miumau: (Default)
[personal profile] miumau
С интересом читаю дискуссию, в которой разбирают, являются ли все герои - нарциссами. (И все героические поступки - актами самолюбования).
Мол, человек, бросающийся на амбразуру, все равно как-то подсознательно думает "буду героем". И даже если такие решения принимаются моментально, и на уровне инстинктов. мол, это все равно инстинкты говорят ему "это круто, значит ты - крутой!"

И мол, мамы, которые бросаются под колеса, спасая своих детей - тоже только себе лучше делают, если только хорошо покопаться. И даже если не в самолюбовании дело - настоящий нарцисс - не только тот, кто собой любуется. Это еще и тот, кому просто очень хочется всеми силами добиться, чтобы все им любовались, любили, хвалили и восхищались.


картинка отсюда



Ну, не знаю. И не знаю, можно ли как-то опровергнуть эту теорию, или подтвердить. А что с теми, кто совершает благородные поступки, когда их никто не увидит, и шанс, что кто-то об этом узнает - мал, или равен нулю? Да, тут начинается про "быть чистым перед собой", (или перед Богом), так мы и до совести скоро доберемся. Которая заест, если поступишь неблагородно. А совесть, это что - тоже нарциссизм?

А как же то знакомое всем нам чувство (я надеюсь, что оно всем тут знакомо), когда разделенный с кем-то ужин просто в разы вкуснее, от того, что его разделили. Или когда дарить и давать приятнее, чем получать? И это точно не "желание, чтобы все меня любили", по крайней мере далеко не всегда. Я точно знаю, что мои родные и близкие меня одинаково любят, независимо от того, сколько я им чего-то дарю или даю.

Или вот еще - необъяснимое чувство, знакомое всем родителям - когда смотришь на своего ребенка, заболевшего, или получившего тяжелую травму, и думаешь: "как жаль, что я не могу забрать его боль себе". Просто потому, что тяжело смотреть, как он страдает. И есть такое ощущение, что самому просто стерпеть некую боль было бы проще, чем испытывать вот это чувство - с одной стороны страдания от наблюдения чужих страданий, и плюс к этому - еще беспомощность. Не знаю, можно ли это тоже называть какой-то сложной и изощренной формой эгоизма и нарциссизма, потому что "опять думают, как сделать легче себе", но мне все же кажется, что это скорее то самое, что называют состраданием.

И, кстати, я не знаю, как насчет этой теории. Но я другое интересное заметила. Мне, к сожалению, довелось с несколькими нарциссами познакомиться очень близко, даже прожить с ними некоторое время, и наблюдать их в самых разных ситуациях, включая сложные и неоднозначные. Так вот - есть среди них такие, которые по-настоящему не знают этого чувства! Они не понимают, что такое милосердие и сострадание! Вот прямо видно, (когда доходит до реальных действий) что они не понимают! Они не знают вкуса этого чувства, когда некто испытывает страдания от того, что наблюдает страдания другого. И из этого следует активное желание не причинять дополнительных страданий кому-либо, а так же чьи-то облегчить, если это как-то возможно. И особенно, если это возможно через какое-то простое действие (это мы вернулись к истории с полицейским, который пошел и купил человеку ботинки).

А когда не знаешь, о каком чувстве речь - не можешь сделать "правильно", даже чтобы понравиться. В заученных ситуациях - да, а в новых - нет. И совесть не гложет. Потому что нет понимания, что плохой вариант плох.

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2012-12-05 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] an-nett-a.livejournal.com
про нарцисов писали и пишут много, и в жж; про героев интересная мысль, наверняка частью верная, но вся. И не надо путать божий дар и яичницу - патологию, хоть и лёгкую - нарциссизм, и материнский инстинкт, который лежит в основе выживания вида (человека))

Date: 2012-12-05 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] masterspammer.livejournal.com
Докинз вон писал, что многие проявления альтруизма держатся на том, что помогая выживать близкому (чаще всего родственнику), увеличиваешь шанс сохранения своего генотипа (даже если сам погибнешь) - так как у родственников немалая часть генов совпадает.

Date: 2012-12-05 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] xyzs.livejournal.com
нет, конечно, они копают не туда, на подсознание видимо, напирают, но на подсознании работает инстинкт самосохранения, который, как раз на "геройство" мало способен

Date: 2012-12-05 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] xyzs.livejournal.com
ок, при нарцисизме, думаешь только о себе)

Date: 2012-12-05 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] setnecromant.livejournal.com
Смотрю участники дискуссии не читали и не слушали лекции профессора Савальева.
Что не мешает им гадать на кофейной гуще :)

Date: 2012-12-05 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] xyzs.livejournal.com
МиуМау, хочу спросить, видела, что вы даете советы, отвечая на письма, вернее разбираете жизненные ситуации, это на основе жизненного опыта, или

Date: 2012-12-05 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] realterego.livejournal.com
это один из вопросов, о которых можно спорить до посинения совершенно без толку, потому что это вопрос точки зрения. просто у одного одна точка зрения, а у другого - другая. и к предмету разговора они вообще как бы не относятся :) это как наполовину пустой или полный стакан.
есть люди, которые твёрдо убеждены, что любые проявления человека происходят из эгоизма, и они всё что угодно могут объяснить с помощью этой теории. другие ивдят это иначе, и они тоже стопроцентно могут доказать свою точку зрения.
так что тут просто вопрос выбора... мне лично было бы неприятно жить, объясняя всё на свете эгоизмом.

Date: 2012-12-05 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] latrax.livejournal.com
Как по мне — слабая отмазка для эгоистичных людей.

Date: 2012-12-05 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] lucky-chaky.livejournal.com
+1 к пустому или полному стакану.
Мне тоже кажется, что можно выбрать определенную точку зрения, и все на свете с этой точки зрения объяснять. Но в чем профит от мысли "все люди - эгоисты", я не вижу, поэтому думаю по-другому.

Date: 2012-12-05 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] realterego.livejournal.com
может, они получают удовольствие от осознания, что они умнее всяких "восторженных идиотов" и, в отличие от них, зрят в корень? :) не знаю.

Date: 2012-12-05 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] martin-smith.livejournal.com
Ушла вчера после прочтения комментариев к тому посту с ощущением шока и отвращения. Не представляю, что в голове у людей, которые считают всех корыстными эгоистами (всех - значит себя в первую очередь? Раз так горячо отстаивается позиция, что быть моральным уродом - это нормально).

Date: 2012-12-05 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-carmine.livejournal.com
А я согласна, что все наши чувства идут от эгоизма, вернее от эгоцентризма - свои чувства по-любому первичны. Это естественно, но я категорически не согласна, что это плохо. Так уж создан человек.

А потом... я склонна думать так (опять же возвращаясь к примеру с полицейским) - чувак поступил хорошо. Какая разница, почему? Главное что бродяка теперь в теплых ботинках и не простудится. А все эти рассуждения хороши для сказки "Незнайка в Солнечном городе", где ему волшебную палочку дали только после того, как он совершил три хороших поступка бескорыстно.

Date: 2012-12-05 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] greatebattle.livejournal.com
По-моему, подобные рассуждения - лишь попытка опустить того, с кем не могут состязаться. Мол, его поступок не так уж ценен, потому что это не благородство, а изощрённый эгоизм, а я лучше, потому что не выпендриваюсь, и умнее, потому что его притворство раскусил. И вообще высоких чувств нет, тянуться некуда, расти над собой не надо. Наверное, это можно рассматривать как разновидность психологической защиты.

Date: 2012-12-05 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] wasilevna.livejournal.com
Героический поступок - это когда нужно очень-очень быстро принять решение, когда за доли секунды, еще до того момента как сработает инстинкт самосохранения, человек решает как поступить. Не может тут быть нарцисизма.
Это же сколько надо всего успеть подумать!
Скорее часть психологической установки, полученной с детства, воспитанной на примерах,оцененной и принятой к действию где-то на задворках памяти.
А потом внезапно - ситуация, где нужно действие - пример действия и само действие.
Все происходит очень быстро.
А нарцисизм это другое, когда есть время оценить, представить реакцию окружающих, просчитать возможные последствия, рассчитать силы и только потом совершить поступок.
Но думаю, существует масса людей, не способных понять механизм героического поступка.
И это скорее очень рассчетливые и логически мыслящие люди.

Date: 2012-12-05 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] 1enchik.livejournal.com
Нарциссизм - это же эгоизм в чистом виде. Мне кажется героизм - полная ему противоположность. Когда человеку вообще наплевать, что про него подумают или скажут другие ("Вот курица, несется под колеса, видно же что ребенка не спасти!" Или "Вот идиот, разве собой ядро остановишь? Погиб зазря!"), а просто поступает импульсивно, потому что иначе не может поступить.

Date: 2012-12-05 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] titarann.livejournal.com
Про матерей, которые бросаются под колеса, не соглашусь. Здесь правит материнский инстинкт, который сильнее даже инстинкта самосохранения.

Date: 2012-12-05 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] nato-coconato.livejournal.com
хорошая статья, интересная!

Date: 2012-12-05 02:26 pm (UTC)

Date: 2012-12-05 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] poprobuyvlubis.livejournal.com
Бывают обдуманные благородные поступки, мотивация которых может быть разная, а бывают спонтанные, когда ты совершаешь действия на уровне подсознания. Один может величайший подвиг совершить в момент опасности, а другой гнусное предательство. Не факт, что если бы у них была возможность обдумать свои действия, то они поступили бы точно так же.

Date: 2012-12-05 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ivskomoroh.livejournal.com
нет. есть хорошие люди и есть плохие. есть нарциссы, есть и не нарциссыImage

Date: 2012-12-05 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dezelent.livejournal.com
а почему никто не вспоминает про инстинкты?
мать спасая ребенка, она ж повинуется инстинкту.
когда люди спасают друг друга, это часто тоже инстинкт, сохранения вида. по этой причине люди сбиваются в кучи для защиты. какой такой нарцисизм.. все много проще. инстинкты.

Date: 2012-12-05 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] oboroten-ww.livejournal.com
Я как раз придерживаюсь теории, что всё идёт от эгоизма, но совершенно не претендую на её истинность. Она является верной в моей системе отсчёта, для кого-то другого она ошибочна.
Мне так значительно удобнее определять мотивацию своих действий и не метаться в муках выбора. Я всегда выбираю то, что лучше для меня (с учётом моих представлений об устройстве мира). =)

зрите в корень )

Date: 2012-12-05 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_l_o_r_a_/
нарциссизм - это не эгоизм
и не любовь к себе
это ненависть к себе, перенесенная на другого (для удобства)
учите матчасть, зрите в корень ))
Матчасть, к примеру (первеое, что пришло в голову): Сэнди Хотчкис, "Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма"
Бывают нарциссы-спасатели, способные на геройский поступок ради того, чтобы показать свое мега-благородство и мега-спасательность. От не-нарциссов их отличить довольно легко: во-первых, по тому, как они относятся к себе, во-вторых, по тому, как они относятся к тем, кого НЕ НАДО спасать. Они же, кстати, из тех друзей, которые радостно бегут вам помогать, если вам плохо, но если у вас все хорошо - порадоваться с вами они не способны. Скорее могут "нечаянно" сделать вам опять плохо - чтобы вас можно було спасать.

Date: 2012-12-05 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] anti-pm.livejournal.com
причины геройского поведения могут быть разными, вот, например, всем известный герой бэтмен, геройствует, потому что испытывает вину за смерть своих родителей

Date: 2012-12-05 02:52 pm (UTC)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 10:40 am
Powered by Dreamwidth Studios