miumau: (Default)
[personal profile] miumau
Здравствуйте, Яна!

Уже 11 лет как я живу фрилансом, перевожу и пишу тексты за деньги. Заметила такую вещь: клиенты всегда, ну вот всегда очень неохотно дают рекомендации. Допустим, сделала я некую работу, клиент её принял и оплатил, все счастливы. Пишу ему с просьбой оставить отзыв, который пригодился бы мне на будущее, и начинается...





Большинство просто игнорирует подобные просьбы, не отвечают даже отрицательно.
Кто-то говорит, что не будет этого делать из соображений конфиденциальности (можно подумать, я интимные услуги предоставляю).
Агентства говорят, что им это делать запрещено. Тут хоть можно понять сотрудника, который работал со мной, но я всё равно не понимаю такой политики. Что потеряет агентство, если оставит отзыв о работе одной из своих "пчёл"?
Кто-то начинает мямлить, мол, "я не знаю, чо там написаааать, и вообще никогда такого не дееееелал..." На этот случай я написала несколько шаблонных отзывов, и предлагаю их в качестве примера — можно даже просто скопировать и подписаться. Обычно на этом люди тоже замолкают и не возвращаются к теме.

Причём отзывы можно оставлять по-разному: либо это пара строк на моём личном сайте с подписью клиента (я публикую с его согласия), либо это звёздочки на фрилансерском сайте — их можно оставлять и без регистрации на оном. Просила даже распечатать отзыв на фирменном бланке компании и прислать почтой — "ЛОЛШТО?!" Чуть легче получать отзывы на биржах типа oDesk, но это что же, не вылезать теперь с них? Я стараюсь с биржами лишний раз не связываться.

И вот это всегда такая проблема! Ещё хуже, чем долги выбивать: там-то хоть знаешь, что права. У меня ощущение, будто я прошу о чём-то неприличном. За мои 11 лет работы был только О-Д-И-Н клиент, который ответил, что с радостью напишет мне отзыв, а уж сами, без просьбы, не предлагали этого никогда.

Единственная логика, которая мне приходит в голову, это такая: клиент боится, что если он оставит отзыв на работу и подпишется своим именем, то потом, по его рекомендации, кто-то обратится ко мне, а я сопьюсь, сторчусь, обленюсь, влюблюсь и рожу ребёнка, возьму деньги, а работу не сделаю, и к нему потом пойдут с претензиями, мол, ты её рекомендовал, а она вона чо! Такое, конечно, может случиться с любым работником, но ранее сделанная и принятая работа от этого хуже не станет!

Хочу спросить вас и ваших читателей:

1) Что, по-вашему, может служить причиной такой отзывофобии? Что плохого это может принести клиенту — как физическому, так и юридическому лицу?
2) Доводилось ли вам или читателям просить и получать отзывы на работу или оставлять их на работу других? Как это проходило, и какие были последствия?

Ну и, пользуясь случаем, хочу призвать тех, кто работает с фрилансерами, не быть редисками. Репутация фрилансера — это его хлеб, его жизнь, и поставленный плюсик в карму может избавить того, кто сделал вам хорошую работу, от "голодного" периода.

Заранее спасибо!
Пожалуйста, не публикуйте моё имя.

***


Здравствуйте!
Мне кажется, что никакой "отзывофобии" нет, людям просто лень.
Я сама часто это за собой замечаю - правда не в работе (там мне ни разу такое не встречало), а с покупками: заказешь что-то, получишь товар, и живешь себе дальше. Потом приходит письмо: "Ну как вам работалось с нашим магазином? Вам понравился наш сервис? не пожалейте 5 минут, оставьте отзыв!"
Я понимаю, что покупка в магазине (на которую обычно уходит 10 минут), это не проект, над которым совместно работали. Но все равно - для меня это давно все состоялось, я понимаю, что просьба эта присылается всем автоматически. мне неохота идти куда-то, и какие-то галочки ставить. Я не глядя отправляю такие письма в помойку, даже не дочитав.

Думаю, что все ваши клиенты тоже такое делают ровно столько же раз, сколько они заказывают что-то через интернет. А когда еще одно такое же письмо приходит от вас, оно на полном автопилоте тоже отправляется туда же.

Им просто все равно.

Что до меня - я тоже уже давно фрилансер, и ни разу мне никто не оставлял нигде никаких комментариев.
Но у меня и места такого нету, со звездочками. Это, наверное, потому, что я на "фрилансерских сайтах" не тусуюсь. У меня есть экаунты на ибее и на этси, например, там тоже можно получать фидбек. Я вижу, как там люди стараются, в описании товара пишут: "Пожалуйста, ну не поленитесь нам отзыв оставить! И не торопитесь оставлять плохой". И пишут, напоминают, эта звездочка им нужна, они "копят репутацию" на сервере. Мне наверное тоже не помешала бы там хорошая репутация, но я ни за кем не гоняюсь. Кто отставил, тот оставил. Может быть я и не права, либо успешность моего профиля в этих местах мне не важна.

В общем - мне ваши чувства не понятны, просто потому, что я ни разу не имела нигде профиля, где эти рекомендации как-то заметно влияли на успех моего бизнеса, и были бы важны.

Но, если вы крутитесь в кругах, где это важно, предлагаю пойти творческим путем:

Пишите заказчикам какое-нибудь задорное письмо. Смешное, которое вырывается из общей массы, и сразу выделяется из общей массы стандартного занудства на эту тему.
Напишите что-нибудь вроде:
"Дорогой заказчик! Мы так хорошо с вами поработали! Пожалуйста, помогите мне еще раз! Я знаю, что вас достали однотипные письма с просьбой поставить где-то галочку - но это не такое письмо! Ваши оценки в моем профиле очень важны для моего бизнеса! Они меня кормят! Ну пожалуйста, ну нажмите вот сюда и поставьте мне звездочку, чтобы в следующий раз другой заказчик тоже дал мне работы, и мне впредь хватало на булавки и еду для котика! (ну или кто там у вас есть).

Я бы что-то такое написала. И про плюсик в карму напишите. Вообще - сделайте что-то такое, чтобы человек заметил, улыбнулся, и подумал: "Смешно, так и быть, нажму!"
Может быть даже каким-то красивым постером, чтобы нельзя было пройти мимо, приложить к письму картинку.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2014-02-05 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] cepera-kis.livejournal.com
отзыв всегда не лень писать если он негативный)))

Date: 2014-02-05 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com
если ваша работа понравилась - человек поделится с тремя друзьями, если нет - с десятью :)

(no subject)

From: [identity profile] cepera-kis.livejournal.com - Date: 2014-02-05 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] webaleksandr.livejournal.com - Date: 2014-02-05 03:40 pm (UTC) - Expand

Поэма

From: [identity profile] crewcut-sapper.livejournal.com - Date: 2014-02-05 05:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] decorumba.livejournal.com
Плюсуюсь к смешной форме просьбы.
И вообще - не нужно боятся просить, если так важны эти звёздочки - заранее скажите об этом! Ещё до момента работы, что-то типа - Вам это будет стоить вот столько то и положительный отзыв вот тут.

Date: 2014-02-05 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
+
Если отзыв критично важен, то его надо просить сразу.

(no subject)

From: [identity profile] bizzarebee.livejournal.com - Date: 2014-02-05 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ritamustard.livejournal.com - Date: 2014-02-06 02:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] yunayu.livejournal.com
Еще может быть вариант, что работа понравилась не до такой степени, чтобы рекомендовать ее другим.

Date: 2014-02-05 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kulyok.livejournal.com
Вот-вот, моя же первая мысль. Особенно если речь о статье или переводе, где, возможно, полно канцелярита и стилистических ляпов.

А когда за подобную работу еще и отзыв требуют - что, соврать? Нет, как-то не хочется. И писать правду исполнителю тоже не хочется - какой смысл, он же не изменится за ночь?

А отличную работу я сама рекламирую везде, где только могу, просто потому, что самой хочется поделиться радостью.

(no subject)

From: [identity profile] nitris.livejournal.com - Date: 2014-02-05 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2xena.livejournal.com - Date: 2014-02-05 03:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] lndian-summer.livejournal.com
Может быть, чтобы клиенту хотелось оставить отзыв, и сама работа должна быть действительно впечатляющей, а не одной из.

А я даже там, где отзывы есть, не склонна им доверять: во-первых, мне кажется, их могут и владельцы сайта опубликовать.
А во-вторых, свой выбор лучше основывать на чем-то более объективном, чем чьи-то чужие впечатления.
То, что кому-то что-то понравилось, совсем не значит, что это так же понравится мне.
Edited Date: 2014-02-05 10:04 am (UTC)

Date: 2014-02-05 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com
ну, можно, анпример, написать, что работа выполнена в срок и отвечает техническому заданию. отзыв говорит о том, что исполнитель адекватен и уже с кем-то сотрудничал

(no subject)

From: [identity profile] lndian-summer.livejournal.com - Date: 2014-02-05 11:01 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] maxakova24.livejournal.com
мой муж всем всегда отзывы - дифирамбы пишет, если услуги или товар, доставка и прочее ему понравились

Date: 2014-02-05 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] Кристина Филонова (from livejournal.com)
Чего только не увидишь, а здесь что творится. Полный разврат: http://vk.cc/2f8qZd

Date: 2014-02-05 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] upryamka.livejournal.com
мне обычно в ответ на работу уже пишут какую-то реакцию, и если мне понравилось, как человек сформулировал, то я спрашиваю, могу ли это и это предложение поместить в качестве отзыва у себя на сайте. клиент разве не пишет ничего в ответ на полученное?

Date: 2014-02-05 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kroshka-ke.livejournal.com
очень здоровская идея!

Date: 2014-02-05 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] ulka-gu.livejournal.com
да просто лень
у нас по политике фирмы надо два раза в год собирать на себя фидбеки и давать их коллегам, с которыми был на проектах.
У нас такой острый приступ отзывофобии начинается - ужс.

Ведь отзыв должен быть обычно положительный - т.к. вдруг пригодится еще человек, а положительный отзыв такой скучный. надо налить меду, этот мед еще придумать. Хвалить конструктивно намного сложнее, чем ругать

Date: 2014-02-05 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
какие-то у вас агентства :((( странные, я бы сказала.

я неоднократно просила свои агентства написать мне отзывы, и никто ни разу не отказал...

помогает вот что: составить письмо самой и попросить их подписать. собственно, конфиденциальность касается только конкретных названий заказчиков и суммы оплаты. Если у вас в письме будет написано: выполнила в прошлом году проектов объемом 50 000 слов на тему "обработка шерсти мериносовых коз в условиях повышенной гравитации", то это подпишет любое агентство.

Date: 2014-02-05 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] bembeni.livejournal.com
Плюсую козам :)

(no subject)

From: [identity profile] galarix.livejournal.com - Date: 2014-02-07 11:30 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] aluulka.livejournal.com
система рейтингов на фрилансах приводит к тому, что людям приходится несколько первых месяцев работать без грантий и за бесценок, работать "на статус". и работодатели с удовольствием этим пользуются, так и пишут: работа для новичков, по 2-2,5 руб. за тыс. знаков, например. это трудно и неприятно.
но, интересно: они, ведь, работо-, то есть, датели, тоже нуждаются в оценке? у них ведь тоже есть рейтинги, платят ли вовремя, корректно ли общаются. нельзя ли "услуга за услугу"? Вы - им они - Вам?

Date: 2014-02-05 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] zorrina.livejournal.com
К сожалению, работодатели менее нуждаются в оценке, т. к. исполнители по количеству преобладают, среди них хорошая конкуренция...
А рейтинги на фри-биржах - их ценность искусственна и незначительна, если у фрилансера нормальные работы в портфолио и хорошая активность на заявках.

(no subject)

From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com - Date: 2014-02-05 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zorrina.livejournal.com - Date: 2014-02-05 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com - Date: 2014-02-05 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com - Date: 2014-02-05 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zorrina.livejournal.com - Date: 2014-02-05 11:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com - Date: 2014-02-05 11:09 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] zorrina.livejournal.com
Вот сколько фрилансю, никогда не бегала за отзывами. Поскольку считаю, что не в них успех на самом-то деле :) Вот правда, и без отзывов заказов хватает, ещё и копаюсь в них, чтобы выбрать самое близкое по душе ))
В общем, советую не запариваться с этими отзывами, пустить это дело на самотёк, а силы потратить на качественную работу. Удачки!

Date: 2014-02-05 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] arimotozuka.livejournal.com
почему бы не включить в договор пункт об обязательном написании отзыва в пять строк на бланке компании?
не думаю, что такой мелкий пункт кого-то мог бы отпугнуть от заключения договора.

Date: 2014-02-05 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nitris.livejournal.com
А если не понравилось качество выполненной работы?
Но исполнитель/работа сами по себе не настолько ужасные, чтобы писать плохой отзыв и ничего тебе не сделали такого, просто не соответствуют уровню заявленному или даже не ему, а ожиданию?
Я бы не хотела врать о том, что мне все ок.
Еще и в пять строк. Может еще за собственные деньги дифирамбы петь, вне зависимости от желания.
Разьве не должны отзывы быть чем-то искренним. В том числе искренней вежливостью.

(no subject)

From: [identity profile] arimotozuka.livejournal.com - Date: 2014-02-05 01:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] dark-hobit.livejournal.com
Ага, мне тоже тупо лень.
Надо садится, думать что написать. Обычно выходит какая-то натянутая банальная ерунда.
Еще сильно раздражает, когда отзыв просто вымогают. Просят раз, потом напоминают, потом еще и еще...
А еще, обращал ли кто-нибудь внимание, что плохой отзыв всегда готовы написать и репостнуть его на множество сайтов. А вот если работа сделана хорошо, то это как бы само-собой разумеющееся. можно ничего не писать.

Готовую рыбу я бы подписала, думаю это хорошая идея.

Date: 2014-02-05 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] hedgehog-neff.livejournal.com
Когда я работала фриланс-дизайнером, всегда просила у заказчика оставить отзыв, потому что, да, это бывает важно для некоторых работодателей, которые ищут исполнителей через фриланс-площадки. Я не помню ни одного случая, чтобы мне отказали или не ответили. И не сказать, что в какой-то изощрённой форме я об этом просила. Видимо, какие-то сознательные клиенты попадались. Ещё, думаю, играет роль письмом отправлена такая просьба или в процессе живого онлайн общения (скайп, например) — от письма гораздо проще отмахнуться.

Date: 2014-02-05 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] loly-dwarf.livejournal.com
а я пишу отзывы, если мне понравилось, если просят или если не понравилось.
особенно если в работе были острые моменты,а работник их интересно обошел, или героически преодолел.

по-моему сразу видно под копирку отзывы написаны,или им можно доверять.
недавно заказала пиццу в новом месте и девушка спросила сразу после заказа можно ли ей позвонить и узнать мнение о продукте. я согласилась, и через время она перезвонила, спросила.

может быть вам так поступать?

И еще на сайте где я регулярно закупаюсь дают скидку за отзыв при последующей покупке. Мелочь, а приятно. Я там отзывы оставляю, когда действительно есть что сказать.

Date: 2014-02-05 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] axel copypast (from livejournal.com)
Нужно думать о мире клиента. Тоесть, какая польза ему будет за отзыв? Ваша выгода от потраченного им времени всем понятна - репутация повышается.

Предложите дополнителные услуги или скидки за отзыв.

Date: 2014-02-05 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] edvvard1.livejournal.com
Главное, чтобы работа и ее качество нравились Вам. На мой взгляд, многие пользователи ваших статей морально не готовы признать, что занимаются плагиатом и наживаютя за счет вашего труда.

Date: 2014-02-05 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] jeezzebell.livejournal.com
кстати, да. одно время фрилансила журналистом, всегда в начале переговоров спрашивала, где именно будет размещена статья и как меня подписывать. Исключения для всяких обзорных статей и новостных (там бывает, что не в тему имя автора). иначе странно, статью же пишу я, значит, имею полное право на подпись и ссыль себе потом в портфолио кинуть. а если начинают юлить - перепродажа. зачем оно надо? и отзывы никакие не нужны, если работа в открытом доступе - клиент сам почитает и решит

Date: 2014-02-05 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] dorcygne.livejournal.com
Булавки для котика О_о
Мне кажется, что если работа понравилась, то и без звездочек и отзывов порекомендуют своим знакомым, знакомым своих знакомых и т.д. Ну во всяком случае у моего знакомого фрилансера аж очередь стоит на его услуги. Он качественно делает. Но ооочень медленно. Ему звонят, а он честно говорит, что ждать долго и предлагает своих знакомых. Но многие предпочитают ждать, т.к. ведь "нам вас рекомендовали уважаемые люди"))) Так что звездочки и отзывы на сайтах не совсем обязательны для хорошей репутации

Date: 2014-02-05 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] sofikus.livejournal.com
+1 к смешной форме. Больше про смешные формы всяких писем, в т.ч. и про выбивание долгов можно почитать на сайте adconsult, они гениальны в этом плане. Мне очень помогло в свое время.

Date: 2014-02-05 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] primula.livejournal.com
я тоже неохотно пишу отзывы по двум причинам: первая - банальная лень, второй - отзыв - это все же что-то личное, индивидуальное мнение человека, а его не всегда хочется выставлять напоказ. причем вторая причина для меня даже важнее.
а просить отзывы я бы тоже стеснялась, зная, как неохота мне оставлять их самой.

Date: 2014-02-05 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
нет, ну вот если я приду там и скажу: Я писатель Тырыпырова (это примерно так и есть), вот моя книга, напишите отзыв - это одно, это индивидуальное мнение, да. А если вы директор агентства или менеджер проектов и я пришла и говорю: это я, ваш переводчик-рекордсмен Тырыпырова (что тоже правда), у меня столько-то работ с вами, дайте отзыв?
там же все формализовано, мне одно агентство вообще написало: 221 проект и только по 1 были претензии...
это чистая статистика, тут личного мнения обычно не требуется, а требуется справка - такой-то работал с нами столько-то лет, сделал столько-то, качество в пределах нормы, переводчик пешы ещо...

Date: 2014-02-05 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] prekrasnayaya.livejournal.com
Можно пообещать разовую скидку за отзыв.

Date: 2014-02-05 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] tomo-zina.livejournal.com
Мне тяжело подписать открытку. Потому что не хочется быть банальной и шаблонной, а чтобы придумать свое - надо проявить творчество, иметь время и силы. Чтобы подобрать слова, настроение. А уж шаблон бы я точно не стала подписывать.
(deleted comment)

Date: 2014-02-05 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] milena-tori.livejournal.com
За что Вы так Etxt? Я там время от времени заказывала статьи, так результат был от "хорошо" до "отлично", серьезно править пришлось только один раз. Может, Вы как-то неудачно выбирали или просто платили мало?

Отзывы писала без напоминаний, кстати. :)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] milena-tori.livejournal.com - Date: 2014-02-05 04:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-05 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] carribean-doll.livejournal.com
написать отзыв как кусок связанного красивого текста многим людям действительно лень или трудно. проще было бы поставить пару галочек в простеньком опроснике - довольны ли вы, ну и т.п. (с простыми лаконичными вопросами). причем чтобы объем доп действий был минимален - упало им письмо, а внутри такой опросник - кликнул мышью три раза и нажал отправить.

т.е. - минимализируйте количество телодвижений, которые закзачику необходимо сделать, чтобы оставить отзыв! :)

Date: 2014-02-05 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_la_tormenta/
Во-первых, лень.
Во-вторых, чтобы оставлять хороший отзыв, работа должна быть действительно впечатляюще, а не просто нормальной. Что про нормальную-то писать?

Date: 2014-02-05 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] vladaray.livejournal.com
Пишу отзывы в несколько предложений, и мне пишут, так что все довольны :)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 01:05 am
Powered by Dreamwidth Studios