Mar. 4th, 2016

miumau: (Default)
Когда моему деду, Абдусаиду, было 10 лет, умер его отец.
Его вызвали в НКВД, и он всю ночь терзался вопросом, за что, почему, и что теперь будет. Вызов в НКВД в те годы часто кончался горем для всей семьи. После контакта с ними обычно в дом приходили басмачи, и устраивали погромы "за сотрудничество с Советской властью". Потом, после их визита, часто еще приходили представители Советской власти - арестовать и допросить всех, за общение с басмачами. В общем - так прадед напереживался о том, что там будет, что к утру умер от сердечного приступа.

Он был гончаром, и по всем своим делам таскал с собой тогда десятилетнего деда. И собственно вызывали его, как выяснилось потом, потому что собрались строить что-то крупное в Ташкенте, и хотели привлечь его к проекту, как специалиста. Но времена были такие - все ждали самого страшного в любой момент.

Дед мой в результате вырос без отца, и всю жизнь проработал пекарем. А когда его выпихнули на пенсию, ему совсем не хотелось сидеть без работы, он еще был бодр и полон сил. И он открыл гончарную мастерскую. Потому что выяснилось, что он все помнит! Вот представьте - отец его всего до 10 лет учил. Но он вспомнил все. И как глину искать, и в каких местах ее ищут. И как из невзрачного куска засохшей земли вообще глину сделать. Ее там долго замачивали, потом отбивали через сито, чтобы выбить из нее песок и камни, и чтобы получилась шелковистая гончарная глина. И глазури там были, с ними тоже надо было уметь обращаться. Кисточки, которыми расписывали посуду, делали из нежных тонких волосков, которые выстригали у ближайшего осла за ушами! Потом пару недель дед лепил и расписывал миски, и потом их нужно было обжигать.

Вот это - вообще самая мистическая часть. Вы только вдумайтесь, какие там нужны были температуры, чтобы глину обжечь! Печь для этой глины больше была ямой, которую снизу топили. Но сначала в нее сверху через небольшую дырку запускали кого-то худенького, и потом передавали ему все необожженные миски. Он аккуратно расставлял их по всему дну, потом так же аккуратно его вытаскивали из этой ямы через верхний люк. Потом все это закрывали и топили. Потом дед все это топил целый день, начинать надо было в 6 утра, и он там крутился возле этой печки полдня, растапливая ее до неимоверных температур. Собственно, перед самой печью тоже становилось очень жарко. Особенно летом, когда в Таджикистане и так легко все до 40 градусов нагревается. Т.к. дед страдал повышенным давлением, ему у печки было тяжело. Но других желающих (и умеющих) выполнить это задание вечно не находилось. После всего печь еще пару дней остывала, потом в нее опять запускали того же худенького и ловкого парня, который через ту самую дырку всю посуду снова выдавал наверх. Ну и перед этой акцией еще нужно было назапасать немалое количество дров, которые уходили на растопку.

Мы вот недавно с мамой вспоминали. Что чему-то в детстве научили хорошо - а потом кто-то на это еще полжизни прожить смог. У меня прямо такого не было. Но я помню, как я научилась шить. Я вообще, когда в самый первый раз села за машину, я точно знала, что в каком порядке сшивать. Не хватало только навыка строчить ровно. Потому что до этого я очень много, долгими вечерами, сидела возле мамы, и смотрела как она шьет. Иногда я буквально сидела и ждала какую-то юбку или платье, что мне сошьют и я надену. Иногда смотрела, как шили что-то другое - брюки, куртки. В результате я даже от сложных вещей точно знала весь механизм сборки.


P.S. Вспомнила еще один "полезный навык", который "нечаянно" приобрела в течение жизни, хотя сама никогда и ни разу... :-) Но про это нельзя писать в жж. :-)))

miumau: (Default)


У нас в соседнем доме живет молодая семья: муж, жена и сын лет 12-13. Мальчик без ноги, с хорошим протезом, и я все время наблюдаю, как он там живет бурной жизнью. Он занимается каким-то спортом, потому что регулярно куда-то едет с большой спортивной сумкой, и одетый в какую-то спортивную форму. Я просто не очень понимаю, от какого она спорта. Летом он в коротких штанах, и поэтому видно его протез с винтами на коленке, очень такой технологичный, похожий на ногу робота.

И вот я все время наблюдаю, как его "гоняют" родители. Т.е. они явно его очень любят, и хорошо с ним обращаются, и занимаются и все такое. Но ни разу они ему лишний раз дверь не откроют, калитку не подержат, или что-то из рук не возьмут. Приехали на машине, разгружают багажник, вручают ему ящик с закупками - как всем. И сумочку еще на руку повесят. И вот стоит отец у калитки, ждет, когда он эту калитку ногой подцепит, стоя на другой - и не протягивает руку, не помогает. Явно ждет, пока сын справится сам. И смотрит, как сын все открыл, не отставляя ящика, извернулся, с сумкой пропихнулся, по ступенькам поднялся. Коленкой ящик подпер, пока дверь открывал - все сам.

Недавно, разгар зимы, он навернулся на скользком тротуаре, и папа к нему подошел и серьезно спросил:
- Ну что, поднимать тебя?
- Нет, я сам.
- Ну вот руку давай подам! - протягивает руку.
Сын посмотрел на эту руку, секунд 10 подумал. Потом перевернулся на четвереньки. Сказал:
- Я знаю, это смешно выглядит - но я попробую встать сам.
И встал. Потихоньку встал на корточки (ногу с протезом поставив в нужное положение руками), потом расправил руки для баланса, сделал над собой усилие, и поднялся на обе ноги. Его шатнуло, но он не упал. Отряхнулся и пошел. И явно после первого же шага почувствовал, что подъем этот оказался тяжелее, чем он думал. У него явно что-то заболело. Он согнулся, оперся на бедро, вздохнул:
- Оой.
- Больно? - сочувственно спросил отец.
- Ага.
- Ну это все твоя гордость. Надо было руку брать.
- Ну да. Но вот зато теперь я - бедненький. Жалей меня!
- Хорошо, иди сюда, пожалею.
- Не, не пойду, я гордый...
miumau: (Default)
Новая мистическая история: у меня дома есть еще немобильный телефон (редкость), который показывает, если я пропустила звонок. И вот прихожу я недавно домой, и вижу, что там мигает пропущенный звонок. Смотрю откуда, и вижу, что это мне М. звонил с мобильного. Это странно. Мы перезваниваемся с мобильного на мобильный, или с городского на городской. С мобильного на городской он мне звонил один единственный раз в жизни - когда ехал куда-то на работе, и просто промахнулся в телефонной книге, пытаясь набрать номер через пульт в машине.

Тем не менее - вижу его звонок на домашний, в такое время, когда он вообще-то был на встрече. Ну, я удивилась - решила что может он мне по дороге на эту встречу звонил? (бывает), правда все равно не понятно, почему - на домашний. Написала СМСку, что мол видела твой звонок, но не буду сейчас перезванивать, т.к. ты явно уже на встрече.

А он и не звонил )

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 09:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios