miumau: (Default)
[personal profile] miumau
Хороший вопрос мне задали:
Яна, скажите, пожалуйста.. Ваше отношение к гордости. Где та грань, когда гордость - это хорошо, и где плохо? Обо мне говорят, что я гордая, но я и не спорю. Я не считаю, что это мое плохое качество



Я прямо задумалась.
В Википедии написано:
Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.

Там же приводится следующая цитата из Ницше:
Честь — это чувство превосходства с общественным признанием.
Тщеславие — общественное признание без реального превосходства.
Гордость — это чувство превосходства без общественного признания.

Вообще гордость - отличное качество. И по описанию, и по ощущению. Однако многими гордость кажется плохим качеством - с одной стороны потому, что гордый человек менее удобен многим, чем человек закомплексованный, и неуверенный в себе. Поэтому многие гордых не любят - на них просто так не наедешь, за их счет не так просто самоутвердиться. Они многое не позволяют с собой сделать и "отфутболивают" еще в самом зачатке.

С другой стороны есть очень и очень большое количество людей, понимающих под гордостью что-то совершенно другое (какую-то форму мании величия). Это люди с сильно завышенной самооценкой, иногда вообще оторванные от реальности, мнительные и капризные. Такие люди расценивают как личное оскорбление чуть ли не каждое слово. И в экстремальных случаях им вообще невозможно угодить. Они слишком гордые для всего. Все им мало, плохо, не достаточно. Этот не достаточно уважительно обратился, тот нахамил, это ведь настоящее хамство. Тут не так имя написали, тут не достаточно места выделили, везде он достоин бОльшего, заслужил лучшего и должен стоить гораздо дороже, и поэтому на самом деле всем делает большое одолжение.

Но как отличить эту границу?

Мне кажется, что тут четкой границы нет.
Некоторые люди отворачиваются от людей, у которых есть хоть немного гордости, потому что им нравится общаться только с людьми, которые позволяют делать с собой все.
Другие балансируют на грани: кто-то считает их чрезмерно гордыми и перестает общаться и сотрудничать, другие считают, что человек ничего такого особенного не требует, и ведет себя адекватно.
Для каждого человека с хорошо выраженной гордостью найдется сколько-то людей согласных, и сколько-то, считающих, что у него - мания величия.

Я - человек достаточно гордый. И я знаю несколько таких же. Однако я знаю, что у всех у нас разные границы в разных областях.
Например, в одной ситуации я говорю, что "я бы так не смогла и вот на этом этапе прекратила бы всякое сотрудничество!", а другие вполне себе гордые друзья говорят что "А я бы еще потерпел, подумаешь, не так это страшно, оппонент это так делает просто от глупости, и можно не обращать внимяния". В других случаях наоборот - я думаю, что все еще не так страшно, а друг говорит наотрез: "Все, мое терпение лопнуло, этот человек для меня умер"..
Ну что же.
Каждый тут поступает по своим ощущениям.

А еще бывает не гордость, а капризность. Мне кажется, что люди очень обидчивые, которые чуть что смертельно обижаются, и очень эмоционально переживают не достаточное уважение к себе - это люди не гордые, а просто капризные (и на самом деле те самые закомплексованные, которые мечутся между самоуничижением и манией величия, потому что просто гармония им недоступна).

И вообще. Мне кажется, что неотъемлемой частью здоровой порции гордости является способность не ломать себе голову о том, кто нас считает не достаточно гордым или слишком гордым. С надеждой, что, когда у нас начнется настоящая мания величия, нам об этом сообщат. А у нас хватит ума услышать. :-)

Так же человек никогда не может быть слишком гордым, чтобы подвергнуть самого себя здоровой критике. Посмотреть на себя со стороны и проанализировать ситуацию. Наедине с собой, без свидетелей.




Date: 2011-07-01 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] victor nikityuk (from livejournal.com)
Терминологическая путаница. Есть гордость, есть гордыня.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%8F

Date: 2011-07-01 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] tirbi.livejournal.com
Мне кажется, что есть гордость, а есть гордыня. И это разные вещи. Гордость - это самоощущение, что-то из идентификации себя в пространстве. Это чувство внутреннее. А гордыня напротив, что-то, что проявляется во вне, в отношении человека с окружающим миром. И гордыня всегда неприглядна, тогда как гордость благородна.
Edited Date: 2011-07-01 06:39 am (UTC)

Date: 2011-07-01 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] lexizli.livejournal.com
Про капризность отлично, согласен на все сто!

Гордый человек, по моему ощущению, гораздо чаще приятен в общении, чем капризный или зазнайка.

Date: 2011-07-01 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] ex-joykaoh.livejournal.com
согласен что есть гордость а есть гордыня. отрицательные стороны гордости, перечисленные Яной, на мой взгляд и есть гордыня. мне она очень мешала, сейчас вроде вывел её из себя

Date: 2011-07-01 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] talkingfisch.livejournal.com
Точно! Если видишь, что пора усмирять - значит, это была гордыня, если все в порядке - значит, гордость )))

Date: 2011-07-01 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] shaci-k.livejournal.com
У Евтушенко есть отличные строки:

Смири гордыню, значит гордым будь.


На мой взгляд, действительно есть гордыня (которая в вашем посте называется вторым типом и манией величия), которая не имеет ничего общего с гордостью. А грань между ними... Наверное она ограничивается личным пространством других людей. Пока существует чувство собственного превосходства, не затрагивающее чужих интересов - это гордость, как только она начинает вторгаться в чужую жизнь (я звезда, мне все должны) - тут начинается гордыня.

Date: 2011-07-01 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] tettskog.livejournal.com
Гордость - это прекрасно. Гордитесь собой всегда, что бы вы не сделали.

Date: 2011-07-01 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] galyad.livejournal.com
Я говорю "гордый" о неудобных в общении людях, но неудобных не в смысле отсутствия у них характера, я ценю людей с твердым характером, а о тех, кто выпячивает своё 'я' за счет других.
В любой ситуации: от претензий на первенство, когда человек не может признать, что он в чем-то не прав и спорит по пустякам до посинения - до оплаты счета в ресторане, когда человек, который в прошлый раз платил за тебя, не принимает теперь твою оплату. Он "гордый", он "не может".

А иначе, с чего, вообще, говорить об его особой гордости, если у него нормальное чувство собственного достоинства, воспитание и такт.
Поэтому в письме меня настораживает то, что об авторе говорят, что она горда.

Date: 2011-07-01 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] larissak.livejournal.com
очень верно замечено!!

Date: 2011-07-01 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] nebo-ne-ya.livejournal.com
о, это про меня. я - гордая :)
на мне так просто не поездишь.
некоторые в сердцах мне кричат, что у меня не гордость, а горыдня, но я не верю - я всегда могу выслушать конструктивную критику о себе и вообще, отношусь к себе с юмором :) но есть вещи, которых я не допущу.

Date: 2011-07-01 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] dmitri-mark.livejournal.com

интересная я бы сказал.Image
Image

Date: 2011-07-01 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] feminite.livejournal.com
Гордый человек уважает других, а человек с гордыней - унижает других и таким образом чувствует себя выше.

Date: 2011-07-01 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] made-with-love.livejournal.com
Ой, для меня гордость - это вот какое-то чувство, ограниченное во времени, когда ты испытываешь его за что-то хорошее, сделанное тобой. Т.е. вот сделал дело, хожу горжусь собой:) Но нельзя же гордиться постоянно?

И есть чувство собственного достоинства. Это постоянная величина, которая, тем не менее, не выпячивается. Просто внутри человека сидит такой стержень.

А есть еще гордость такого вида, как, например, человек "слишком гордый, чтобы попросить". Помощи ли, прощения. Т.е. у него страх показаться слабым, это унижение для него. Есть одна такая знакомая. Хочется дать иногда по голове за такое. Или показалась какая-то фраза обидной, и человек гордо удалился. Или наехал. Вместо того, чтобы переспросить, что ты имела ввиду.

А общение с другими людьми, которых можно терпеть или не стоит, для меня вообще никак с гордостью не связаны. Либо мне с ним нормально, терпимо, либо нунафик, пошла я отсюда. При этом, я не могу сказать, что я гордая. И, честно говоря, я слегка настороженно отношусь к людям, которые так о себе говорят. Т.к. начинаю подозревать, что они в определенный момент могут сказать "Это ниже моего достоинства" и уйти, а что ниже их достоинства - никто, кроме них самих не знает. Это может оказаться самая безобидная вещь на чей-то взгляд.

Date: 2011-07-01 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] halaputka.livejournal.com
"слишком гордый, чтобы попросить" Это точно. Гордость-одна из самых дорогих вещей на свете. Но позволить её себе может каждый. А ещё я заметила, что раньше её культивировали, воспитывали, а сейчас всё больше самотеком. Вот какой антоним к этому слову? А?

Date: 2011-07-01 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] k-s-e-n-o-s.livejournal.com
Считаю себя достаточно терпеливой по отношению к бзикам людей, но стараюсь к себе прислушиваться. Есть какой-то внутренний тумблер, который в критический момент тупо отключает любое желание общаться с человеком, и не потому что я загордилась, а потому что вот так для меня неприемлемо. Но это бывает крайне редко, к счастью. В основном все-таки пытаюсь найти компромисс, чтоб и себя в обиду не дать и договориться с человеком.

Date: 2011-07-01 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] 1-4all.livejournal.com
"Так же человек никогда не может быть слишком гордым, чтобы подвергнуть самого себя здоровой критике."

Для того, чтобы подвергнуть самого себя здоровой критике и , чтобы не стать жертвой гордости, нужно быть достаточно мудрым.

Корыстная гордость - не гордость, как предвзятый судя - не судя.

Гордость, как и права человека, должка заканчиваться там, где начинается гордость другого человека.

Date: 2011-07-01 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Антоним зависит от нюансов значения (их может быть несколько).
В религиозном смысле - смирение.
В бытовом, наверное, ближе всего - скромность.

Date: 2011-07-01 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] lusi-lak.livejournal.com
Есть грань и по-моему очень четкая.
Гордость - это черта человека - прежде всего ответственного за себя перед собой, близкими,обществом.Гордый человек - прежде всего надежный человек. Гордый человек не позволит обидеть себя, но и не позволит себе обидеть других.

А гордыня, это черта характера позволяющая превозносить себя над другими. Я - самое важное в этой жизни, остальные - все равно..

Фильм, кажется "7" - там очень точно подмечена гордыня, как смертный

:) продолжение...

Date: 2011-07-01 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] lusi-lak.livejournal.com
...грех.
Не в коем случае не претендую на прописную истину. Просто по ощущению - с гордым человеком общение приятно. Он уважает себя и уважает других. Это главное отличие от гордыни. Как-то так...
From: [identity profile] miukumaukus.livejournal.com
Отлично сказано!
Добавлю частности. Я детям разницу объясняю так: важно не то, чтоб заставить другого поступить с тобой соответственно твоим запросам, а то, чтоб в процессе получения этого самому перед собой не стыдно было. :)

Date: 2011-07-01 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] firefoxz.livejournal.com
Есть ещё то, что называют "гонор". Дать определение не берусь. Наверное что-то близкое к гордыне)

Date: 2011-07-01 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] creme-rouge.livejournal.com
Раз тут все так и сыплют афоризмами вверну такой: "Гордость - это твое собственное мнение о себе, тщеславие - это желание вызвать определенное мнение у окружающих".

Date: 2011-07-01 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] lumpenoid.livejournal.com
а мне кажется, гордость и гордыня несут один и тот же смысл, просто по разному используются морфологически и не более того...уверенность в себе или в совершенном поступке, сверхразвитое чувство собственной правды и не желание идти на компромисс, так бы я описал семантику данных слов...

из-за того, что писатели акцентировали больше внимания на слове гордость в своих сочинениях, придавая ему позитивный оттенок, а церковь занесла гордыню в грех, отсюда и идут разногласия в восприятии слов, хотя смысл слов/а не менялся.

- Он очень гордый! - какое ощущение у вас вызывает данное повествование..

Date: 2011-07-01 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] tylera.livejournal.com
Не понимаю, что такое гордость как черта характера. Гордиться, по-моему, можно чем-то: проделанной работой, удавшимся начинанием, каким-то результатом. Т.е. «я горжусь собой в отношении чего-либо». Гордиться собой «по умолчанию» – как-то странно.
Если человек не принимает и отсекает что-либо, ему по внутренним причинам неприятное (отношение, поступки, другого человека) – нормальная внутренняя экология. Да, другими может оцениваться как угодно. И да, у всех эти внутренние границы разные.
Моя википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%E4%EE%F1%F2%FC) пишет, что «Го́рдость (лат. superbia) — сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов». Вот когда чувство подменяется желанием (а зачастую и требованием) – и есть гордыня.
Edited Date: 2011-07-01 11:40 am (UTC)

Date: 2011-07-01 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] verververa.livejournal.com
гордыню видно сразу, по взгляду, по манерам

Date: 2011-07-01 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] carski.livejournal.com
как часто бывает - если проявляения гордости тебе помогают, то гордость - это хорошо.

Ели мешают - то плохо. :)

И всё! :)

Date: 2011-07-01 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] miumau.livejournal.com
По-моему гордый человек, это не тот, который выпячивает свое Я за счет других, а тот, который не позволяет это делать другим с собой.

Date: 2011-07-01 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] galyad.livejournal.com
Гордый человек - тот, кто сам знает, что он горд или тот, кого другие называют гордым? С чего вашу адресатку называют гордой? Причем не один какой-нибудь манипулятор, а, как она пишет, все вокруг? Я об этом.

поддерживаю

Date: 2011-07-01 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] artelement.livejournal.com
тонкое, но очень верное на мой взгляд уточнение. Согласна с вами.

Date: 2011-07-01 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ganvil.livejournal.com
гордыня -смертный грех!ЕГО не отмолить.И девки-глупые потом за это в жизни крепко расплачиваются

Date: 2011-07-02 03:32 am (UTC)
From: [identity profile] vpered-k-celi.livejournal.com
адресатка - это я :) тут предыстория некоторая.. вкратце не объяснишь, вчера написала пост на эту тему: http://www.laxmi.kz/2011/07/ayengar

Date: 2011-07-02 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Спасибо за подарок - стих Евтушенко...

Date: 2011-07-02 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Приведу полностью это стихотворение. Очень точно грань проведена между гордыней и гордостью.

Смири гордыню - то есть гордым будь .
Штандарт - он и в чехле не полиняет.
Не плачься, что тебя не понимают, -
поймёт когда-нибудь хоть кто-нибудь.

Не самоутверждайся. Пропадёт,
подточенный тщеславием, твой гений,
и жажда мелких самоутверждений
лишь к саморазрушенью приведёт.
Не ожидай подачек добрых дядь
и, вытравляя жадность, как заразу,
не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу,
тот беден тем, что не умеет ждать.

Пусть даже ни двора и ни кола,
не возвышайся тем, что ты унижен.
Будь при деньгах свободен, словно нищий,
не будь без денег нищим никогда!

Завидовать? Что может быть пошлей!
Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй,
чужую глупость втайне пожалей.
Не оскорбляйся мнением любым
в застолье, на суде неумолимом.
Не добивайся счастья быть любимым, -
умей любить, когда ты нелюбим.

Не превращай талант в козырный туз.
Не козыри - ни честность ни отвага.
Кто щедростью кичится - скрытый скряга,
кто смелостью кичится - скрытый трус.

Не возгордись ни тем, что ты борец,
ни тем, что ты в борьбе посередине,
и даже тем, что ты смирил гордыню ,
не возгордись - тогда тебе конец.

Date: 2011-07-02 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] belo4kas.livejournal.com
я тоже совсем недавно об этом думала. гордость (чувство собственного достоинства), направлено вовнутрь "я вот такой и всё" - может проявляться или нет, в зависимости от ситуации. а гордыня направлена вовне "вы-то думали я такой, а я вам сейчас ух покажу". как-то так.

Date: 2011-07-03 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] mimafi.livejournal.com
Об этом еврейские мудрецы хорошо сказали. В Торе написано, что Моше - самый скромный из людей. А мудрецы пишут в комментариях: как же он самый скромный - а согласился быть вождем? И отвечают: это не гордость, а адекватная самооценка. Он понимал, что никто кроме него не справится с этой ролью лучше, и не ломался, а спокойно стал лидером.

Date: 2011-07-22 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] 23-11.livejournal.com
Пока не ПНЕШЬ!
Пнеж. Ужас какой

Date: 2012-04-01 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] craft-biz.livejournal.com
Абсолютно соглашусь что качество, за которое гордость в другом осуждают есть то, что такой человек менее удобен многим.
А вот чем плоха гордость для самого человека - вероятно в возможной гордыне, самолюбовании. В забывании о близких (именно не о людях в принципе - мудаков хватает), а именно о любимых и любящих.

Date: 2016-08-02 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Шебзухов (from livejournal.com)
Лебединая песня
Владимир Шебзухов


«Я в прошлой жизни – птицей был!» -- вдруг у обрыва ёж
Вороне гордо заявил... В ответ услышал:«Ложь!

Рождённый ползать – не взлетит! И в жизни той иной,
Полёт ежа, ежей -- претит Природушке самой!»

Но гордый ёжик: «Темнота! Ре-ин-кар-на-ци-Я!
Тебе же лебедь не чета! Вот так летал и я!»

Куда б завёл ненужный спор, кто знает, но прервал
Сей "философский" разговор, кто между ними встал.

(Медведь на этот же обрыв взобрался по нужде.)
Крылатая, про спор забыв, вспорхнула, знай себе.

И бурый, вниз спихнув ежа, занялся делом вмиг.
Ему ничуть не помешал тот "лебединый" крик...

А сказку тем закончу я, что из всего гласит:
Да!.. Ёжик – птица гордая: не пнёшь -- не полетит!

Date: 2016-08-02 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Шебзухов (from livejournal.com)
Лебединая песня
Владимир Шебзухов

читает автор
видео

http://www.youtube.com/watch?v=ssFrTYn_FGY&feature=youtu.be

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 05:56 am
Powered by Dreamwidth Studios