но кто хочет - тот добьётся.
no subject
Date: 2014-03-17 02:31 am (UTC)Так вот, обычно женщины достаточно гибко переходят из архетипа в архетип, например выходя замуж. А могут и застрять в каком-то одном. А может какие-то модели поведения заблокированны.
У меня такое чувство, что девушка изначально Персефона, такая мамина дочка, особо не отличающаяся талантами, но женственная и нежная. В кино типичный представитель этого архетипа - Белла Свон из Сумерек.
Этот архетип все время нуждается в попечительстве. У Персефоны часто может не быть детей, потому что она сама как ребенок. Но у нее есть собственное развитие - в мифе про Персефону и Аида (и Деметру) она становится Хозяйкой Подземного царства. Сильной, инфернальной и творческой.
Еще вариант, что вырастая, девочка-Персефона начинает пользоваться другой моделью поведения и переходит в другой архетип. Например в Афину - деловую женщину, чтобы приобрести больше самостоятельности. И мне кажется, что до замужества как раз и была попытка это сделать, вполне успешная. И вам теперь перед собой стыдно, что вы вернулись обратно в сладкий мир Персефоны и зависимости. По себе знаю как от этого сложно отказаться на самом деле и как трудно встать обратно на ноги. Но счастье от самостоятоятельности того стоит.
Почитайте Галину Бедненко Греческие богини: Архетипы женственности", там расписано как можно стимулировать в себе развитие других архетипов. Ну и сама теория достаточно интересная.
А мужа пока не бросайте, лучше все силы на самопознание бросьте и поймите чего это вы много лет так странно жили и как это изменить.
no subject
Date: 2014-03-17 02:36 am (UTC)я вот души не вижу, зато вижу "и не только" ))
no subject
Date: 2014-03-17 02:50 am (UTC)