Feb. 22nd, 2016

miumau: (Default)


Я уже писала и еще напишу: в честь грядущего юбилея у моей мамы [livejournal.com profile] st_f будет выставка в "Русском Доме" в Берлине, 26 февраля, в пятницу, в 18.00
Приходите! И берите с собой друзей!
Вот "событие" в фейсбуке - можете рассылать его. Там еще раз указаны все пароли и явки.

https://www.facebook.com/events/1654521734798813/
miumau: (Default)
Здравствуйте, Яна.

Большое спасибо за ваши дела, проекты, блог. Читал и ваши книги, и иллюстрированные. За блогом слежу лет пять.

Вы время от времени упоминаете упражнение по "улучшению настроения": начинайте улыбаться, даже если получится криво-неестественно, станет лучше. Я в целом с такой позицией согласен. Мне интересно, с какого возраста такое действие приемлемо для ребенка. Вы, например, когда это впервые с сыном обсуждали (если такое было)?
Моя жена временами просит улыбнуться нашего шестилетнего сына в моменты, когда он капризничает или расстраивается. Хотя в целом я в метод верю, смотреть на такого мелкого с кривой вымученной улыбкой на лице дико. Мне кажется, что в шесть-то лет эмоции "зажимать" не надо -- пусть уж лучше выплачет все обиды.

Что думаете? Может, какие книги / исследования есть на тему?

Спасибо.
Имя прошу не публиковать.

***

Здравствуйте!
Этот метод продвигала покойная Вера Биркенбиль - замечательная психолог, и дочь одного из известнейших неврологов в мире. Она говорила, что это - физиологическая реакция. Потому оно и действует. Это не плацебо, не самовнушение, а именно нечто физическое. Когда человек улыбается, это - результат целого ряда событий и сигналов нервной системы. Это - отработанный механизм, очень комплексный. Соотвественно, у тела есть такая привычка. А привычка на уровне несознательных рефлексов - великое дело. Такие привычки очень сильно "прописаны" в нашей нервной системе. Соотвественно, когда человек улыбается (напрягает соответствующим образом мышцы) некоторое время, нервная система начинает сигналить. Потому что это явление - улыбка - обычно возникает в комплексе со всеми остальными сигналами. Сигналов нет, повода для улыбки нет, а улыбка есть. Непорядок. И, чтобы восстановить привычное "правильное" состояние, организм выдает все остальные сигналы - выброс всех соотвествующих гормонов, который приводит к тому состоянию, в котором мы улыбаемся.

Так она это объясняла. И якобы проверяла многократно, на себе и других людях - работает. С какого возраста - я не знаю. Я познакомилась с нею и с ее идеями, когда моя сын уже был довольно большой, соответственно не могу сказать, с какого возраста это работает. Но смею предположить, что оно должно работать с того самого возраста, с которого человек способен улыбаться! :-) Ведь он улыбнулся - значит этот механизм в нем заработал. Значит можно им пользоваться.

Так что я думаю, что метод этот сработает.
Но я бы очень серьезно подумала о другом вопросе: в какой ситуации это уместно?
Ведь Вера Биркенбиль не советовала во всех случаях, когда вам хочется плакать и убиваться, насильственно улыбаться, пока это не пройдет! В жизни человека бывают боль, горе и страдания. И их надо переживать, пока не переработаешь. Это нормально, что мы не только улыбаемся, но и плачем или сердимся. Другой вопрос- что мы часто зацикливаемся на какой-то обиде, на темных мыслях, на всякой неполезной мысленной жвачке, и долго разрушительно страдаем, когда это давно неуместно.

Вот давайте попробуем вспомнить, с какого возраста у нас такое появилось, чтобы как-то бессмысленно страдать, циклиться, терзаться там, где такого уж повода для этого нет?
Например я не припомню, чтобы у меня такое было в детские годы. Когда я была ребенком, у меня (как у большинства детей) была высокая переключаемость. Поревела на всю ивановскую, отряхнулась, и побежала дальше играть. Слишком долго циклиться на обидах было некогда. О физической боли я плакала ровно столько, сколько чувствовала боль. Как только становилось немного легче - неслась дальше бегать во дворе. Детей легко переключить, отвлечь, им достаточно подуть на синяк, или сказать: "Ой, смотри, мышка бежит!" и они готовы забыть про трагедию.

У меня, по моим же ощущениям, первые зачатки излишних страданий появились в подростковом возрасте. Но и тут я не задерживалась в них слишком долго. Я знаю, что некоторые сверстники и сверстницы копались в себе неделями, терзаясь о каких-то драмах. Мне самой не доводилось погрузиться в такое столь основательно. Я впервые пережила подобное уже во взрослой жизни. Когда начала не складываться моя семейная жизнь. Я не могла понять, почему я, следуя своей логике, пытаюсь "все сделать правильно", а получается странный результат, от которого мне больно и плохо, и я выхода не вижу. Вот тогда у меня начались сомнения, терзания, проблемы с самооценкой, неуверенность в себе. Приступы вот этих бесконечных терзаний, когда ум мечется и ищет причину страданий, и не может найти. Вот в таких случаях упражнение с улыбкой было бы уместным.

А еще оно уместно там, где у людей накоплено очень много горечи и стресса, и они страшно срываются по ничтожным поводам. И сразу погружаются в дерструктивное состояние, из которого трудно выйти. Чуть что - сразу несутся с горки, и ускоряются, хотя видят, что летят в пропасть. Понятно, что орут на всех зря, что срываются неадекватно, отрываются на невиновных, преувеличенно скандалят. И причиняют вред себе и своей репутации. Но остановиться не могут. Вот для этих случаев было придумано это упражнение, а у вашего ребенка такое есть? Нужно ли его выводить таким хитрым способом из негативных состояний? Или может быть он просто переживает настоящую обиду - и лучше дать ему ее пережить, выплеснуть, и потом спокойно жить дальше?

В целом, я думаю, хорошо владеть таким упражнением - на тот случай, когда пригодится. Но может быть не стоит выкатывать такую тяжелую артиллерию против обычных мелких эмоций, которые являются просто важной частью нашей жизни?

Вот когда ваш ребенок впервые скажет: "Я знаю, что зря так переживаю, но не могу остановиться!" - тогда можно будет напомнить про этот выход.

miumau: (Default)
Вот вам очередной пример на тему "как надо уметь получать удовольствие от себя". :-)

miumau: (Default)
Вот так оно сидит уже полдня. Три раза встала и дала пожрать. Хватает на полчасика, потом она опять тут, таким вот взглядом сверлит. Кошки днем спят! Иди тоже спи! Чего ей не спится?
Сделала с нее набросок наскоро - потому что сидит как статуэтка. Втайне надеялась, что она сразу уйдет или хотя бы ляжет - они позировать не любят, в отличие от Федора. Не помогло. Сфотографировала - не помогло. Сидит так же. В четвертый раз кормить не буду! Треснет же! :-)

miumau: (Default)
Мы вчера с [livejournal.com profile] conjuncte пришли к выводу, что есть такой страшный вид прокрастинации - бессмысленные творческие приступы - невовремя.
Вот надо человеку делать заказ, сроки, куча работы, а ему вдруг в голову стукает какая-то полная хрень вроде "очень захотелось вышить остроумную надпись на трусах". Вернее нет - надпись на трусах, это было бы слишком безобидно - отнимет часик. Это должен быть проект вроде "зашить все трусы мелким крестиком, чтобы получилась интересная фактура". Это часов на 20 - это уже лучше годится. Это должна быть какая-то полная хрень, никому не нужная (которую, к тому же, наверняка никто и не увидит), на которую нужно сто часов, и которая очень захватывает. И тааак дико хочется попробовать. И от процесса - столько удовольствия! И успокаивает, и стресс снимает. Что бросишь работу и пойдешь пробовать. Ну всего пару рядов...

Ну и вот сидишь третий вечер подряд. И еще утром 3 часа после завтрака. И все время (вышивая крестики) думаешь: "Вот сейчас еще до конца нитки дошью - и пойду работать! Или вот сейчас все желтенькое дошью - и точно пойду работать! Вот сейчас до двух еще посижу - максимум!!! - и пойду наконец работать!

Ну и так далее.
:-))

Profile

miumau: (Default)
Копия блога Яны Франк

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 09:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios