А сколько вы можете промолчать?
Aug. 7th, 2013 08:47 amВчера тут все обсуждали методы воздействия на непослушных детей. И вспомнили один из них, которые мне всегда представлялся одним из самых страшных: это когда с тобой прекращают разговаривать.
Этот страшный ужас со мной случился всего два раза в жизни: один раз меня "предала остракизму" мама, во второй раз - бабушка. Оба раза было за что, и очень им было нужно, чтобы мне сильно не понравилось мое наказание. А бить у нас было не принято. Поэтому обе они просто "выкопали" из своего арсенала страшную меру, про которую знали, как она действует - потому что испытывали на себе.

картинка отсюда
Мама не разговаривала со мной один день. Это было так ужасно. Не знаю, почему, но это представлялось мне какой-то страшной-ужасной трагедией: человек совершенно спокойно разговаривет со всеми, вроде не зол, никакой драмы, все нормально. Только один человек - я - быдто перестал существовать. Как будто я - невидимка. Никакой реакции. Ближе к концу этого эксперимента я была готова уже сделать что угодно - только чтобы это закончилось. И когда мама меня "простила" - было ощущение праздника. Бабушка "мариновала" меня примерно столько же, и ощущения были те же.
А потом. много лет спустя, мы говорили об этом с мамой, и она рассказала, что вот ее папа мог промолчать неделю. Оооооо! Я как представила. Неделя такого ада. Живешь вот такой день, страдаешь, а потом просыпаешься на следующий день утром, и задаешься вопросом: "Прошло или не прошло?!" И потом выясняется, что не прошло. Я прямо не могу даже представить, какие мысли должны посетить ребенка за неделю. От "Вдруг это никогда не кончится" до "И как теперь вообще жить". :-)
Ну у дедушки, якобы, была веская причина. У него была "тяжелая рука", он был очень сильно большой, и он был гневный. За всю жизнь он всего пару раз на кого-то замахнулся, и об этих случаях десятилетиями ходили легенды: сколько раз стукнул, столько раз кого-то покалечил. (И потом страшно жалел.) Он очень боялся кого-то ударить, поэтому не бил, а закипал внутренне, и злился молча. И такая вот неделя молчания - это просто был такой вулкан, который просто бушевал где-то внутри, он ничего не говорил, просто чтобы никого не убить. Якобы знал - если только скажет - все. Разозлится совсем, и будет очень страшное. Пару раз он так "внутренне позлился" до инсульта, но это уже совсем другая история.
Но все это - цветочки, по сравнению с маминой любимой подругой, которая так же была нашей соседкой, и несколько лет была маминой Музой. (Я писала про эту музо-драму.)
Они с мамой по-настоящему дружили, бывали времена, когда все было очень плохо, и в те времена только мама могла уговорить ее как-то не ломать дрова и успокоиться. Они делились друг с другом самыми сокровенными трагедиями, поддерживали и жалеи. Но иногда эту подругу переклинивало, и она решала ни с кем не общаться. Надоели, достали, сволочи все, уходите.
Это всегда происходило довольно неожиданно - еще никто не успел сообразить, кто же что-то такое успел сказать "не то". В первые разы вообще никто не понимал, что произошло - вчера все было хорошо, сидели до поздней ночи, пили вино, разошлись к утру. А на следующий день - трубку не берет, из дома не выходит, и дверь не открывает, когда стучишься в дверь (жили-то в одном доме) и точно знаешь (а то и слышишь), что она - там, за дверью.
После нескольких таких раз уже разобрались, что это не конец света. не самоубийство, не страшная болезнь, что человек не с поломанной ногой лежит в душе или что-то такое - человек просто сидит надутый возле телефона и не берет трубку. Или сидит у двери (которая в 2 метрах от дивана) и не открывает. И не отвечает. Потому что все - сволочи. Надоели. Месяц.
Да, она умела не общаться ни с кем месяц.
Потом, через месяц, ей вдруг надоедало, и она решала нехотя всех простить - одиночество доставало.
Забегая вперед скажу, что она таким образом за пару лет растеряла практически всех друзей, да и дружба с мамой не выдержала таких испытаний. Хотя мама держалась дольше всех. Но, проблема была в том, что жизнь действительно проходила мимо, пока она сидела дома и обижалась. Она сидела-сидела, перебирала какие-то события, и, когда решала "вернуться к жизни", начинала с того, на чем остановились в прошлый раз. а у людей за это время... ну, знаете что может у человека случиться за месяц - когда у тебя ребенок маленький, работа, муж, свекровь, куча родственников, и каждый день что-то происходит.
Эта история, кстати, достигла своего абсурдного пика, когда мы уехали жить в Германию. Сначала мы довольно бурно общались, а потом она опять полностью прекратила общения. Традиционным способом - перестала подходить к телефону, и отвечать на письма. В какой-то момент (через долгое время) даже совершила удивительную акцию, и вдруг, из далекой заграницы, прислала какие-то вещи, со словами "Они мне больше не нужны" - прислала подруге назад ее письма, а так же свой (!!!) загранпаспорт, который изначально получала, чтобы подругу навестить.
Ну, мы пожали плечами, поудивлялись, и погрузились в собственные заботы.
Прошло 7 лет.
И вдруг она позвонила.
И сказала: "Я была обижена на тебя. Я все еще обижена. Я, между прочим, сижу и жду!"
- Чего?
Оказалось, что 7 лет назад моя мама обещала ей что-то послать. Какую-то незначительную мелочь. Она все время просила прислать ей из Германии какие-то штуки (это было начало 90-х), какой-то там крем, лекарство, косметику. И что-то одно из этого мама не прислала, чем вызвала обиду - ее "сто раз просили, а она". Ну, теперь уж этого не понять... Но это был такой момент изумления! Мы вот не понимаем, а человек сидит и 7 лет ждет. И обижен. И между прочим, с нами не разговаривает.
Да, тут мы поняли, что есть срок, когда эта мера перестает действовать: вот просыпаешься каждый день, и думаешь - когда же она со мной снова заговорит? А потом, в один прекрасный день, забываешь.
Нам тогда и жутко и смешно было. На это "я сижу и жду" мама ответила, что "А у меня за это время внук в школу пошел, я три работы сменила, дети развелись, дочь заболела страшной болезнью, три года лечилась, и вылечилась, мы тут фактически 10 раз уже начали всю жизнь сначала. И не знаем теперь даже, с чего начинать рассказывать - что за это время было!"
Разговаривать давно стало не о чем - можно и не молчать.
А я вот вообще не понимаю, как это. Для меня - на кого-то молчать - так же мучительно, как для него. Я пару раз молчала на своего ребенка, просто потому что действительно была так огорчена, что не могла сказать ни слова - но такое состояние у меня бывало минут на 20. На больше этого не хватает, потом оно переходит в какое-то другое состояние. (И тех 20 минут, кажется, тоже надолго хватило.)
А вы умеете молчать?
Сколько?
Вас так наказывали?
Вы боялись этого наказания?
Этот страшный ужас со мной случился всего два раза в жизни: один раз меня "предала остракизму" мама, во второй раз - бабушка. Оба раза было за что, и очень им было нужно, чтобы мне сильно не понравилось мое наказание. А бить у нас было не принято. Поэтому обе они просто "выкопали" из своего арсенала страшную меру, про которую знали, как она действует - потому что испытывали на себе.

картинка отсюда
Мама не разговаривала со мной один день. Это было так ужасно. Не знаю, почему, но это представлялось мне какой-то страшной-ужасной трагедией: человек совершенно спокойно разговаривет со всеми, вроде не зол, никакой драмы, все нормально. Только один человек - я - быдто перестал существовать. Как будто я - невидимка. Никакой реакции. Ближе к концу этого эксперимента я была готова уже сделать что угодно - только чтобы это закончилось. И когда мама меня "простила" - было ощущение праздника. Бабушка "мариновала" меня примерно столько же, и ощущения были те же.
А потом. много лет спустя, мы говорили об этом с мамой, и она рассказала, что вот ее папа мог промолчать неделю. Оооооо! Я как представила. Неделя такого ада. Живешь вот такой день, страдаешь, а потом просыпаешься на следующий день утром, и задаешься вопросом: "Прошло или не прошло?!" И потом выясняется, что не прошло. Я прямо не могу даже представить, какие мысли должны посетить ребенка за неделю. От "Вдруг это никогда не кончится" до "И как теперь вообще жить". :-)
Ну у дедушки, якобы, была веская причина. У него была "тяжелая рука", он был очень сильно большой, и он был гневный. За всю жизнь он всего пару раз на кого-то замахнулся, и об этих случаях десятилетиями ходили легенды: сколько раз стукнул, столько раз кого-то покалечил. (И потом страшно жалел.) Он очень боялся кого-то ударить, поэтому не бил, а закипал внутренне, и злился молча. И такая вот неделя молчания - это просто был такой вулкан, который просто бушевал где-то внутри, он ничего не говорил, просто чтобы никого не убить. Якобы знал - если только скажет - все. Разозлится совсем, и будет очень страшное. Пару раз он так "внутренне позлился" до инсульта, но это уже совсем другая история.
Но все это - цветочки, по сравнению с маминой любимой подругой, которая так же была нашей соседкой, и несколько лет была маминой Музой. (Я писала про эту музо-драму.)
Они с мамой по-настоящему дружили, бывали времена, когда все было очень плохо, и в те времена только мама могла уговорить ее как-то не ломать дрова и успокоиться. Они делились друг с другом самыми сокровенными трагедиями, поддерживали и жалеи. Но иногда эту подругу переклинивало, и она решала ни с кем не общаться. Надоели, достали, сволочи все, уходите.
Это всегда происходило довольно неожиданно - еще никто не успел сообразить, кто же что-то такое успел сказать "не то". В первые разы вообще никто не понимал, что произошло - вчера все было хорошо, сидели до поздней ночи, пили вино, разошлись к утру. А на следующий день - трубку не берет, из дома не выходит, и дверь не открывает, когда стучишься в дверь (жили-то в одном доме) и точно знаешь (а то и слышишь), что она - там, за дверью.
После нескольких таких раз уже разобрались, что это не конец света. не самоубийство, не страшная болезнь, что человек не с поломанной ногой лежит в душе или что-то такое - человек просто сидит надутый возле телефона и не берет трубку. Или сидит у двери (которая в 2 метрах от дивана) и не открывает. И не отвечает. Потому что все - сволочи. Надоели. Месяц.
Да, она умела не общаться ни с кем месяц.
Потом, через месяц, ей вдруг надоедало, и она решала нехотя всех простить - одиночество доставало.
Забегая вперед скажу, что она таким образом за пару лет растеряла практически всех друзей, да и дружба с мамой не выдержала таких испытаний. Хотя мама держалась дольше всех. Но, проблема была в том, что жизнь действительно проходила мимо, пока она сидела дома и обижалась. Она сидела-сидела, перебирала какие-то события, и, когда решала "вернуться к жизни", начинала с того, на чем остановились в прошлый раз. а у людей за это время... ну, знаете что может у человека случиться за месяц - когда у тебя ребенок маленький, работа, муж, свекровь, куча родственников, и каждый день что-то происходит.
Эта история, кстати, достигла своего абсурдного пика, когда мы уехали жить в Германию. Сначала мы довольно бурно общались, а потом она опять полностью прекратила общения. Традиционным способом - перестала подходить к телефону, и отвечать на письма. В какой-то момент (через долгое время) даже совершила удивительную акцию, и вдруг, из далекой заграницы, прислала какие-то вещи, со словами "Они мне больше не нужны" - прислала подруге назад ее письма, а так же свой (!!!) загранпаспорт, который изначально получала, чтобы подругу навестить.
Ну, мы пожали плечами, поудивлялись, и погрузились в собственные заботы.
Прошло 7 лет.
И вдруг она позвонила.
И сказала: "Я была обижена на тебя. Я все еще обижена. Я, между прочим, сижу и жду!"
- Чего?
Оказалось, что 7 лет назад моя мама обещала ей что-то послать. Какую-то незначительную мелочь. Она все время просила прислать ей из Германии какие-то штуки (это было начало 90-х), какой-то там крем, лекарство, косметику. И что-то одно из этого мама не прислала, чем вызвала обиду - ее "сто раз просили, а она". Ну, теперь уж этого не понять... Но это был такой момент изумления! Мы вот не понимаем, а человек сидит и 7 лет ждет. И обижен. И между прочим, с нами не разговаривает.
Да, тут мы поняли, что есть срок, когда эта мера перестает действовать: вот просыпаешься каждый день, и думаешь - когда же она со мной снова заговорит? А потом, в один прекрасный день, забываешь.
Нам тогда и жутко и смешно было. На это "я сижу и жду" мама ответила, что "А у меня за это время внук в школу пошел, я три работы сменила, дети развелись, дочь заболела страшной болезнью, три года лечилась, и вылечилась, мы тут фактически 10 раз уже начали всю жизнь сначала. И не знаем теперь даже, с чего начинать рассказывать - что за это время было!"
Разговаривать давно стало не о чем - можно и не молчать.
А я вот вообще не понимаю, как это. Для меня - на кого-то молчать - так же мучительно, как для него. Я пару раз молчала на своего ребенка, просто потому что действительно была так огорчена, что не могла сказать ни слова - но такое состояние у меня бывало минут на 20. На больше этого не хватает, потом оно переходит в какое-то другое состояние. (И тех 20 минут, кажется, тоже надолго хватило.)
А вы умеете молчать?
Сколько?
Вас так наказывали?
Вы боялись этого наказания?
no subject
Date: 2013-08-07 06:54 am (UTC)Со временем он адаптировался - стал выдерживать день, потом неделю, и даже не сильно страдал уже - просто пережидал, когда это кончится. В конечном счете девушке пришлось его бросить, потому что ее стандартный способ доминирования при помощи молчания не работал, а отношения на равных с ним ей были не интересны.
Вот так бывает.
no subject
Date: 2013-08-07 07:11 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 06:58 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 08:41 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 06:58 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 08:44 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 06:58 am (UTC)Зато на меня замолчали внезапно и молчат уже полтора года.
Невероятно в тему ваш пост.
no subject
Date: 2013-08-07 11:16 am (UTC)Бывает еще такой вид наказания, маленькому ребенку говорят: одевайся и уходи. Живи сам на улице. Заставляют одеться и всё такое, несмотря на слезы и прочее. Угроза, понятно, несерьезная, но для четырехлетнего ребенка достаточно жуткая.
"Не надо так" (с) :-Е
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 06:59 am (UTC)Вопрос в другом - осознают ли наказывающие всю полноту последствий такого наказания для психики их чада ?!?
Считаю полным идиотизмом.
no subject
Date: 2013-08-07 09:03 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 06:59 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 11:49 am (UTC)И вот с одной стороны гложет непонятное чувство вины. С другой - ощущение чего-то абсолютно непоправимого. А самое паршивое, что нормальный-то взрослый пожмет плечами ("ну не разговаривают со мной - им же хуже:)") и пойдет себе дальше. А ребенку деваться некуда: он абсолютно зависим от родителей, а тут родитель как бы отказывается от него, оставляя "самого по себе" на неопределенный срок.
no subject
Date: 2013-08-07 07:00 am (UTC)А бабушка рассказывала, что её мама только так и воспитывала. Никогда не кричала, не била. Воспитывала молчанием.
Как постоянная мера - ужасно.
А меня мама пыталась так воспитывать. Но это началось лет в 14 и тогда был такой период, что "ах молчишь? ну и отлично! ну и молчи дальше, а я пойду свои дела делать без твоих наставлений, наконец-то" :)
no subject
Date: 2013-08-07 12:51 pm (UTC)Хотя в последнее время стала исправляться :) Через 10 минут подхожу к мужу/ребенку и говорю: "Вот ты сейчас сделал мне больно, ты понимаешь это? Я на тебя злиться не могу, но мне все равно очень грустно. Давай ты извинишься, обнимешь меня, поцелуешь и мы помиримся" А дальше поцелуи-обнимашки и все счастливые :) Вроде неплохая идея: и осознание у человека появляется, и мне не обидно :) На практике оказалось, что все прекрасно понимали, что больно сделали, но не знали с какой стороны подойти ко мне мириться :) Так что очень даже рады, когда я сама мириться предлагаю и с удовольствием начинают извиняться :)
no subject
Date: 2013-08-07 07:01 am (UTC)А сама я молчать не умею, нисколько (может как раз поэтому?), вообще обижаться на близких не умею)
no subject
Date: 2013-08-07 02:19 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:01 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 07:01 am (UTC)Я так не наказываю, наверно еще не было нужды. А если будет, то не знаю выдержу ли я пол дня, понимая как переживает ребенок.
А вот меня так наказывали часто и в детстве и в достаточно взрослом возрасте. Действовало, очень! А потом когда в очередной раз молчали дней 5, а потом заговорили, то я поняла что когда мама не разговаривала мне было спокойнее и лучше. Но это все зависит от отношений. Сейчас я просто научилась не реагировать и пережидать эти периоды. А раньше это было очень болезненно и страшно. Так что со своим ребенком я вряд ли дольше пары часов продержусь.
no subject
Date: 2013-08-07 07:01 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 07:06 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:02 am (UTC)с людьми которые меня чем то обидели предпочитаю не общаться, но это крайняя мера, если уж я с кем то не общаюсь значит человек перешел все допустимые рамки
no subject
Date: 2013-08-07 07:27 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:02 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 07:03 am (UTC)И я сама всего раз в жизни так сильно обиделась на подругу, что вместо драки просто ушла домой молча)). И она потом пришла, страшно расстроенная, извиняться, а я уж все забыла на следующий день)))
no subject
Date: 2013-08-07 07:05 am (UTC)Мои родители, как ни странно, никогда так на меня не действовали. Мне всегда всё объясняли и разжевывали по кусочкам, почему так или так нельзя поступать. Видимо, я также и действую.
no subject
Date: 2013-08-07 07:21 am (UTC)Судя по всему, вы занимаетесь математикой?
Мне вот интересно, а наши славные гуманитарии, коих тут большинство, способны на конструктивный подход?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:05 am (UTC)Проблема в том, что у этой достойной женщины чудовищно, запредельно противный голос: писклявый, но при этом громкий, и с такими ещё переливами отвратными, ой.
И есть у меня подозрения, что то, что она считала наказанием, на самом деле было для мужних ушей этаким отпуском.
no subject
Date: 2013-08-07 07:12 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:06 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 07:13 am (UTC)...и после обеда: "дочка, передай маме от меня спасибо"?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:06 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 09:24 pm (UTC)первые пару раз было неприятно, а потом понимаешь какой кайф когда до тебя не докапываются!!))))
no subject
Date: 2013-08-07 07:06 am (UTC)после этого я убеждена, что еслди есть обида или злость лучше наорать, ругаться, бить посуду, громко хлопнуть дверью и уйти, но только не молчать
no subject
Date: 2013-08-07 07:09 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:12 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 08:47 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:14 am (UTC)И такое длилось по 3 - 4 дня, на 4-ый день у меня обычно начиналась истерика, в результате которой иногда удавалось понять причину молчания: ему не нравилось, как я что-то сделала (например, что я надела кроссовки и рубашку одновременно, так носят только деревенщины), или что я пару дней назад что-то сказала не то (например, как-то остро подшутила над его другом, хотя уже и друг этот, и я давно обо всём забыли), или ещё чего-нибудь вот в таком же духе. Это было ужасно... И до сих пор не понимаю, почему он так делал, было бы намного эффективнее сказать сразу, как есть и что не нравится, а не мучить вот так.
А сама... Если злюсь на кого-то, то стараюсь сразу же прекратить разговор, остынуть минут 15, а потом возвращаюсь и говорю, что именно мне показалось неправильным и как, по-моему, можно из ситуации выйти. Но иногда, когда плохое ужасное настроение, стараюсь побыть с собой и не отвечаю на звонки (чтоб не сорваться ни на кого), но потом, когда оно заканчивается, всем, кто звонил, перезваниваю и объясняю, что было.
no subject
Date: 2013-08-09 10:31 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:15 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 07:16 am (UTC)no subject
Date: 2013-08-07 09:09 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:19 am (UTC)К слову сказать, другие члены семьи так не велись, ну не разговаривает - ок, так как-нибудь обойдемся, и продолжали заниматься своими делами. И все само собой налаживалось чуть ли не в тот же день.
Я умом понимала, что надо вести себя так же, как они, но не могла, я ходила и клянчила прощение, валялась в ногах, стояла на коленях, в общем, пыталась добится заветных слов "я тебя прощаю". Это могло длиться долго.
Вообще, поражаюсь людям, которые могут так строить защиту, а иногда даже отфутболивать обидчиков. Например, я не могу выразить своему другу, что я обижаюсь, или что мне что-то неприятно (не пытаюсь манипулировать, а действительно хочу сказать, что вот это - мне не приятно, вот это - обидно). Это бесполезно, у него мощнейший психологический не барьер даже, забор: тебе обидно - это твои проблемы. Даже когда пытаюсь сказать конструктивно. Даже когда по-настоящему плачу от обиды.
Моя мама ведет себя точно так же. Она никогда не бывает неправа, в принципе. На нее обидиться не получится - не действует. Говорить - бесполезно. Показать, что тебе что-то неприятно - невозможно.
no subject
Date: 2013-08-07 08:58 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-08-07 07:21 am (UTC)Казалось бы, ну не разговаривает. К сожалению, взрослые не понимают, какой это кошмар и жестокость. Эта экзекуция никогда не бывает справедливой.